Previous Entry Share Next Entry
О фантастике как сценарной основе
Breviarissimus
breviarissimus
Возвращаюсь к собственным рассуждениям о только что испечённой экранизации «Обитаемого острова» и бреду мыслью далее. Взявшись перебирать произведения фантастической направленности, достойные быть увековеченными на широком экране, бысть мне зашедшу во временной тупик. В самом деле, что научная фантастика, что фэнтези, ныне переживают не лучшие времена. Всё самое лучшее уже было написано, как мне грешному сдаётся.

Вершины фэнтезийной литературы создали её отцы-основатели – Ховард, Лавкрафт и Толкиен. При этом «Властелин колец» и «Конан» уже экранизированы (удачно) и только мистические истории про Ктулху и Азаг-тота ждут своего адекватного отображения в лучших традициях классического ужастика. Пожалуй, лишь Стивен Кинг радует голливудских режиссеров, и заодно нас, зрителей, выпекая очень «кинематографические» произведения в широкой жанровой палитре: от неторопливых и почти научных «Лангольеров» до нагнетающих мрак «Сияния» и «Кладбища домашних животных». Но полностью относить его по ведомству последователей Лавкрафта не представляется возможным, ибо в творчестве Кинга очень сильны традиции Э.По с его символизмом, да ещё, пожалуй, вполне реалистических по антуражу Меллвила и Бирса. Экранизаций последнего, кстати, я вообще не припоминаю – тут, вне всяких сомнений, киношники изрядно промахнулись.

Обозревая просторы SF, моя рука раззуделась уже более широко, так как число достойнейших авторов, не охваченных всесильным вниманием Голливуда, в этом жанре особенно велико. Ларри Найвен с его «Миром Кольца» - это вам не мелочь по карманам тырить, здесь размах идет уже на эпопею, равновеликую кольцам Средиземья… Напрочь предан забвению Хол Клемент, писатель очень качественный и «ровный», ежели можно так выразиться, проходных вещей у него практически нет. Отдавая себе отчет, что воссоздать мир планеты-гиганта, лишь чудом не превращающегося в солнце, населенной десятками рас, выживающих при гравитации, в сотни раз превышающей земную – задача нетривиальная даже при сегодняшних возможностях компьютерной графики, я констатирую что его роман «Операция «Тяготение» еще долго будет невостребованным Спилбергами & Ko. Увы. С другой стороны, блестящий «Огненный цикл» просто таки просится на экран – тут тебе и трогательная сентиментальная дружба землянина и аборигена, и остроумная задумка мира планеты, обращающегося вокруг звезды-красного карлика, которая сама, в свою очередь, вращается вокруг гигантского голубого светила, что порождает фантасмагорическую и регулярную смену климата на планете, и чередование живущих рас (в зависимости от «холодных» и «горячих» периодов погоды), и проблемы этического свойства (земляне настойчиво пытаются спасти «холодную» расу, когда выясняется, что зарождение «горячего» вида жизни невозможно без смерти «холодных»)... Куда смотрят продюсеры, мать их ети?

А уж при упоминании Ст.Лема меня просто начинает колотить от самой мысли, что столько лучших образцов мировой НФ, сокрытых в его томиках, пылятся под спудом. Причудливый социум «Возвращения со звёзд», в котором Лем полемизирует с теоретиками коммунизма, где население Земли поголовно подвергнуто «вакцинации от насилия» («бетризация»), розовый мир гламура и порожденные этим сублимации агрессивного субэго Homo Sapiens – чем не сценарий антиутопии для Стоуна? Ждут своего часа психологические истории о пилоте Пирксе, хотя уже и была робкая попытка их экранизации в виде совместной советско-польской поделки «Дознание пилота Пиркса» (1979 г.). Кроме того, на мой взгляд Трурль и Клапауциус, герои многочисленных киберсказок, могли бы стать героями анимационной ленты, выполненной в притчевой манере, а бесподобный лемовский юмор привнес бы ту толику улыбки, отсутствие коей так вредит сегодняшним монстрам мультипликации, вроде Миядзаки.

Но самый лакомый «синематографический» кусочек у Лема – это вне всяких сомнений – «Непобедимый» (в точном переводе названия - «Непобежденный»), вышедшая в 1964 году. Небольшая по объему повесть о столкновении человека с некроэволюцией, цивилизацией роботов, выродившихся из квазиразумных монстров в нанопыль, достойна руки самого Камерона с братками Вачовски на подхвате… Оставляя в стороне идейную подоплеку произведения (возможность вовлечения механической цивилизации в биоценоз планеты; разумность и необходимая мера мести как проявления воли человека; принципиальная невозможность контакта с негуманоидами), я вижу на страницах «Непобедимого» столько шикарных боевых сцен с участием техники, людей и их противника – аморфной и непознаваемой Тучи, что небрежение данной книгой со стороны режиссеров, мастеров экшена, представляется мне нетерпимым. Кроме того, там есть ГЕРОЙ – мужественный, достойно ведущий себя в экстремальных ситуациях, включающий в нужный момент интеллект (а не плазменный меч аки большинство героев боевичков), с нужными пропорциями самоиронии и рефлексии. Я отношу указанное произведение к высочайшим вершинам жанра SF, равному которому давным-давно ничего не выходило в свет. Его экранизация, при солидном (но отнюдь не запредельном) бюджете и грамотной режиссуре Мастера могла бы стать событием с большой буквы.

Сама повесть доступна по этой ссылке.

P.S. Лему катастрофически не везло ни с экранизациями, ни с иллюстрациями. В частности «Непобедимый» выходил исключительно без иллюстративного ряда. Отрадно, что ныне имеются энтузиасты, восполняющие этот пробел:
- нумер раз
- нумер два (но у этого товарища все графические работы вперемешку, так что надо пролистывать журнал назад).

?

Log in

No account? Create an account