Previous Entry Share Next Entry
О русских евреях Парижа
Breviarissimus
breviarissimus

Как писал еврейский журналист Литовцев, "в начале 20-х годов эмигрантский антисемитизм носил прямо-таки болезненный характер - это была своего рода белая горячка" и сложно с ним не согласиться. С другой стороны, многие иудеи из России продолжали считать себя её частью и активно участвовать в политической и общественной жизни русских общин в крупных европейских городах. Поэтому появление на страницах русскоязычного издания "Возрождение" серии публикаций Л.Д.Любимова, посвященной еврейской общине столицы Франции (общий подзаголовок "Гетто в Париже", печатались с дек. 1932 г.) было вполне объяснимо - тема животрепещущая. Мне показалось, что почтеннейшей публике века-XXI будет небезынтересно, в этнографическом отношении, ознакомиться с очерком №5 из этой серии, освещающей умонастроения парижских евреев начала 30-ых гг. - бывших подданных российского императора. Источник: "Возрождение", Париж, № 2779 от 10 января 1933 г.



Гетто в Париже

ЛЕВ ЛЮБИМОВ

V. РУССКИЕ ЕВРЕИ

Говорить о парижском гетто, как о чём-то едином, монолитном не приходится.

Подразделяется оно, во-первых, по признаку языковому. Большинство, вероятно, 75 процентов, идишисты, говорящие на жаргоне. Но есть натурализовавшиеся, которые между собой говорят уже по французски. И есть сионисты, отвергающие жаргон и проповедующие, что древнееврейский язык должен стать языком общеразговорным. И есть такие, которые и в Париже говорят на языке той страны, из которой они вышли и чьей культурой успели проникнуться.

И подразделяется гетто по признаку страны, из которой эмигрировал еврей. Есть гетто галицийское - самое дремучее, самое ортодоксальное, самое религиозное. О России это гетто имеет самое смутное, нелепое представление и относится к России с явной враждебностью, долго, видно, в нём культивировавшейся.

Гетто румынское - про которое евреи из Польши и из России говорят, что оно - самое корыстное и вероломное. Есть гетто венгерское, самое в европейском смысле культурное. Есть гетто польское и есть гетто русское.

Русское гетто это не только евреи из России, но и часть евреев из Польши. Та часть, которая в русской Польше чувствовала себя в России и которым империя больше импонировала, чем польский шовинизм, и - евреи из Литвы, большинство из них, те самые "литваки", которых там долго бойкотировали польские евреи, подозревая их в русском патриотизме.

Русское гетто, как правило, не любит польского. Совсем мало браков между евреями из Польши и из России. Охотнее чем на польской еврейке женится русский еврей даже на еврейке-француженке, еврейство уже забывающей. Не нравится русскому еврею специфический "европеизм" еврея из Польши, его подчёркнутая вежливость, в которой чует он лицемерие, хитрость его, низкопоклонство и приторно-церемонное обращение.

Разные культуры, по разному звучащие жаргоны. Это одна из драм еврейства. Со стороны может показаться, что все гетто Плетцеля (1) - это бороды, талмуд, торговля и операции с векселями. Когда проникаешь глубже в него, чувствуешь, сколь различные влияния наложили на него свой отпечаток. И всё же в гетто все эти влияния скрещиваются и переплетаются оставаясь неизменно во власти чего-то более сильного, неуклонного.

В лавку меховщика привёл меня старый подслеповатый еврей, торгующий рыбой в Бельвилле (2). Познакомился я с ним случайно, узнал в разговоре, что окончил он шесть классов русской гимназии и имел в Харькове галантерейную торговлю, - торгует теперь рыбой "потому, что надо же чем-нибудь торговать, чтобы прокормиться". Живёт по нансеновскому паспорту, о натурализации не думает: "всё равно, ведь, в жизни уже ничего не будет хорошего, да и разве это жизнь в Париже после России!" К меховщику привёл он меня, потому что бывают у него "интереснейшие для русского наблюдателя политические дискуссии". Меховщик этот родом из Вильны. В Париж приехал из Константинополя, куда попал неизвестно как. В Константинополе купил афганский паспорт, выдав себя за бухарского еврея. Мечтает стать французским гражданином. Еврейскими делами не интересуется. Зато интересуется ими до полного забвения личной жизни брат его, ярый сионист и поляк по паспорту, но готовый принять какую угодно национальность, лишь бы дали ему проводить в жизнь воинствующий сионизм. К нему то и приходят, чтобы поспорить на политические темы.

