Previous Entry Share Next Entry
О хвилософских параллелях
Breviarissimus
breviarissimus

Второе пришествие русской религиозной философии en masse пришлось на 90-ые гг. ХХ века, когда цензурные шлюзы открылись и на головы быв. совграждан посыпались запретные прежде плоды просвещения. Среди прочего, к русскому читателю вернулись Г.Федотов, Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков и прочие богоискатели - большей частью высланные на знаменитом "философском пароходе" в 1922 году. Признавая величие указанных мыслителей и значение их трудов для русской цивилизации, мне, тем не менее, всегда было крайне затруднительно читать этих товарищей, за исключением быть может, Георгия Федотова. Сказывается изначально светское воспитание, по видимому. Посему прогулки с тем же С.Булгаковым по эмпиреям полупереваренного православием гностицизма представляло для меня муку мученическую. Лыко в схожую строку, апокрифическое: знаменитый русский кораблестроитель А.Н.Крылов читал как-то перед I мировой войной лекцию по теории непотопляемости кораблей в Британском адмиралтействе. После лекции, первый лорд Адмиралтейства встал и сказал:
- Господа! Я чувствую себя как забитый крестьянин из Корнуолла, который на вопрос священника "Понравилась ли тебе проповедь?", ответствовал:
- Вашество ... проповедь была отменная, но такому тёмному человеку как я, никогда не суждено ее понять.


И вот вчера, я неожиданным образом увидел иллюстрацию к собственным предубеждениям по поводу возвышенной гностической зауми. Открываю газету "Возрождение", Париж, № 4172 от 24 февраля 1939 года и вижу саркастическую статью А.Ренникова "Параллели", посвящённую деятельности Сергиевского подворья в Париже, а конкретно - против о.Сергия Булгакова ("Лезет сощалист в рясу? Пусть лезет. Учит православию атеист? Пусть учит. Взбирается на пастырскую кафедру троцкист, ленинист? Пусть взбирается. И всё, всё стерпит русский человек. Ибо долготерпелив он ко злу"). Право-монархическая часть белой эмиграции весьма критически относилась к модернизации православия, на каковой стезе отличились Бердяев с С.Булгаковым. Упёртых же монархистов особо бесил тот факт, что погрузившись в бесконечную схоластику святые отцы игнорировали призывы благословить крестовый поход против большевиков. Отсюда становится понятен скепсис публициста, "попы-то лабуду, прости Господи, порют-ссс":



Ренников А.
"ПАРАЛЛЕЛИ"


... А в самом деле... Предположим на время, что Троице-Сергиевскую Лавру основал не отец Сергий Радонежский, а отец Сергий Булгаков. И что к нему перед Куликовской битвой явился Дмитрий Донской.

Увидел великий князь двух крепких рослых иноков. И сказал:
- Отпусти их, отче, на ратный подвиг со мной!
Отец Сергий Булгаков, в ответ замахал только руками:
- Что ты, что ты, княже! Мать честная София! Как можно!
- А отчего невозможно?
- Да, ведь, религиозная интуиция совсем в другом плане, государь мой. Ведь, религиозный опыт сверхчувственен! Он внепространственен, вневременен! Будучи трансцендентным, он не должен подвергаться материальной объективации, чтобы стать имманентным войне!

А затем отказал отец Сергий Булгаков в благословении и самому князю.
- Ну, ладно. Благослови, в таком случае, хоть меня одного, отче, - сказал огорченный Дмитрий Донской.
- Тебя? Нет, прости, княже. Тебя тоже нельзя.
- То-есть как это нельзя?
- Никак невозможно. Не христианское дело.
- Да, но ведь я же за отечество иду сражаться! Против татарского ига!
- Все равно. Что такое отечество, государь мой? Временная комбинация духа с материей. Сегодня она одна, завтра - другая. А татары, как и мы с тобой, тоже тварные излучения Софии. Почему одна софийская тварность будет уничтожать тварность другую? Ты с эонами гностиков, княже, знаком? Знаешь, как они истекают? Нет? Очень жаль.


  • 1
Нет, друг мой, не могу согласится с выставлением на одну доску мамаеву орду и большевиков, и особенно именно в "церковном" плане. И очень благим делом именно для Церкви и православия в России считаю то, что Церковь в своё время умудрилась за монархизм и вообще против большевиков встать не как организация, а лишь своими отдельными не самыми умными и честными членами. Кстати, большевики это в общем, оценили - репрессии точно были не тотальными, и православие в России не убили, хотя и могли. Благодаря тому, что Церковь не встала поперёк большевиков, она и уцелела, или Россия уцелела, и божьему произволению здесь снова есть шансы.
Церковь себя слишком сильно скомпрометировала до Февральской революции (и об этом есть множество свидетельств) своей сервильностью перед монархизмом, чтобы народ был готов идти за ней в защиту этого самого монархизма. Цезарепапизм есть плоть от плоти Православия - иногда он для него губителен, иногда спасителен...

Так ведь это цитата из крайне-правого публициста Ренникова, а не моя точка зрения. Речь именно о гностической зауми, которую равно отторгали и традиционистский православный клир, и многие политики эмиграции.

Edited at 2014-09-15 06:39 am (UTC)

утро понедельник - читать по диагонали

  • 1
?

Log in

No account? Create an account