Previous Entry Share Next Entry
О забытых именах русской эмиграции: Зинаида Узарова
Breviarissimus
breviarissimus

Поскольку в 20-ые гг. ХХ века в эмиграции оказалась едва ли не большая половина творчески активных носителей культуры покойной Российской империи, крупнейших величин искусства и науки Серебряного века, то на выходе получился совершенный нонсенс: государственное образование отсутствует, органов власти - нет, своей экономики как таковой - нет, политика - карликовая, практически полностью инкорпорированная в среду страны пребывания, - а великая культура есть. Уникальная ситуация, породившая феномен сохранения культурного единства в диаспоре, в чуждой этнической и языковой среде: образованный слой эмиграции чувствовал себя выполняющим миссию сохранения России, которую каждый из бежавших унёс в своем сердце. Плюс к тому, подобное мессианство предполагало еще и обогащение мировой культуры достижениями российских изящных искусств, наук и словесности: "Мы не в изгнании. Мы - в послании ...", - гордо заявлял Д.Мережковский. Разумеется, такие выспренные пассажи возглашались известными деятелями эмиграции и в целях самоуспокоения, своеобразной "психотерапии" - апатридам, имевшим в карманах нансеновские паспорта, приходилось мучительно встраиваться в жизнь на "чужих берегах", и лишь малая их часть добилась успеха в этом нелегком предприятии.

Тем не менее, были у русских за рубежом и всемирно признанные достижения. Один из самых показательных примеров тому - искусство классического танца и балета. Русский балет пользовался на Западе огромной популярностью ещё с 1909 г., когда Дягилев впервые вывез балетную труппу в Париж, на первый "Русский сезон". В дальнейшем, А.Павлова, В.Нижинский и другие мэтры закрепили славу русского балета как особого явления, а эстафету Дягилева после его смерти продолжил Сергей Михайлович Лифарь, который был не только постановщиком, но и теоретиком балета. В крупнейших городах мира русскими были открыты балетные студии, где искусство русского балета преподавалось иностранцам. Среди руководителей этих школ были такие знаменитые артисты как приснопамятная Кшесинская, Коралли, Преображенская, Балашева, Егорова и другие. Русскими деятелями балета была создана наука о танце - хореология, утверждённая в списке научных дисциплин, преподаваемых в Сорбонне, где С.Лифарь получил свою кафедру. Впоследствии он писал: "Мы с гордостью утверждаем, что мировой балет всей первой половины XX века есть создание балетных сил русской эмиграции".

Среди упомянутых "балетных сил", за рубежом активно работали признанные звёзды старой, дореволюционной школы - такие как Ольга Александровна Спесивцева, дебютировавшая еще в 1913 году на сцене Мариинского театра в "Раймонде", так и молодые, в силу возраста полностью сформировавшиеся за рубежом, и яркий пример этого, полностью эмигрантского поколения русского балета, - Татьяна Михайловна Рябушинская (1916 г.р.). Их судьбы сложились совершенно в различном ключе: наследница купеческого рода Рябушинская обучалась в эмиграции у самой Кшесинской, сам Джордж Баланчин пригласил её работать в только что открывшийся "Ballets russes de Monte-Carlo". Она успешно выступала в Ковент-Гарден и на Елисейских полях, основала с мужем (хореографом Д.Лишиным) балетную школу в Лос-Анжелесе и прожила долгую, счастливую жизнь, тихо скончавшись на своей вилле в Калифорнии в 2000 г., в окружении бесчисленных кошек, скрашивавших её одиночество в последние годы. Спесивцева же, одна из лучших исполнительниц партии "Жизели" в мировой истории, уехавшая за рубеж в нач. 20-ых гг. благодаря протекции своего мужа/любовника, чекиста Б.Каплуна, после яркого взлета (Баланчин ставил специально для неё балет "Кошка" на музыку А.Соге) и славы, 20 с лишним лет угасала за океаном, в больнице для умалишенных. Подробности её непростого жизненного пути можно прочитать в блоге ljwanderer здесь, а по этой ссылке читатель найдёт неплохую подборку фотографий обеих метресс русского заграничного балета.  

