Previous Entry Share Next Entry
О начале строительства ж/д линии Арзамас - Нижний Новгород
Breviarissimus
breviarissimus

В "Нижегородских губернских ведомостях", № 17 от 19 апреля 1900 года попалась на глаза заметка о начале строительства железнодорожной ветки между Нижним и Арзамасом. Конечным её пунктом должен был стать Ромодановский вокзал (ныне ветка оканчивается на ост. пункте "Мыза"("Проспект Гагарина")), великолепно отреставрированное здание которого ныне принадлежит фирме "Новакард". Информацию по истории вокзала и строительству указанной железной дороги в пределах НН, а также увидеть старинные фотографии можно здесь и здесь.

Статейка в НГВ любопытна тем, что дает представление о планировавшихся первоначально сроках открытия движения: "Общество (имеется в виду акционерное "Общество Московско-Казанской железной дороги" - прим. breviarissimus) предполагает открыть движение по этой линии в нынешнем же году, может быть даже к ярмарке". Но известно, что движение от Нижнего Новгорода до узловой станции Ромоданово (затем Тимирязево или Красный узел, в нынешней Мордовии) было открыто только в 1902 году - строительство пути вдоль обрывистого склона берега Оки оказалось нетривиальной инженерной задачей.

Кроме того, небезынтересны цифры компенсации, которые городская власть получила от железнодорожников в компенсацию за 11 снесенных под строительство соляных амбаров - 50 000 рублей. Скромная сумма, даже исходя из того, что это наверняка были некапитальные строения. Притом, градоначальники планировали выручить дополнительные средства от предоставления места на противоположном берегу р.Оки тем купцам, лабазы которых также попадали в зону застройки - Лазареву, Шувалову и др. Маленькая загадка: в заметке говорится об этом буквально следующее: "... город предполагает отвести владельцам частных соляных амбаров места на той стороне Оки, на месте бывших Катызов ...". Честно говоря, теряюсь в догадках - что скрывается под нижегородским топонимом "Катызы"?



  • 1
Ну так ясен пень, погуглить мне лень было :-)) Просто почти все исторические слободы заречной части НН я держу в памяти, но вот нашла коза на идиота :-)

Собственно, источники говорят следующее:
"В конце 60-х годов на окраине Кунавина, на песчаном пустыре, построил для своего проживания землянку, врытую на половину в землю, Нижегородский мещанин Алексей Петрович Журавлев, по прозвищу - Катыз, по ремеслу кузнец - гвоздарь. Затем стали селиться другие, в 1894 г. здесь было уже 90 жилых построек. Эта местность по своему основателю получила название Катызовской слободы или К а т ы з ы. Катыз умер в 70-х. годах."
(Цит. по: С.М. Парийский. Рост Нижнего-Новгорода по данным его хорографии).

Вот не понимаю этих придыханий о Новокарде - чувак полностью закрыл ото всех историческое здание 3-хметровым забором, да и реставрация-то мягко говоря говенная, а ему оды поют

По сравнению с тем ЧТО там было со зданием до него - небо и земля, сами помните. А вот то, что закрыл доступ ... собственник :-((( Тут я согласен с вами.

Вообще-то я немножко помню, что там было до него в начале 70-х - действительно небо и земля, причем земля это Крупнов

Мы говорим, всё-таки, о ситуации со зданием в 90-х гг., а таковое было, мягко говоря, хреновым. Новакард (Крупнов) вложил в реставрацию солидные финансы - всяко больше тех, что имела наша муниципия на подобные цели... О качестве реставрации можно спорить, могу поинтересоваться у Анны Давыдовой по сему вопросу.


Поинтересуйтесь, чеж... заодно спросите, можно ли считать реставрацией полное уничтожение внутренних интерьеров и планировки

Больное место, знаете куда ткнуть :-) И примерно знаю заранее, что она с вами согласится.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account