Previous Entry Share Next Entry
О маленьком глотке надежды
Breviarissimus
breviarissimus
С опаскою оглядываясь назад, мы боимся увидеть подтверждения своего возраста, но их становится все больше и больше. Приметы летящих прочь лет неумолимо встают за спиной частоколом дат и событий, знаковых и пустяшных, горьких и радостных … В наступившем 2009 году исполняется 30 лет со дня выходы на голубые телеэкраны притчи «Тот самый Мюнхгаузен». Перенасыщенная аллюзиями и иносказаниями, грустная комедия Г.Горина была пиршеством духа для отечественной интеллигенции, а Марку Захарову удалось собрать такой звёздный актерский состав, что получившееся на выходе кинополотно стало шедевром без кавычек. Чудо вошло в обыкновение: страна получила культового режиссера телефильмов, поскольку полутора годами ранее уже смеялась и плакала над историей любви Медведя, и устало снимал корону Е.Леонов, обращаясь к миру: «Здравствуйте. Я – Король…». Среди царивших в те поры унылости и казенного однообразия партвдохновенных производственных киноштамповок, Захаров привнес лучик театральности, в лучшем смысле этого слова, в царство мрачного реализма. Истомленная истуканом Станиславского, страна с благодарностью приняла прививку Вахтангова и даже чуть-чуть Мейерхольда… Зритель вновь почувствовал вкус к буффонаде и уже никого не удивил затем обаятельный и демонический Калиостро, экстрасенс и жулик, прозревший истину в пейзанских просторах Смоленщины.

Абсурдный гротеск горинских новелл никого не обманывал – чем можно было поразить детей Славы КПСС, двусмысленных от рождения? А вот дать им глоток кристально чистого раздумья, попытаться заставить обрести ясность ума – не через катарсис, нам таких очищений хватило за 70 лет по горло, с кровищей и хрипами – а просто прояснить взгляд, обрести покой чистого неба… с этой задачей Горин и Захаров справились «на ура!». Их картины отличает необъяснимая прозрачность, они словно бы писаны акварелью… не репинские выпуклые бурлаки, а борисово-мусатовские девушки у пруда, наивные и такие мудрые. Эпоха застоя подходила к логическому финалу и тревожные предзнаменования уже были ясны читающим между строк, но дарил надежду неутомимый барон-правдоруб, утешавший усталых и заклинавший:

Я понял, в чем ваша беда — вы слишком серьёзны. Умное лицо — ещё не признак ума, господа! Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа… Улыбайтесь…

P.S. И конечно музыка, в «Мюнхгаузене» она завораживает и обволакивает действо в детское одеяльце печали и надежды.


Всё-таки Рыбников - великий кудесник звука.




Бересклет
08.02.2009 20:52

А "Убить дракона"???!!!!Я вообще не понимаю каким образом Захарову удалось вывести это на экран, с непрозрачными и даже не полунамеками, на конкретных личностей, культовых заметьте, нашей советской истории. Я, могу смотреть эти фильмы бесконечно, они и в самом деле имеют свойства антидепрессанта.Почему еще в нашей стране не начали лечить от всяких нервных болезней советскими фильмами, закрыли бы человека на сутки и показывали, интересно чтобы из этого вышло...



Heinz
09.02.2009 07:48

Бересклет пишет:
Я вообще не понимаю каким образом Захарову удалось вывести это на экран...


Все очень просто: потому что уже вышла книжка меченого Миши "Перестройка и новое мышление" (дек. 1987 г.), уже отбомбились по статье Нины Андреевой "Не могу поступаться принципами" (5 марта 1988 г.) и на всех парах мчалась навстречу всему советскому народу XIX партконференция... Незабываемый 1988-ой, черт возьми!!! Дракон умер 35 лет назад, но лишь к концу 80-ых гг. у записных ланцелотов достало смелости укусить его тень, m-lle. Увы, "Убить дракона" - самый слабый фильм Марка Анатольевича... самый политизированный и декларативный.