К сожалению, если вышеупомянутые примы-балерины оставили свой заметный след в истории, и им посвящено изрядное число публикаций и мемуаров, включая театральные постановки и художественные фильмы, то гораздо большее число деятелей этого вида искусства забыто так основательно, что любая попытка отряхнуть пыль забвения с их имён натыкается на полное отсутствие материалов. В частности, по личности Зинаиды Узаровой не сохранилось практически никаких сведений. Даты жизни тоже неизвестны.

"Узарова Зинаида. Танцовщица, хореограф. Училась в балетной школе в эмиграции. В Константинополе организовала свою труппу из 12 балерин и переехала с ней в Бухарест (Румыния). Долгое время была солисткой Национального театра. Выступала с гастролями во многих странах, в том числе в Южной Америке. В Париже выступала в Русском клубе (1927), в Русской оперетте ("Жрица огня" В.Валентинова) (1932), в благотворительном концерте в пользу Союза русских военных инвалидов во Франции (1933) и др. В 1930 выступления Балета Зинаиды Узаровой состоялись в Париже в Театре Елисейских полей." - это единственная биографическая справка по ней, доступная сегодня. Но всё-таки попробуем копнуть поглубже ...

В архиве эмигрантской газеты "Возрождение", выложенном на сайте Принстонского университета (США), в № 3(912) от 1 декабря 1927 г. читаем: "Зинаида Узарова из "Фоли Бержер" переходит в "Казино де Пари", куда она ангажирована на ревю 1927-28 гг. Спектакли с участием Узаровой начнутся 1 декабря." (источник). Таким образом, можно утверждать, что З.Узарова уже на тот момент была широко известна публике, раз сообщение о новых местах её выступлений публикуются в прессе. Здесь необходимо пояснить, что кабаре "Фоли Бержер", существующее в Париже с 1869 года, - это своего рода исходная "альфа" и "омега" мюзикхолльной культуры Европы, именно здесь, к примеру, танцевала с середины 20-ых гг. Жозефина Беккер, первая исполнительница чарлстона. И профессиональные балерины на здешней сцене были не редкостью, скорее наоборот. К тому же, жизнь на чужбине не предполагала к особой разборчивости в выборе рода деятельности - вышеупоминавшаяся Рябушинская, в частности, до знакомства с Баланчиным, выступала в 14-летнем возрасте на подмостках реинкарнированного в Париже кабаре Никиты Балиева "Летучая мышь".

Дальнейшие разыскания привели нас на страницы журнала "Мир и искусство", Париж, майский выпуск 1930 года. В нём размещена чрезвычайно хвалебная публикация об Узаровой, посвящённая её предстоящим в июне спектаклям в Театре Елисейских полей (5-го и 13-го числа). Любопытное замечание автора статьи: "У г-жи Узаровой нет того российского стажа, который сразу определяет то или иное место русской балерины. За ней стаж ... эмигрантский, то есть девятилетняя работа у профессоров, взлеты отдельных успехов, горячо отмеченных прессой, ряд выступлений в Константинополе, в балете у Надеждина, затем государственный театр в Бухаресте, наконец большое турне по Америке. ... И вот, наконец, Париж!".

Серьезный послужной список, из которого мы можем заключить, что сценическая карьера Узаровой началась, скорее всего, в 1921 году ("девятилетняя работа"). В другой публикации, небольшом интервью актрисы, которое она дала корреспонденту "Иллюстрированной России" (№ 21(262) от 17 мая 1930 г.), сама Узарова рассказывает: "Я пошла в балетную школу уже в беженстве. ... Мне посчастливилось - прошла через руки наиболее славных наших наставниц. Пришлось, конечно, работать без устали - ведь за восемь лет я должна была проделать то, на что другие отдают все свои юношеские годы ... После дебютов в Константинополе, организовав собственную труппу из 12 балерин, я переехала в Бухарест, где долгое время была солисткой Национального театра ..." (имеется в виду Национальный театр Румынии "Ион Лука Караджале"). В ходе разговора, Зинаида отмечает свою любовь к классическому репертуару, "но без чрезмерного ригоризма". Разумеется, в театре на Елисейских, она уже выступает, имея, по словам журналиста, титул "уникума ... первой большой русской танцовщицы, вышедшей из эмиграции", и в июне 1930-го ею был представлен на суд парижан самый что ни на есть классический репертуар состоявшейся балерины - "Русалка" на музыку Римского-Корсакова, сюита кавказских танцев "Аул" Иполлитова-Иванова ... разве что балет "Авиаторша" (по другим источникам "Авиатриса") некоего Л.Сабанеева сама исполнительница отнесла к произведениям "тронутым веянием модернизма", и для которого она сама написала комедийное либретто.

