Previous Entry Share Next Entry
О будулайском государстве
Breviarissimus
breviarissimus

Среди прочих последствий I Мировой войны в международной политике, особое место занимает широкое распространение "в головах думающих людей" принципа наций на самоопределение. Мульку запустил в глобальный мыслеоборот 28-ой президент САСШ Вудро Вильсон. Он выступил за самоопределение народов (результатом чего стало образование новых государств на обломках Австро-Венгерской, Османской и Российской империй). Идеи Вильсона вступали в противоречие с интересами существовавших тогда колониальных империй и легли через много лет в основу для будущего процесса деколонизации. Правда, мистер Вильсон был немножко расистом, а потому ратуя за самоопределение наций, он не относил к числу таковых африканцев и азиатов. Не по чину-ссс братьям меньшим.

Но у старой Европы были свои резоны. А чем, простите, цыгане хуже чехов и венгров? Поэтому начиная с конца 20-ых гг. в европейском политбомонде время от времени муссировался вопрос о цыганской стране, желательно где-нибудь у чёрта на рогах. В Африке, там, или в Индокитае ... только бы подальше сплавить эту асоциальную нацию. Идея живо обсуждалась в широких массах населения стран, имевших наибольшее количество цыган на своей территории - Румынии, Франции etc. Предлагаю вашему вниманию написанную по следам указанной полемики блестящую сатиру А.Ренникова в парижском "Возрождении" от 05 ноября 1934 г. Отклик русского апатрида лишённого Родины на цыганскую мечту о государственности.



А. Ренников

ЕЩЕ ОДНО САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Вот даже цыгане начинают подумывать о собственном государстве. А мы, эмигранты, всё бродим и бродим. Завидно.

И неужели в самом деле где-нибудь в Африке или в Индии создастся эта цыганская держава, с королём Михаилом Квиком* во главе, с собственным национальным гимном, с собственным национальным флагом? Неужели никогда больше мы не услышим в России:
"По обычаю петербургскому,
По обычаю старорусскому
Мы не можем жить без шампанского
И без табора без цыганского"?
И двух гитар жалобно ноющих, не будет? И очи черные исчезнут? И - ах, пускай свет осуждает - тоже?

Восстановится Россия. Всё войдёт в колею. Все утрясутся. А к цыганам поехать нельзя! То есть можно, в конце концов, но сложно. На вокзал в автомобиле, затем железной дорогой от Петербурга до Марселя, затем по морю от Марселя до Бомы, затем по реке Конго с пересадками от Бомы до Стенливилля, затем на носилках, от Стенливилля до области Ниам-Ниам...

Но при таких обстоятельствах даже у отъявленного кутилы-мученика пройдёт весь пыл. Уже на пол-дороге исчезнет охота окончить вечер с цыганами.
"Еду, еду, еду к ней
Еду к милочке своей..."
А милочка, оказывается, - в центральной Африке - под тремя градусами северной широты.

Ещё хуже, чем на на русских, отразится уход цыган на другом народе - на венграх. Что, в самом деле, произойдёт со страной, где по утверждению композитора Листа и национальная музыка и национальные танцы чисто цыганского происхождения?

Кто будет играть чардаш? Кто каждый вечер станет чаровать мир по радио игрой на цимбалах и скрипках? До сих пор, когда угодно, настроишь аппарат на волну Будапешта (549 метров) и обязательно услышишь струнное печальное цыганское:
-У-у-иу-иу...
А тогда? Чем заполнить программу, если у-у-иу-иу нет?

Вместе с цыганами из Европы непременно уйдут и последние остатки духовных ценностей: романтизм, понятие о чести, презрение к материальным благам. Ещё светлой памяти Чингисхан уверял, что кочевники гораздо благороднее оседлых народов, так как не цепляются за материальное благополучие, не продают души за призрачные блага уюта. Да и один ли Чингисхан думал так? Пушкин тоже был этого мнения, когда говорил об оседлой городской жизни:
"Там люди в кучах, за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей".

Да и в самом деле: кто читал когда-нибудь в газетах, что цыган основал дутый ломбард и накрыл жителей на двести миллионов денежных единиц? Или где видано, чтобы цыган заинтересовался Панамским перешейком**? Или снабжал оружием две воюющие державы? Или за взятку проводил какие-нибудь идеи в печати?

Правда, он легко может украсть рубль, франк, лею. Кастрюлю какую нибудь. Банку с вареньем. Но и всё. Подковывая лошадь, он никогда не имеет в мыслях подковать какой-нибудь социальный класс или вообще значительную группу людей. Дрессируя медведей, не занимается никакой агитацией для дрессировки более высших существ.

И, вот, теперь эта элита европейского общества, эта твердыня современной морали, этот оплот мировой чистоты и порядочности грозит уйти от нас навсегда. Величественно-тяжкой будет картина ухода, судя по описанию поэта:
"...И с шумом высыпал народ.
Шатры разобраны; телеги
Готовы двинуться в поход;
Всё вместе тронулось: и вот
Толпа валит в пустых равнинах ...
Крик, шум, цыганские припевы,
Медведя рёв..."

Жутко! Опять очередное самоопределение народа по Вильсону!

А какую жизнь создадут цыгане там, в своём государстве - еще неизвестно. Во главе, конечно, король Михаил. Затем министры: кузнечный, медвежий, лошадиный, паяльный, цымбальный, хоровой. Национальный флаг всех цветов радуги. Согласно цветам национальной одежды. Гимн на мотив Штрауса: "Цыганский барон".

И постепенно, понемногу, привыкнут к оседлости. Приобретут привычки, обычаи, нравы культурных народов.
И красть будут уже не франк и не два, а двести миллионов. И подковывать всех и везде.


Прим. breviarissimus :

* - Ренников ошибается в имени и написании фамилии. "... в 1934 года цыганским царем в Польше стал Йозеф Квиек. Первым делом он поехал в Индию, на реку Ганг для уточнения места "на которое цыгане имеют историческое право на создание собственной державы". (источник).
** - Метафора слабо понятная нашему современнику. История "Всеобщей компании межокеанского канала", начавшей деятельность в 1879 г. и обанкротившейся к 1888 г. (вместе с деньгами 800 000 вкладчиков), стала синонимом грандиозной аферы, особенно во Франции.


  • 1
А меня во всей этой статье взволновала надежда и уверенность автора, что востановится Россия (в прежнем виде), все войдет в колею

В контексте белоэмигрантского Парижа 1934 года под "восстановится в прежнем виде" понималась прежде всего "Единая неделимая Россия без большевиков и советов". По крайней мере, это справедливо для авторов правомонархического "Возрождения"


И я про тоже. Я это понимаю. И соотношу с ситуацией на Украине, когда все несется не в том направлении, а я надеюсь, что поезд остановится и даст задний ход

Инертность ширнармасс и не такое слопает. Тем паче, когда каждую неделю в магазинах цены "делают сюрпрайз"... им не до какой-то Украины и Новороссии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account