Previous Entry Share Next Entry
О шведских сектантах
Breviarissimus
breviarissimus

О российских неортодоксальных сектах нач. ХХ века слышали многие: молокане, хлысты, скопцы, духоборы etc. Об англосаксонских квакерах имеем кое-какое представление, баптистов с меннонитами отличим (хоть и с трудом) друг от друга. Гораздо менее известны в России нетрадиционные ответвления протестантизма, имеющие место в Скандинавии. В частности, речь идёт о т.н. "лестадианстве", специфической разновидности лютеранства, своебразно истолкованного в середине XIX века шведским пастором Ларсом Леви Лестадиусом. Владевший луле-саамским языком Лестадиус проповедовал среди аборигенов Лапландии, призывая к покаянию и очищению от грехов, первейшим из которых последователи указанного священнослужителя почитают пьянство: учитывая восприимчивость народов Крайнего Севера к алкоголю, именно вино служило основным фактором вымирания саамов и лопарей (судьба автохтонов Сибири очень показательна в этом отношении). По сей день лестадианцы, которых в мире насчитывается около 200 тыс. (подавляющая часть проживает в Финляндии), придерживаются строжайшего сухого закона, избегают азартных игр и современной развлекательной музыки. Правда, удивительным образом, в число предосудительных грехов не попало употребление табака: по некоторым свидетельствам отец-основатель церкви о.Лестадиус постоянно дымил курительной трубкой как паровоз, что и нашло отражение в канонах. В Хельсинки регулярно проходят сборы лестадианского "Общества миролюбия", которые посещают и немногочисленная паства из стран быв. СССР (в основном из Прибалтики и Карелии).

Чинные благонравные собрания, многодетные крепкие семьи, подчёркнутая умеренность в быту - типичное консервативное лютеранство. Однако, в истории благолепнейших лестадианцев случались волнения, которые ныне бы вполне попали под статью "религиозный экстремизм". Читаем парижскую газету русской эмиграции "Возрождение", № 3592 от 04 апреля 1935 г.



Массовый религиозный психоз

На севере Швеции, под самым полярным кругом, где крестьянство живет в условиях сурового климата и где многое напоминает сибирскую тайгу, некоторое время назад объявился "пророк" Корпела*, возвещавший наступление царства Божия. Вскоре образовалась корпеловская секта, принявшая характер народного движения.

Корпела объявил, что в некий определенный день появится летучий ковчег, который перевезет всех его сторонников не то в Палестину, не то прямо в царство Божие**.

В назначенный срок напрасно ждали сектанты появления ковчега. Корпела разъяснил им, что священники и журналисты, "слуги дьявола", помешали его благим начинаниям, и объявил войну власти, церкви и прессе.

С этого момента корпеловское движение приняло характер форменного бунта, массового религиозного помешательства. Корпеловцы объявили, что в ближайшее воскресенье разнесут местную церковь, убьют пастора и всех журналистов. Власти прислали подкрепление местной полиции, и корпеловцам не было дано возможности осуществить свои намерения.

В Сатаирве несколько сот сектантов с утра до вечера ходят по дорогам в религиозном экстазе, раздеваются донага и танцуют в снегу фантастические танцы, завершающееся массовыми оргиями.***

С целым рядом отдельных пунктов телефонное сообщение прервано: оказалось, что большинство телефонистов примкнуло к движению и перестало обслуживать абонентов.

Моления происходят день и ночь и, по донесению губернатора, большое число зажиточных крестьян оставили хозяйство и примкнули к корпеловцам.

По мнению властей, которые принимают энергичные меры по борьбе с безумцами****, приверженцы Корпелы находятся в состоянии массовой истерии. Это объясняется тем, что большинство из них в течение нескольких дней не спит и целые сутки проводит в молениях и неистовствах.


Прим. breviarissimus:
* - Тойво Корпела (1900-1963) - самопровозглашенный проповедник лестадианства, ярко выраженный харизматик, извергнутый из священства. Основной период проповедничества - 1931-34 гг. Выразитель апокалиптического направления крайнего лестадианства, связанного с идеей близкого пришествия царства Христова. Практиковал экстатические радения.
** - Газетчики, естественно, слегка переврали канву событий. Напуганные фантастическим успехом проповедей Корпелы, пасторы-лестадианцы заставили его (в начале 1935 г.) отречься от собственного учения, но массу взбудораженного клира было уже трудно остановить. Место Корпелы в главе сектантов заняли на пару некий душевнобольной Сигурд Сиикаваара и не менее бесноватый (но без "желтой" справки в наличии) Артур Ниеми, которые объявили точную дату пришествия летучего ковчега: 14 марта 1935 года. В указанный день ковчег спустится на Землю и заберет с собой в Палестину лишь 666 самых верных приверженцев новой церкви, после чего начнется обратный отсчёт существования мира, а отмерено ему будет 1335 дней. Впрочем, когда "рейс на небо" отменился, коллеги Корпелы объявили, что "ковчег" - лишь фигура речи и на самом деле имелся виду "дух Христа", который снизойдёт на каждого уверовавшего.
*** Сиикаваара и Ниеми, ввиду собственного "божественного" статуса в секте, взяли на себя отпущение всех грехов своим последователям, после чего в среде корпеловцев пышным цветом расцвели самые дикие сексуальные практики, пьянство и азартные игры.
**** - Полностью подавить движение Корпелы шведам удалось лишь в 1939 году, после ареста С.Сиикаваара. В пике число корпеловцев оценивалось властями приблизительно в 600 чел.


?

Log in

No account? Create an account