Однако, еще в 1927-29 гг. Узаровой прочили судьбу "звезды мюзик-холла". На её счету ангажемент в Фоли Бержер и Казино де Пари, в ревю Мориса Шевалье ей, как сообщает пресса, "отводятся три картины" - что уже само по себе, учитывая вес Шевалье в тогдашнем артистическом мире, было показателем успеха. И вдруг выясняется, что кафе-шантанные ревю не прельщают нашу героиню, и она выбирает "путь чистого искусства". С точки зрения коммерческого успеха такое решение представляется весьма опрометчивым, но Узарова была непреклонна, она создает свой собственный балет. Ценители высокого в восторге, "... в этом решении её горячо поддерживают арт. Моск. Имп. театра Е.В.Красовская, дирижер Моск. Имп. театра Ю.Н.Померанцев и другие." В номере "Возрождения" от 24 мая 1930 г. проскальзывает следующая краткая информация: "... бывший режиссер Русской Оперы Кузнецовой-Масснэ, г.Черный, приглашен З.В.Узаровой главным режиссером её балетного театра".

Отметим деловую хватку Узаровой - дело в том, что частная Русская Опера, созданная Марией Николаевной Кузнецовой-Бенуа (по третьему мужу - Массне) в 1929 году, собрала совершенно звёздный состав, начиная от исполнителей, и заканчивая лучшим оркестром Парижа (т.н. "Оркестр Страрама"). Благо, супруг М.Кузнецовой, племянник композитора Массне, был промышленником и располагал многомиллионным состоянием, которое он щедро тратил на благотворительные цели. Однако, после непредвиденно затянувшихся гастролей в Южной Америке в начале 1930 г., антреприза Кузнецовой была разорена. Огромная по тем временам, для частного театра, труппа в 129 человек, начала распадаться - чем и воспользовалась героиня нашего повествования, переманив к себе одного из режиссеров. Кстати, цитированная заметка - это единственный источник, в котором указаны полные инициалы балерины, "З.В".

По поводу дальнейших планов Узаровой, газеты сообщали о том, что она всерьез заинтересовалась кинематографом. "В ближайшее время нам предстоит оценить госпожу Узарову и как кинематографическую артистку, ведущую главную роль в новом фильме "Пара гнедых", созданном на слова популярного романса. Фильм этот будет сонорным, и по имеющимся у нас сведениям близится к окончанию. После гастролей ... немедленно возобновятся работы по его окончанию". Судя по всему, речь шла о ленте в жанре, который был весьма популярен в дореволюционной России, - "кинороманс". Упомянутый романс А.Н.Апухтина "Пара гнедых" дважды экранизировался в такой стилистике, в 1911 и 1916 гг., и оба раза с большим успехом. Можно предположить, что, не мудрствуя лукаво, продюсеры решили использовать открывшиеся с эрой звукового ("сонорного") кино возможности и пригласили Узарову на главную роль - дабы использовать её драматическое дарование и пластические возможности в новой интерпретации грустной истории о блестящей некогда красавице, коротающей старость в одиночестве, и сопровождаемой в последний путь парой верных гнедых коней.

Пара гнедых, запряженных с зарею,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредете вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.
Были когда-то и вы рысаками,
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарилась с вами,
Пара гнедых!
...

Грек из Одессы и жид из Варшавы,
Юный корнет и седой генерал -
Каждый искал в ней любви и забавы
И на груди у нее засыпал.
Где же они, в какой новой богине
Ищут теперь идеалов своих?
Вы, только вы и верны ей доныне,
Пара гнедых!
...

(подробнее о судьбе романса "Пара гнедых" можно прочитать на этой странице). Кстати, вы узнали знаменитую строку, вошедшую в коллекцию русских обиходных присловий - "Были когда-то и вы рысаками"?

К сожалению, мне пока не удалось найти никаких упоминаний об этой картине, и остается непонятным - была ли закончена работа над ней и выходила ли она в прокат? Хотя, такова судьба подавляющего большинства кинокартин, отснятых с участием русских актеров в 20-30-ые гг. за рубежом и рассчитанных на эмигрантскую публику. Малое количество копий, небольшая, специфическая аудитория ... - после Второй мировой почти все они пропали бесследно.