В лавке мы застали двух посетителей. Мой спутник сообщил мне, что один - бундист (3) а другой член "Поалей Цион" (4) и что оба они - уроженцы России. Спорить пришли с сионистом, в связи с выборами правления одного из бесчисленных еврейских сообществ, на которые, как обычно, сразу же было представлено не менее 25-ти списков.

Подслеповатый еврей, мой спутник, сел в углу вместе со мной. В спор не вмешивается. Слушает с улыбкой, не то скептической, не то умильной. Не вмешивается в спор и хозяин лавки; углубился в счета.

Спорят по русски. Я уже заметил, что евреи, на которых русская культура наложила свой отпечаток, даже яростные сторонники древнего языка или жаргона, как только начинают говорить на абстрактные общие темы, переходят на русский.

Член "Поалей Цион" старается убедить сиониста поддержать общий список.
- Противны вы мне, - машет руками сионист. - И что такое "Поалей Цион"? Сионизм плюс марксизм. А скажите, пожалуйста, есть что общего между марксизмом и сионизмом?
- Верно говорите, - горячится бундовец, - ненавижу я вас ещё больше, чем вы меня. А этот - кто такой? Ни сионист, ни марксист.
- Ой-ой, и как бы не подрались, - замечает полушёпотом рыботорговец.
- Видно, и здесь хорошо бы завести сионистскую биржу (5), да бундовскую, чтобы вместе не садились, как, помните, было на каждом бульваре в черте оседлости.

Машет руками сионист. Кричит, волнуется.
- А вы знаете, что такое бунд? Марксизм плюс жаргон, и больше ничего. Ренегат вы! И что такое жаргон? Не язык, а каша из языков. Уж лучше быть русским эсдеком, чем жаргонным меньшевиком.
- Это они так для вас стараются, - сообщает рыботорговец. -Приятно, когда иностранец все нюансы поймёт. Но вы, быть может, думаете, что этот - весь бунд, а этот - весь сионизм, а тот - весь "Поалей Цион"? Что вы, что вы! Частицы только! Десять есть и бундов, и сионизмов, и "Поалей Ционов"! И всякая частица другую грызёт.
- А вы сами, кем будете?
- Серповцем (6) был. Стоял в России за персонально-национальную автономию. А теперь - никто. Меховщик-хозяин, тот вперёд смотрит, а я назад. Он то и слушать всего этого не желает. Он уже не с еврейством. А я люблю послушать, как молодые спорят, потому что сам почище их спорил. А что из всех этих споров получилось? За республику боролись, а вот как стала республика, повыгоняли нас из России. Как-то неловко даже все это вышло. И все мы здесь, и "Фолькспартай", и "Фольксгруппа", и "Бунд", и "Серповцы". Кто в гетто, а кто в Пасси (7). И нечего нам здесь делать.

А как любили Россию! И сейчас любим! Потому, что очень великая держава была. Это всегда импонирует, когда великая держава. Нельзя не уважать. И потому любим, что русский человек, очень хороший человек. А жизнь-то какая была! Очень страдал в России еврей, а всё-таки приятно вспомнить... А эти, что спорят, пропадут для России. Да почему бы им не пропасть, раз и православные денационализируются? Еврей из Польши или из Румынии, тот, быть может, разбогатеет здесь, а потом вернется к себе на родину. А русскому-то еврею куда вернуться? Русские евреи здесь в гетто - либо французы уже, либо самые ярые сионисты, либо типичные "ападриды". О еврейском государстве мечтают, а другие, чтобы вовсе не было государства, потому что истинно нет у них родины. А мне, старику, противны все эти бухарские, румынские и разные там паспорта. Разве можно так неряшливо относиться к своей национальности?

Спор продолжался, и я понял, что ни до чего они не договорятся. Но, верно, приятно им было спорить, как всегда приятно еврею покричать, да поволноваться. Рыботорговец нагнулся ко мне, взял за руку. В подслеповатых его глазах блеснул какой то странный огонь.

