Previous Entry Share Next Entry
О сложностях самоидентификации закарпатского населения
Breviarissimus
breviarissimus

Поскольку в свете последних событий на Украине, достаточно часто поднимается тема закарпатских русинов и их неотъемлемого права на самоопределение, мне показалось интересным покопаться на предмет того, что же писалось перед Второй мировой войной на эту тему. Учитывая, что боевые действия (в той или иной форме) шли в Закарпатье уже с весны 1939 года - когда заинтересованные стороны пилили быв. Чехословакию, события вокруг руснаков и украинских националистов, также полагавших эту землю своей, вертелись тогда в скоростном калейдоскопе. В частности, немалую часть Země Podkarpatoruská оттяпала (по т.н. "Венскому арбитражу") Венгрия, окончательно оккупировав (18-21 марта 1939 г.) земли самопровозглашенной было "Карпатской Украины". Местное население, которое 20 лет неплохо существовало под властью Праги, сначала попало под венгерскую опеку, а потом, после 1945 года, вошло в состав УССР, Закарпатской областью. Нынешний Киев усиленно делает вид, что никаких "русинов" не существует, "это всё придумал Черчилль Путин ...", а любые автономистские поползновения со стороны Ужгорода суть покушения на унитарность неньки. В целом, неплохой коротенький обзор по истории русинского движения можно прочитать здесь, "Вся правда о русинах и сепаратистах", - правда, держа постоянно в уме, что авторы статьи всё-таки слегка двинуты на почве укронационализма, а потому акцентики расставляют грамотно.

Но вернёмся же в 1939 год: на дворе 17 февраля, пушки уже вовсю громыхают, пахнет войной, и корреспондент парижской "Пти паризьен" едет к чёрту на рога, в городок Перечин, один из райцентров Закарпатья, дабы узнать мнения местных жителей насчет общеевропейской заварухи и т.д. Услыхать, так сказать, vox populi с мест, где уже воочию были ощутимы последствия развала Версальской системы. По ходу командировки, выяснилось, что общение француза с тамошними пейзанами изрядно затрудняется неграмотностью местного населения: "Пятьдесят два, а может быть и пятьдесят пять русинов на сто не умеют ни писать, ни читать. На базаре я разговаривал с восемью мужчинами и тремя женщинами. Семь из них были неграмотны, один мог читать лишь крупную печать и, наконец, один когда-то знал грамоту, но позабыл" (источник: "Возрождение", Париж, № 4171 от 17.02.1939 г.). Да, это тебе, мусье, не в воронежском колхозе ... тут изуверской Соввластью покуда не пахло, девственная отсталость и близость к природе, безо всякой лампочки Ильича и "пинками в школу".

Кое-как достигнув приемлемого уровня взаимопонимания, корреспондент начал пытать крестьянство на предмет отношения к "...планам создания великого украинского государства, с включением в него всех украинцев России, Польши и Чехословакии". Здесь прошу отметить: безусловно, товарищ из "Пти паризьен" не конопли накурился, но и не мог почерпнуть подобную ахинею ниоткуда, кроме как из писаний ОУНовских идеологов. Мельниковцы-бандеровцы, хотя и потрепанные польскими репрессиями 1934-35 гг., с воодушевлением ждали зелёного свистка от своих покровителей из Гроссдойчланда, дабы воспользоваться намечающейся замятней и основать великую Украину. Тот факт, что их немецкие покровители рассматривают борцов за незалежность исключительно как подрывной элемент, используемый против Польши, Чехословакии и СССР, и вряд ли горят желанием реально помогать в создании укрогосударственности, двинутых на всю башку отморозков никак не смущал. И, конечно, остальная Европа хорошо представляла себя степень придурковатости и провинциализма всякого рода "сичевиков", скачущих с осени 1938 г. по Карпатским склонам и кусающих то умирающую Чехию, то суровых мадьяров - последних, впрочем, без особого успеха. Примерно таким же зверьком выглядел в глазах образованной публики и униатский священник Августин Волошин, германофил, усиленно пытавшийся сподвигнуть русинов к "великоукраинским" потугам.

Реакция собеседников была впечатляющая. "Они слушали меня в молчании ... затем переглянулись с удивлением. Наконец, один их них спросил меня:
- Вы хотите знать желаем ли мы, чтобы поляки и русские пришли к нам?
- Нет, я не говорю ни о русских, ни о поляках. Я говорю об украинцах, которые говорят на том же языке, что и вы. Желаете ли вы, чтобы они все объединились в единое государство.
Он подумал несколько секунд и затем сказал:
- Зимой мы хотим оставаться у себя на горах. А летом мы, как всегда, намерены спускаться в долины. Вот все, что мы хотим."

Хата с краю, ничего не знаю, никакая "Украина" даром не нужна ... Собственно, вот и квинтэссенция. Глухая провинция, даже по меркам славянского мира. Плюс к тому, никакого отклика на тезисы бандеровской пропаганды. "Национальное самосознание", "единство народа" - слишком абстрактные понятия для честных и откровенных горских пастухов. Поэтому, когда сегодняшние киевские хитрованы заявляют, что русинское население всегда ощущало себя едиными с украинским народом, они изрядно лукавят. Апеллировать к истории этноса, постоянно находившегося на перекрестке, где сталкивались интересы трёх империй (Австро-Венгрии, Германии и России) можно лишь принимая в расчёт объективно сложившиеся соц.-эконом. условия, имевшие место в Подкарпатской Руси XIX-XX веков. Отсутствие промышленного производства, сугубо аграрный уклад жизни, козопасы, овечки, пасторальные сцены вживую ... не было в Закарпатье базиса для подъема массового национального движения в современном смысле, "снизу". И не могло быть, кроме как по религиозному признаку. А вот среди малочисленной, но довольно активной прослойки образованных горожан: было, да еще какое. Различия же между умонастроениями самых что ни на есть "щирых" (по месту рождения) хуторян, откуда-нибудь из-под Черновцов, и их русинских соседей - по отношению к вопросам "крови, почвы и политики", - вряд ли были различимы иначе как под микроскопом.

"- Слышали ли вы о Муссолини?
Они молча отрицательно покачали головой.
- А о Рузвельте?
Снова молчание.
- Ну а о Хитлере вы слышали?
Тот, который отвечал на мои вопросы, вынул изо рта трубку и заявил:
- Ну, конечно, этого мы знаем. Это тот германский генерал, который убивает евреев".

Занавес, дамы и господа.







?

Log in

No account? Create an account