Более удивительным выглядит то, что последнее упоминание о З.В.Узаровой в литературе и периодике датируется 1933 годом, после чего все её следы теряются: словно бы стёрли человека ластиком со страниц. Тотальное умолчание, словно бы и не было никогда такой балерины и танцовщицы, партнерши М.Шевалье и восходящей примы русского балета. Можно выстроить немало версий по поводу такого "заговора молчания", поскольку дата смерти Узаровой равно неизвестна, как и дата её рождения. Возможно её жизнь внезапно прервалась, а быть может она просто уехала в одну из отдалённых русских колоний, в ту же самую Южную Америку или Австралию. По крайней мере, свидетельства о том, что балет в Аргентине и Австралии создавался при участии наших танцовщиц - существуют, а вот он-лайн архивы русскоязычной эмигрантской прессы этих стран мною покуда не найдены.

В любом случае, фигура З.В.Узаровой достойна того, чтобы вновь войти в число деятелей культуры, внесших весомый вклад в развитие искусства русской эмиграции второй четверти ХХ века.








  • 1
Спасибо за замечательный рассказ. Все три балерины очень красивы, но особенно поражает благородная красота Рябушинской, теперь такой тип лица редко можно встретить...Не нашла информации, была ли балерина в родстве с известным художником и меценатом Н. П. Рябушинским.

Трудно судить об индивидуальности балерин по фотографиям, интересно, сохранились ли записи выступлений Рябушинской, Спесивцевой и Узаровой, хотя, даже если и сохранились, вряд ли они доступны для нас. А жаль...

История жизни Узаровой интригует: что же случилось с ней после 1933 года? Может, узнаем когда-нибудь с Вашей помощью. :-)

.

Edited at 2013-11-25 08:15 pm (UTC)

"Не нашла информации, была ли балерина в родстве с известным художником и меценатом Н. П. Рябушинским. ..."
Безусловно была. Она - племянница Николая Павловича. У Павла Рябушинского было 5 сыновей, и только Николай не пошел по "коммерческой части", ударившись полностью в искусство. Михаил же бизнеса не бросал, хотя и сам был не чужд прекрасного, по-своему, по купечески. Женился, к примеру, на балерине Т.Ф.Примаковой. Уже в эмиграции, во Франции, он бросил семью, мать Татьяны была вынуждена работать гувернанткой, а сам Рябушинский жил в Лондоне, отдельно, не интересуясь особо судьбой дочери и жены.

Буквально по нескольку кадров:

С.Лифарь и Рябушинская:


Балет Фокина "Сильфиды", трио "Baby Ballerinas" - Рябушинской здесь 15 лет, другим участницам - Ирине Бароновой (1919-2008) и Тамаре Тумановой (1919-1996 и вовсе, 12 и 13 соответственно. Прозвище "Baby Ballerinas" придумал критик Гаскелл, и оно "приклеилось" к участницам на всю их долгую жизнь.


Краткий очерк об О.Спесивцевой на т/к "Культура".


И еще немного трогательных хроникальных кадров Спесивцевой.



Edited at 2013-11-26 04:12 am (UTC)

Огромное спасибо, теперь хоть имею некоторое представление о великой балерине Спесивцевой. Вот, еще нашла - Portrait of Olga Spessivtseva: http://www.youtube.com/watch?v=6CIOsjvMpWw

Edited at 2013-11-26 01:53 pm (UTC)

Вам тоже спасибо большое :-) По Узаровой же пока ничего нет, увы. Пусто.

А почему у меня видео по ссылке в сообщении не открывается?

http://www.youtube.com/watch?v=KCxbafmWkqE

Осваивайте смелее интерфейс вставки через встроенный редактор ЖЖ :-) Тогда видео будет непосредственно встроено в пост.


В Ютубе под роликом есть кнопка "Поделиться": при её нажатии выскакивают несколько вариантов, в т.ч. есть и готовый код для вставки в ЖЖ (тот, что с характерным карандашиком).


Благодарю за помощь, разобралась. Например, портрет Татьяны Рябушинской:




Edited at 2013-11-26 03:12 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account