Previous Entry Share Next Entry
О неполиткорректности в музыкальной критике 30-ых гг.
Breviarissimus
breviarissimus

Читаю сейчас статью известного журналиста А.В.Амфитеатрова (1862-1938 гг.), посвященную творчеству немецкого композитора Э.Блоха. Опубликована в эмигрантском журнале "Театр и жизнь", № 60 от 1 мая 1934 г. (оригинал здесь). Блох - еврей, и, естественно, в статье основой акцент сделан на национальном аспекте творчества музыканта. "Он никуда не может уйти от своего гебраизма, даже если бы захотел, ибо это в нем и расовое, и индивидуальное.", - замечает Амфитеатров, характеризуя знаменитого симфониста из раввинского рода.

"Уйти от своего гебраизма" ... когда я читаю белоэмигрантскую периодику, то вижу насколько изменился великорусский язык всего за 80-90 лет. Конечно, лексика на первом месте, но и обороты речи тоже впечатляют. Да ещё и густо приправленные галлицизмами, особенно та часть прессы, что издавалась во Франции.

"Гитлерианское гонение на евреев опустошило музыкальную жизнь Германии ... в пользу соседних стран". Крайне любопытное определение, по всей видимости возникшее ещё в те поры, когда термин национал-социализм был слабо известен в Европе, а усики истеричного диктатора уже успели примелькаться на первых полосах газет.

На десерт у нас исторический анекдот от Амфитеатрова - приводимый, кстати, автором именно в целях апологии героя публикации. Безо всякого негативного подтекста. Только представьте, какой дикий гевалт поднялся бы в сегодняшней прессе, когда б музыкальный критик использовал такой апокриф в своей рецензии. Эпоха политкорректности, будь она неладна.



  • 1
В анекдоте не нашла ни малейшего проявления антисемитизма, по-моему, вполне годен и для современных публикаций, если конечно, у нас не запретят ссылаться на национальность вообще, и на еврейскую, в частности.
Лично мне "безнациональная космополитическая" музыка Мейербера нравится, чего не могу сказать о музыке Блоха. Чисто случайно попала на "Шеломо" в Нижегородской филармонии этим летом. "Между тем, музыка Эрнеста Блоха не только в высшей степени расовая музыка, но это есть, поистине, звуковое воплощение еврейского духа, психологии и философии еврейского участия в исторических судьбах человечества"(из рецензии Амфитеатрова).
А меня охватила жуткая тоска, не сбежала только из вежливости к собравшимся, был полный зал восторженных слушателей. Вероятно, причиной тому послужило отражение в музыке "еврейского участия в исторических судьбах человечества"...

Edited at 2014-01-22 01:25 pm (UTC)

Вам хватило малой толики, чтобы приобщиться :-))))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account