Previous Entry Share Next Entry
О Тони Гарнье: от скотного рынка к концерт-холлу
Breviarissimus
breviarissimus

Русскому читателю, слабо знакомому с историей архитектуры ХХ века практически неизвестно имя Тони Гарнье: изо всех французских архитекторов наш рядовой компатриот слыхал разве что о гениальном отце конструктивизма, Ле Корбюзье. Однако, именно Гарнье следует считать предшественником Корбюзье в жанре индустриальной, функциональной архитектуры. Тони Гарнье родился в Лионе 13.08.1869 г., обучался в Школе изящных искусств в Париже, а с 1905 по 1919 гг. исполнял обязанности городского архитектора Лиона, разработав и частично осуществив новый генплан города (с 1914 г.). Основным его детищем был план т.н. "Индустриального города". Вот как описывается этот новаторский по тем временам проект: "Гарнье предложил выстроить на плато в юго-восточной Франции город, разделенный на четыре функциональных зоны: жилую, промышленную, культурно-административную и сельскохозяйственную, обеспечив их жизнедеятельность и взаимосвязи как транспортными сетями, так и оптимальным использованием возможностей самого ландшафта – земного рельефа, солнца, воздуха и воды. Протяженные комплексы построек должны были разделяться широкими свободными пространствами; предусматривались также два разных уровня для транспортных и пешеходных маршрутов. Гарнье исключил из своего идеального города здания суда, тюрьмы и больницы, полагая, что по мере совершенствования общества нужда в них отпадет. Главным строительным материалом должен был стать железобетон. Формальная строгость комплексов (с садами на крышах в качестве главного украшения) сочеталась в проектах с выразительными архитектурно-ландшафтными контрастами и созвучиями, сближающими замысел Гарнье (в исторической перспективе чрезвычайно влиятельный) с принципами органической архитектуры."(источник).

Будучи поклонником социалистических идей, Гарнье попытался дать планировку города XX века, основанного на новых социальных принципах. В частности, в его городе не было предусмотрено зданий для суда, полиции, тюрьмы и церквей. Архитектор и мыслитель наивно полагал, что новое общество не будет нуждаться в религии, а с ликвидацией капиталистических отношений исчезнут мошенники, воры и убийцы. Весь его проект промышленного города исходил из предположения, что будет обществом достигнут прогресс общественных отношений. Такого рода утопия, которую пытались воплотить затем и советские архитекторы конца 20-ых гг. в т.н. "Соцгородах" (см. Соцгород-1 в Нижнем Новгороде), естественно была невыполнима и в его родной Франции. Тем не менее, лионская мэрия, которую бессменно возглавлял с 1905 года политик левых убеждений Эдуар Эррио, позволила Т.Гарнье воплотить в жизнь часть его замыслов. Эррио поручил разработчику-авангардисту провести генеральную реконструкцию города, в результате чего появились Индустриальный Бульвар в юго-восточной части окраины Лиона, дома рабочих, бойня с рынком скота (1908-1928 гг.), больница "Гранж-Бланш", построенная из нескольких павильонов, связанных сетью подземных переходов (1911-1933 гг.), жилой район "Соединенные штаты" (1919-1933 гг.). Судя по всему именно Э.Эррио (известный, кстати, дружбой с СССР и советскими политиками, персонаж детективного рассказа Л.Шейнина "Брегет Эдуарда Эррио") был "ангелом-хранителем" талантливого архитектора, давшим возможность реализовать (хотя бы частично) его амбициозные планы. На похоронах Гарнье в 1948 бессменный мэр Лиона произнес прочувствованную речь: "Это строитель, это настоящий человек. Его чувствительность могла сравниться только с его скромностью. Его культура удивительна. Да, Тони Гарнье был мастером во всем, что означает благородство и интеллект. ...Его нравственные качества были на высоте своего гения" (источник). Именно Гарнье принадлежит приоритет в изучении понятий, ставших ключевыми в архитектуре ХХ века: "минимальное жилище", "рациональные методы застройки" и "функциональный город".

Применительно к практике охраны памятников сегодняшнего дня меня заинтересовала судьба быв. скотного рынка, построенного Гарнье в Лионе и просуществовавшего в таком качестве до конца 60-ых гг. Изначально он возводился под реализацию близлежащих скотобоен квартал Ла Муш, однако вскоре началась I Мировая война и недостроенное здание было отдано под военные нужды - оно использовалось как арсенал. После войны комплекс вновь заработал по своему прямому назначению и был окончательно закрыт лишь в 1967 году. Тем не менее, здание продолжало сохраняться в течение нескольких лет покуда шли дискуссии с участием общественности и прессы о его судьбе. 16 мая 1975 года комплекс лионских скотобоен и скотного рынка в Лионе был признан правительством Франции в качестве "Monument historique". Положение о классификации объектов по этому статусу впервые было разработано писателем Проспером Мериме в 1840 году: дело в том, что литератор Мериме трудился на благо республики в должности "генерального инспектора исторических памятников", а в 1851 г. впервые в истории основал службу, занимавшуюся фотофиксацией средневековых архитектурных сооружений, Missions Héliographiques. Присвоение статуса "MH" переводит памятник архитектуры или движимый объект государственной или частной формы собственности в разряд культурного наследия Франции, после чего объект помечается табличкой (см.) с нанесённым логотипом "Union REMPART" (Французской исторической ассоциации реставрации). Помимо памятников в статусе "classement au titre des monuments historiques" (национального уровня), к которому отнесён и рассматриваемый здесь быв. скотный рынок в Лионе, зданиям может присваиваться и статус "inscription au titre des monuments historiques", аналогом которого является российский термин "памятник регионального значения".