Бересклет
09.02.2009 19:22

Mr. не соглашусь с Вами, ибо считаю данный фильм гранью из множества талантов Марка Анатольевича, на тот момент его как режиссера волновало именно это и ко всему прочему дракон в разных лицах всегда с нашим народом, мы не сможем без него обходиться, нам нужна жестокость его поступков и изречений, нам нужен государь, которому мы подчиняемся, увы как бы мы не любили свободу, получив ее, мы начинаем искать клетку, чтоб втиснуться в нее и ждать своего повелетиля. Захаров патриот, он любит Россию,пусть у него скверный характер, но он любит дело, которым занимается и боготворит свой театр. Заметьте, что НЕ Захаровские постановки в Ленкоме невозможно смотреть, это не режиссерские спектакли, а актерские. Меня далековато унесло, но я это к тому, БОЛЕЕТ он за все, что происходило и происходит в России, иначе не было бы таких откровений как "Убить дракона".
ПС: К слову сказать, я все таки больше люблю МЮНХГАУЗЕНА...вот такая я фигня



Heinz
10.02.2009 12:38

К сожалению, движимый, возможно, лучшими побуждениями, Захаров сваял "агитку Бедного Демьяна". Придав пьесе Шварца злободневный антураж, он "... испортил хааарошую вещь!" (С) Как только Дракона разрешили пинать, нашлось масса желающих это сделать, причем в размахе ноги и силе удара каждый руководствовался либо велениями своей зудящей гражданственности (о, я хорошо помню демократов-88, истово чешущихся от феназепама и желания харкнуть в коммунизм!), либо рекомендациями соответствующих отделов MI-5 & CIA. И что более руководило Марком Анатольевичем – не мне судить.

Теперь к вопросу о «клетке». Не так давно, уважаемый Вашим покорным слугою и г-ном Эвокатором, философ К.Крылов уподобил демократов той «золотой поры» героине известного анекдота про бабушку, страстно желавшую стать дедушкой. Она так утомила Господа своими молитвами, что он-таки внял её назойливым пожеланиям и бабуля обрела мужские вторичные половые признаки. Но поскольку Всевышнему нельзя надоедать, то x@й вырос у просительницы на лбу и нестоячий… - ни эстетики, ни функциональности. Так вот, фильм «Убить дракона», ввиду своих слабых художественных качеств и значительной политангажированности, надобно рассматривать именно как «моление бабушки». Вдоволь насмеявшись над бургомистром-Леоновым aka Брежневым, увешанным орденами как новогодняя елка, мы получили на выходе стильный гламурчик темных водолазок и тома уголовных саг о «РосУкрЭнерго», по сравнению с которыми «Возрождение» и «Целина» смотрятся невинной шалостью маразматичного и милого старичка. Внимание: следите за руками, m-lle! Чьими молебнами мы самозагнались в собчачью клетку??? Или по иному - стоила ли игра свеч? Дракон умер и народец с улюлюканьем кинулся прочь тоталитарного бурга, навстречу фратэрните, эгалитэ и прочим сладким конфектам. Вот только знаменосцы, лидеры забега, типа обсуждаемого здесь Марка Анатольевича, чьё потенциальное гражданство и вторая страна проживания ни для кого не являются секретом, в 1988 году прекрасно знали – куда и зачем ведут толпу блукающих выходцев из совка. Им всё было заранее известно: цели забега, задачи тактические и стратегические, методы компрометации прошлого страны (которая искренне любила их, талантливых сволочей)… расходились наши записные борцуны с коммуняками токмо в вопросах «где вырастет x@й и будет ли он стоять?». К 1993 году он «встал» настолько крепко, что трахнул всех своих накликальщиков жесткою рукою рыночной экономики … всех этих захаровых, окуджавок, басилашвиликов etc. Выяснилось, что все их таланты, искренняя всенародная любовь и признание остались там, в проклятом и освистанном ими прошлом, там где бродят грустный Король, летает на ядре Мюнхгаузен и Алиса Селезнева жалобно поёт о «прекрасном далёко»…

?

Log in

No account? Create an account