Previous Entry Share Next Entry
Об эмигрантских фельетонах
Breviarissimus
breviarissimus

Белоэмигрантские фельетоны читать тяжеловато. Специфика жанра, предполагающая сиюминутность, ответ на требования момента, мало способствует правильному пониманию смысла этих полемических заметок. Но кое-какие произведения "малой формы", публиковавшиеся в русскоязычной эмигрантской прессе, мне кажутся вполне достойными того, чтобы стряхнуть с них пыль. Среди прочих русских авторов-сатирикёров, подвизавшихся во Франции 20-30-ых гг., особо выделю уже упоминавшегося мною Андрея Митрофановича Ренникова (наст. фамилия Селитренников). Ниже приводится один из фельетонов, написанных им для газеты "Возрождение", Париж, № 3931 от 08 марта 1936 г.

P.S. Кроме того, аллюзии с современностью в фельетоне присутствуют, и весьма ощутимо.



Д.Ренников.

ЗАПАДНЫЕ САМУРАИ

Это, конечно, вполне рыцарский, хотя и жуткий обычай: харакири. Но я совершенно не согласен с теми европейскими журналистами, которые утверждают, будто харакири специфическая принадлежность Японии. Почему такое самоуничижение? И почему такое явное противоречие фактам?

Прежде всего, возьмем Россию, когда она была еще нормальной европейской державой. Сколько случаев харакири приходилось наблюдать нам в последние годы перед революцией!

Сидит, напр., в своем кабинете крупный московский промышленник, хорошо известный всему населению обширного отечества.* И грустно думает:
- Эх, жизнь моя распроклятая! Создал я на благо страны фабрики. Создал заводы. Организовал банки. На моих предприятиях кормятся десятки тысяч рабочих. Тысячи интеллигентов. Государство на мне богатеет. Соседние страны охотно потребляют товары. Но что это все сравнительно с самураями? Разве я самурай? Чем засвидетельствовал я свою беспредельную преданность родине?

И вызывает промышленник Горького. Чтобы посоветоваться насчет харакири.
- Харакири хотите? - дружески поздоровавшись, спрашивает Горький. - Что же. Легко можно устроить. Дайте-ка нам на социализм пять миллионов. И харакири вам вполне обеспечено.
- Ой, Алексей Максимович, боюсь, что все таки не взрежу сам себе живота!
- Не беспокойтесь, дорогой. Пролетариат вам поможет. А не удастся лично испытать, наследникам вашим, во всяком случае, гарантируем.

Или другой случай. В Ростове-на-Дону сидит в кабинете крупный южный промышленник.** Тоскует и думает:
- Эх, жизнь моя отвратительная! Мукомольные предприятия создал. Хлебную торговлю наладил. Пароходы мои ходят по морю. Благодаря мне тысячи рабочих работают. Сотни интеллигентов устроены. Край процветает. Но разве я самурай? Чем я засвидетельствовал особую любовь к родине?

И вызывает южно-русский промышленник знакомого типографа Фительмана.
- Харакири хотите? - деловито спрашивает Фительман. - Отчего же? Можно. Вот, напр., план: откроем книгоиздательство под названием "Донская речь", будем печатать произведения Маркса, Энгельса, Каутского, Розочки Люксембург! Будьте покойны: за несколько лет мы так обработаем все население, что харакири вам и вашим .детям обеспечено.

Этот способ - проявлять любовь к родине путем вспарывания своего живота был, конечно, распространен в России не только среди промышленников и банкиров. Очень умело производили над собой подобную самоотверженную операцию дворяне. Охотно прибегали к харакири чиновники, крупные бюрократы; не прочь были путем харакири проявить любовь к отечеству профессора, доктора и адвокаты.

И в общем, едва ли про дореволюционную Россию можно было сказать, что по числу самураев она уступала Японии. К идеологически-мистическому самоубийству склонно было огромное количество интеллигенции. Все наиболее благородные люди, наперерыв старались подготовить себя к этому торжественному моменту, специально одевались, прицепляли к петлице праздничные красные банты... И гибли. Вполне подтверждая то замечательное определение, которое на днях по ошибке наборщика было напечатано в одной советской газете по поводу событий в Японии:
Самоумираи.

Итак, что касается старой России, то относительно неё вопрос вполне ясен. Но не ясен ли он и касательно Европы вообще? Особенно для тех самых стран, которые по русскому методу стремятся покончить с собой?

Увы! В самом деле... Куда ни посмотришь сейчас, всюду встречаешь этих рыцарей новой европейской формации, не щадящих живота своего. Сидит фабрикант лент в кабинете. И беседует с коммунистом о том, каким способом ликвидировать капитализм. Сидит содержатель бистро за прилавком. И ведёт с посетителями разговоры о том, как добраться до внутренностей проклятых буржуев. В одной стране представитель верховной власти любезно беседует с профессиональными цареубийцами. В другой стране избиратели крестьяне создают парламент, готовый приступить к коллективизации земель. В третьей стране депутаты ратифицируют пакт, в силу которого вся страна бесповоротно обречена на харакири...

Ну, вот. Всюду эта картина. За некоторыми редкими исключениями. А, между тем, журналисты утверждают, будто харакири - специфическая особенность страны Восходящего Солнца! Как будто страны заходящего солнца не любят этого способа. И будто у них нет своих самураев. Или, по выражению советского наборщика: самоумираев.


Прим.breviarissimus:
* - Имеется в виду хорошо известная (и по сю пору тёмная) история богатейшего текстильного фабриканта С.Морозова и его взаимоотношений с Горьким и Андреевой. Спонсирование РСДРП(б) окончилось для него самоубийством.
** - Ренников иносказательно говорит о Николае Елпидифоровиче Парамонове (1876-1951). Подробнее о его заковыристой судьбе можно прочитать здесь.


?

Log in

No account? Create an account