После продолжительных обсуждений - в течение которых город продолжал поддерживать комплекс в приемлемом, неруинированном состоянии - было принято решение об устройстве в быв. скотном рынке Гарнье большого концертного зала. В 1987 году мэрия Лиона пригласила для разработки проекта приспособления памятника одно из известнейших в Европе архитектурных бюро, "Reichen & Robert", а также местную фирму HTVC. Стоимость реконструкции составила 18 млн. евро, выделенных для этой цели из городского бюджета. В ходе строительства в здании были возведены служебные колонны, сделаны легкие металлические арки по типу применявшихся в Эйфелевой башне, фактически создан новый подземный этаж со служебными помещениями. При этом внешний облик старались максимально сохранить в том виде, как его задумал Т.Гарнье. В январе 1988 года в 7-ом аррондисмане г.Лион был торжественно открыт концертный зал "Halle Tony Garnier" на 17 000 мест, один из крупнейших на континенте. Он и поныне остается 3-им по величине сооружением подобного назначения во Франции, после парижского "Palais Omnisports de Paris-Bercy" и "Park&Suites Arena" в Монпелье. В 1999-2000 гг. зал снова подвергся реконструкции: была улучшена звукоизоляция крыши и фасадов, изменена схема размещения зрительских мест с целью сделать более гибкой вместимость зала, оборудованы гардеробные, камеры хранения и медицинский блок. На его сцене выступали такие всемирно известные артисты как А-Ha, Робби Уильямс, AC/DC, Аэросмит, Милен Фармер, Фил Колинз, Бритни Спирс, Ленни Кравитц, Тина Тернер и многие другие. По словам нынешнего директора Halle Tony Garnier мсье Тьерри Теодори, число ежегодных посетителей зала достигает 850 000-900 000 человек - учитывая то, что там проходят и художественные выставки, идут спектакли, мюзиклы или детские представления, выступают приглашенные варьете.

К сожалению, проведение подобных реконструкций, имеющих целью приспособление исторических зданий к современным потребностям, является очень затратным процессом. В условиях Российской Федерации такие затраты не под силу никаким муниципальным образованиям, за исключением, пожалуй, двух столиц - Москвы и Питера. С этой точки зрения, крайне любопытна появившаяся в нижегородской прессе информация о том , что "Нижегородская региональная общественная социально-спортивная организация "Континент" (входит в группу компаний "Континент") намерена восстановить Дворец культуры им. Ленина (ул. Октябрьской революции, 33) в Нижнем Новгороде с сохранением функционала здания." Здание этого объекта культурного наследия, первоначально именовавшегося "Дворец труда для рабочих", возведено в 1927 году, и несмотря на свои архитектурные достоинства строилось с использованием дешевых, доступных в ту послереволюционную пору материалов. Износ его деревянных конструкций огромен, все-таки это не железобетон скотного рынка Гарнье ... здесь дела обстоит намного хуже, хотя и построены оба здания примерно в одной фукционалистской стилистике. В связи с этим обстоятельством нужно реально представлять, что затраты на реконструкцию, а фактически на возведение заново, ДК им. Ленина будут если и не сопоставимы с вышепоименованными цифрами, ушедшими на создание "Halle Tony Garnier", но тоже очень велики по отечественным масштабам. Остается лишь приветствовать смелую инициативу ГК "Континент" и пожелать ей финансового благополучия, дабы успешно воплотить в жизнь этот полезный для нашего города проект.

P.S. Ссылка на официальный сайт "Halle Tony Garnier" с видами здания.




  • 1
Что-то Спасград не обращает внимания на реконструкцию треугольника М.Покровская-Маслякова-Обозная. Неинтересно?

Договор "на право развития застроенной территории" - вещь всегда коварная, потому что развязывает руки девелоперу. С точки зрения ОКН - может Анна меня поправит, но вроде бы памятников на этом кусочке не наблюдается. Буквально сейчас была запись эфира на "Волге", она отвечала в т.ч. и по этому участку, подробностей не знаю, вроде выйдет в субботу в итоговых новостях. Единственно тревожит судьба небольшого тамошнего сквера.


спасибо за интересный материал!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account