Previous Entry Share Next Entry
О великом Дуремаре
Breviarissimus
breviarissimus
28 июля 1923 года на свет появился человек, которого знали в Советском Союзе все: обласканный властью режиссер и блистательный актер эпизода, так и не сыгравший своих главных ролей. 85 лет назад в мир вошёл Владимир Павлович Басов.

Нынешние телевизионные гробокопатели предпочитают мусолить личную жизнь артиста и с упорством, достойным лучшего применения перемывают старые обиды Н.Фатеевой, идиотически обвиняют Басова в конъюнктурщине и занимаются тому подобным ворошением нижнего белья. Вполне возможно, что ретивые журналисты никогда не слышали строк Слуцкого:

Грехи прощают за стихи.
Грехи большие - за стихи большие.


Мы, благодарные зрители больших экранов, плевать хотели на то - ходил ли Владимир Павлович в роскошных замшевых пиджаках, ревновал ли свою красавицу-жену (да и глупо было бы обратное...), открывал ли ногою двери в Моссоветовских кабинетах... Более того, мне приятно от осознания того, что хоть кто-то из талантливых актеров той великой эпохи пожил в свое удовольствие.

"Щит и меч" стал потрясением для целого поколения, введя в кинематографическую реальность закрытые будни разведки, вышколенных интеллигентных немцев (ярчайший дебют нордических литовцев/латышей и Янковского) и триумф военной формы, который спустя 5 лет повторит Т.Лиознова. А когда мне доводится перечитывать "Белую гвардию", то иного Мышлаевского представить решительно невозможно - высокого, слегка подмороженного Басова, абсолютно органичного среде гражданской бойни и булгаковскому тексту. Шедевриальный Дуремар в исполнении Басова дает 100 очков вперед омерзительному персонажу Мартинсона в первой экранизации толстовской сказки: басовский любитель пиявочек осязаемо выпукл, неоднозначен и трагичен. Когда черепаха Тортилла в качестве компенсации за то, чтобы тот перестал разорять её пруд, предлагает сделать Дуремара счастливым - он реагирует совершенно неожиданно. Циник, потешавшийся над старой мудрой Тортиллой исчезает, маска весельчака сдувается ветром, и перед зрителем предстаёт уставший и глубоко озлобленный человек. "Ты что, хочешь, чтобы я променял деньги на какое-то там счастье?!", - неожиданно взрывается Басов в совершенно шекспировских тонах. И мы понимаем, что ходульный образ нелепого человеконенавистника рассыпается, а его место занимает некто коровьевского типажа , вынужденный фигляр, знающий цену и жизни, и деньгам, и ненависти... Система Станиславского в действии, право же.

В околокинематографической общественности ходит байка, как молодой и совершенно зеленый Олег Янковский на съемках фильма "Щит и меч" постоянно доставал Басова расспросами о сверхзадаче своей роли. В конце концов, якобы, Владимир Павлович не выдержал и объяснил Олегу "на пальцах": «Ты, главное, текст произнеси, а сверхзадачу я потом тебе склею» Свою собственную жизнь Басов склеил как мог: талантливо и на нерве. Надорванный войной, семьёй и подёнщиной эпизодических ролей в 80-ых, он ушёл быстро и (как это ни страшно звучит) ко времени. Лихолетье 90-ых омрачило бы последние дни великого Дуремара, режиссера-трагика и заслуженного лицедея Страны Советов, по счастью не успевшего ужаснуться эпилогу отечественного кино. Безжалостное время сбросило маски, обнажив звериные хари многих орденоносных кинематографистов, но осталось бессильной перед светлой памятью В.П.Басова. Мы Вас помним!

















На съемках "Метели".


Его первая большая роль

Когда-то, он был и таким...


Он и она на съёмках "Щит и меч"


Запомните меня ...

evocator
29.07.2008 10:50

Спасибо. Остаётся лишь добавить, что как режиссёр Басов добился едва ли не большего успеха, чем в актёрском амплуа.


Heinz
29.07.2008 11:56

evocator пишет:
как режиссёр Басов добился едва ли не большего успеха, чем в актёрском амплуа



Всё-таки В.П.Басов закончил режиссёрский факультет ВГИКа. Однако же, актерское мастерство там является одним из основных предметов, просто в иной версии, v.2.0. Актёрство у него сверхпрофессиональное, жанровое, гротесковое. Сам чрезвычайно яркий и увлекающийся человек, он не мог играть серость - так являлись в свет всевозможные жулики, мафиози, чудики, сыгранные с тщанием и немалой толикой самоиронии. Полагаю, он как лицедей и не мог вписаться в классический кинематограф тех лет - посему пытался быть конформистом (то есть продолжать сниматься и зарабатывать деньги) в той мере, в какой позволяло его творческое чутьё и совесть.



?

Log in

No account? Create an account