- Ой, люблю Россию, - заговорил он снова, теперь уже страстным полушёпотом, точно так же, как говорил цадик, что приехал в Париж спасать благочестие. - Но вот, что скажу вам, сами же русские виноваты, что пошли евреи за революцию. Ой, не было бы "временных правил" графа Игнатьева (8), не было бы бунда, да и не было бы Троцкого и Нахамкеса (9). Я понимаю, - продолжал он с кривой и недоброй усмешкой, - что можно с евреями бороться, но если уж бороться, так ведь надо умно, а кто глупо с евреем борется, того всегда еврей победит. Знаете, кто умно боролся? - Александр II, - когда школы открыл евреям. Стон подняли раввины: погибло еврейство! Валом повалили в русские школы, захотели стать русскими гражданами. Но вы скажете, быть может, что еврей всегда евреем останется. Быть может, не вы скажете так - другие.А зачем уж так бороться с еврейским духом! Ведь каждая раса имеет свои особенности, и приятные и неприятные. Вот Витте, мудрый был человек. Читали, конечно, как говорил он Александру III - либо надо всех евреев в море потопить, - это разрешение вопроса, либо, если нельзя этого сделать, надо русским с евреями как-то ужиться.

Спорщики умолкли. Меховщик окончил свои подсчеты. Посмотрел на своих гостей с явным презрением. - Ой, и надоели вы мне, - заявил он вдруг. - Постыдились бы русского господина. О чём вы спорите? Во Франции ведь живете! Все дороги вам открыты! Всё можете делать! А рассуждаете так, будто царизм всё ещё давит вас. Вот с меня берите пример: французом стану через три месяца, а через год-два, увидите, пройду в муниципальный совет.

- Слышали, слышали? - засуетился рыботорговец. - Вот, как надо уживаться с евреями, - именно как Франция это делает. Разве у этого меховщика что-нибудь от еврея осталось?



Прим. breviarissimus :

1) Плетцель (le Pletzl). Еврейский квартал в Париже, заселялся вдоль ул.Розье (rue Rosier) с конца XIX в., в основном ашкеназами из Вост. Европы.
2) Квартал Бельвилль располагается в 20-м округе Парижа, заселялся с 1840 г. Начиная с 20-ых гг. ХХ в. - место поселения иммигрантов (сначала армяне, греки и поляки, затем - выходцы из Сев.Африки).
3) Бунд (сокр.) - БУНД (Всеобщий еврейский рабочий союз в Беларуси, Литве, Польше и России). Левая антисионистская еврейская партия, действовавшая с 90-х гг. XIX в. до 40-х гг. XX в. В настоящее время группы бундистов существуют в США, Канаде, Австралии и Великобритании.
4) Поалей Цион ("Рабочие Сиона") - Еврейская социал-демократическая рабочая партия, образована в 1901 г. в Екатеринославе. Пытались совместить элементы социализма с сионизмом, в Гражданскую войну боролись как против красных, так и с белогвардейцами. К концу 20-ых гг. ХХ в. практически прекратила существование.
5) Скамейку.
6) СЕРП (Социалистическая еврейская рабочая партия). Левая еврейская партия в России до 1917 г. Также часто назывались "сеймовцами" или "сеймистами". В 1906-07 гг. СЕРП резко отмежевалась от бундовцев и от сионистов-социалистов. После Октябрьской революции "серповцы" влились в состав Компартии Украины и Еврейской коммунистической партии Белоруссии.
7) Пасси - 16-ый округ Парижа. Самый большой, самый буржуазный и фешенебельный из двадцати округов французской столицы. "Городок на Пасях" иронически называла Пасси и его аристократических обитателей Н.Тэффи.
8) Имеются в виду "Временные правила о евреях" от 3 марта 1882 года, принятые по инициативе министра внутренних дел Российской Империи гр.Н.П.Игнатьева. В соответствии с "временными правилами" евреям в черте еврейской оседлости запрещалось: а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники. Эти нововведения лишили средств существования евреев, занимавшихся мелкой торговлей в деревнях черты оседлости и нанесли удар по правам еврейской буржуазии и экономической элите. Подробнее о "Правилах", оказавших резко радикализующее, роковое воздействие на местечковое еврейство, можно прочитать здесь.
9) Нахамкес Овший Моисеевич, он же Стеклов Юрий Михайлович (1873-1941). Старый большевик, участник революции 1905 г. Несмотря на материалистические убеждения, крестился в 1909 г. В 1917 году - заметная личность в Петросовете, один из инициаторов "Приказа №1", за что заслужил особую "любовь" в рядах Белого движения. В 1917-25 гг. - редактор газеты "Известия ВЦИК".


?

Log in

No account? Create an account