Previous Entry Share Next Entry
Об попытках экспорта ГАЗ-А в Прибалтику
Breviarissimus
breviarissimus

Как известно первая модель легкового автомобиля в СССР ГАЗ-А была лицензионной копией штатовского Ford-A Standard Phaeton 35B образца 1930-31 гг. Подробно по истории взаимоотношений капиталиста Генри Форда с властью рабочих и крестьян можно прочитать здесь, меня же заинтересовал следующий любопытный момент. В парижском "Возрождении" № 3224 от 01.04.1934 г. мне попалась небольшая заметочка, сообщающая о том, что Форды нижегородской сборки большевики пытаются запустить на рынки Эстонии и Латвии. Причём демпингуют, давая цену на свой ГАЗ-А на 250 долларов ниже, нежели стоит тот же самый (де-факто) Ford-A, но сошедший с конвейера Копенгагенского завода. К сведению, оригинальный Ford-A стоил от 385 долларов за модель с кузовом "родстер" до 1400 долларов за модификацию "Town Car".

Сборочные европейские мощности у Форда на тот момент были в Ирландии, Дании и Испании, правда в Корке (Ирландия) собирали лишь сельхозтехнику. Первым же предприятием Г.Форда по производству именно легковых авто на европейском континенте был завод в Копенгагене, основанный сразу после I Мировой, в июне 1919 г., его ближайшими сподвижниками (оба - датчане по национальности) - Уильямом Кнудсеном и Чарльзом Соренсеном. Понятно, что логистика по линии Дания - прибалтийские шпроты государства Балтии была максимально выгодна корпорации, и попытка Советского Союза вползти с экспортом фордовского же автомобиля в этот "курятник" выглядела, мягко говоря, не шибко красиво. Другое дело, что попытка провалилась, если верить корреспонденту, благодаря тому, что качество материалов у советских фордов хромало, да и модель 1930 г. к тому времени устарела: в самом СССР её начнут массово заменять на ГАЗ-М (сиречь Ford-B) только в 1936 году.

Информация о попытках СССР протолкнуться на авторынок Европы, хотя бы и "ближнего зарубежья", попадается мне впервые. Хотелось бы найти какие-либо подтверждения сему удивительному факту, а также выяснить - по линии какого наркомата предпринимались эти шаги. Да, в стат. сборнике "Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг." под 1934-40 гг. значатся мизерные продажи легковушек за рубеж, но я, признаться, полагал, что они шли в дружественную Монголию или ещё какую Азию.

Год

Количество экспортированных из СССР
легковых автомобилей, шт.

Стоимость в руб.

1934

17

129 000

1935

24

170 000

1936

17

81 000

1937

57

308 000

1938

215

687 000

1939

208

445 000

1940

92

354 000



?

Log in

No account? Create an account