Previous Entry Share Next Entry
О народном просвещении в СССР нач. 20-ых гг.: взгляд эмигранта
Breviarissimus
breviarissimus

Пришедшие к власти в 1917 году, большевики рассматривали школу и учительский корпус как инструменты создания нового социального строя, уделяя этой отрасли огромное внимание. Началось преобразование существовавшей в РИ системы образования. В феврале 1918 г. был принят декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", отделивший школу от церкви, а уже в июле появился документ "Об организации дела народного образования в РСФСР", определивший принципы организации народного образования. В соответствии с ним все обр. учреждения стали государственными и передавались в Наркомпрос, отменялись все (национальные, сословные, религиозные) ограничения в доступе к обучению, прежние структуры школьного управления были распущены, частные учебные заведения прекратили существование, древние языки выкинули из школьных программ. Важным ходом, способствовавшим облегчению всеобщего доступа к образованию, стал декрет "О введении новой орфографии" (окт. 1918 г.), упростивший нормы правописания.

Технически новая структура образования была сформулирована в "Положении о единой трудовой школе" и "Декларации о единой трудовой школе". Введена была единую систему бесплатного совместного обучения с двумя ступенями образования: 5 лет обучения в школе первой ступени, 4 года в школе второй ступени. При этом большевики отменили экзамены, наказания и поощрения, как тяжкое наследие царского режима, предполагалась выборность учителей. Осознавая критическую необходимость в ликвидации неграмотности, в 1920-25 гг. новая власть начала массовое обязательное обучение грамоте взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. Ликвидация неграмотности разворачивалась в первые годы после Гражданской войны и иностранной военной интервенции.В частности, каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 чел. должен был иметь школу грамоты ("ликпункт"), с сроками обучения первоначальным навыкам чтения, письма и арифметики в 3-4 месяца. Всего к 1920 г. удалось обучить грамоте 3 млн человек. В 1919 г. возник особый тип средней школы – рабочий факультет, который первоначально решал задачи повышения технической квалификации рабочих. К этому времени наиболее остро стоял вопрос о развитии школы II ступени на основе соединения обучения с производительным трудом, на которую и был сделан упор.

В целом, за 1920-ые гг. Наркомпрос вволю наэкспериментировался с несколькими системами и типами учебных заведений: 9-летняя общеобразов. школа (4+5 или 5+4), 7-летка школа с уклонами (профкон-центрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. Однако в целом существенного повышения эффективности обучения в этот период не произошло. По факту, говорить о всеобщем начальном образовании стало возможным только после 1930 г., когда, наконец, была ликвидирована массовая беспризорщина. Собственно же классическая советская система образования, к которой мы все привыкли, сформировалась уже в 30-ые гг., когда произошел решительный возврат к урочной системе с выставлением оценок, а также был ликвидирован крен в сторону профтехобучения и реабилитированы гуманитарные дисциплины.

Естественно, что белая эмиграция, живо интересовавшаяся жизнью Страны Советов, не могла оставить без внимания и новации большевиков в области педагогики. В этой связи чрезвычайно любопытной представляется оценка, данная вновь народившейся советской школе, известным в России специалистом в области народного образования Е.П.Ковалевским* на Российском зарубежном съезде - глобальном собрании русской эмиграции, состоявшемся в Париже в отеле "Мажестик" с 4 апреля по 11 апреля 1926 года. На нём присутствовали 400 представителей русских диаспор из 26 стран, а инициативная группа по объединению русских общественных организаций во главе с П Б.Струве готовила его с 1923 года.

Остро-критические тезисы Ковалевского, прочитанные им в 3-ий день работы Съезда, носили тенденциозное название "Русская школа под игом большевиков" и были опубликованы в газете "Возрождение", № 309 от 7 апреля 1926 г. Преобразования коммунистов названы им "сатанинскими", при чтении отчетливо возникает перед глазами картина полного армагеддона: предвзятость г-на быв. депутата Государственной Думы зашкаливает. В принципе, субъективизм г-на Ковалевского объясним и понятен: одно уже "обезбоживание" школы вводило сторонника "классического образования" a'la Кассо в ступор, отмена преподавания др.-греч. и латыни выглядела крахом "устоев", а грандиозные усилия Советов по борьбе с неграмотностью просто не замечались, словно несуществующие. Потому что в противном случае, нужно было признать далеко не блестящую ситуацию с грамотностью низших сословий в РИ и высечь себя, подобно унтер-офицерской вдове.

Меня же более интересует "позитивная" часть программы Ковалевского, в которой говорится о плане, если можно так выразиться, рекоммунизации школы в "освобождённой России" - в 1926 г. в русской эмиграции ещё витал дух иллюзий, позволявший беженцам надеяться на скорый крах сов.власти. Абсолютно беспомощная и ретроградская мечта о том, как поворотить колесо истории вспять на отдельно взятом участке культурного фронта: вернуть закон Божий в школу, восстановить орфографию с ятями и ерами, укреплять патриотизм и напирать на нравственность. Ничего вам не напоминает, господа? Рецепты благолепия от нынешних охранителей лежат примерно в таком же русле, что не решает проблем собственно образовательного процесса, но добавляет геморроя педагогам и повышает градус раздражения в обществе. Ничто не ново под Луной.

В заключение ремарки предваряющей чтение самого документа, справедливости ради добавлю, что последний раздел доклада Е.П.Ковалевского ("Школа зарубежом") содержит весьма ценные советы по сохранению русской идентичности молодого поколения в условиях эмигрантского рассеяния. В принципе, русские зарубежные учебные заведения 20-30-ых гг., объективно развивавшиеся в соответствии с рекомендациями автора, дали прочный заряд "русскости" 2-ому поколению эмиграции, позволив сформировать полноценных граждан тех стран, где выросли дети беженцев. При всей региональной специфике и культурном бэкграунде страны проживания, они оставались патриотами традиционалистской, утерянной России, возвращение в которую было них них мечтой, и которой в реальности уже не существовало.


Русская школа под игом большевиков

Тезисы доклада Е.П.Ковалевского

Русская школа перед революцией

К началу войны Российская Империя обладала громадным, правильно оборудованным для низшего, среднего и высшего, а также специального образования и всеми необходимыми научными учреждениями. Организация народного просвещения, в связи с правильно разработанным финансовым планом, обеспечивали количественное и качественное развитие учебных заведений и правильное воспитание молодого поколения.

Школа под игом большевиков

Война почти не нарушила актива просветительного дела в России. Здания остались целы, оборудование почти не пострадало, профессора высших учебных заведений, учителя средних школ и учительницы низших, в войне не участвовали. а после революции учащие всех степеней, не имея возможности выехать за границу, остались в распоряжении новой власти.

В руки большевиков поступили не только вся организация и средства народного образования и контингент подготовленных преподавателей, но сверх того, отнятые от владельцев многочисленные дворцы, дома, усадьбы, заводы, мастерские, издательства, типографии и книжные склады, что давало им полную материальную возможность, поднять, если бы они захотели, учебное дело на необычайную высоту.

На деле произошло обратное. На бумаге в первые годы властвования большевиков намечаются широкие планы и даются обещания необыкновенно быстрого умножения числа учебных заведений и преобразования их по самым модным теориям педагогики: "трудовая школа", "комплектные" методы обучения, "Дальтон план"**, "система рефератов" и т.д.

Изобретаются "фронты" для борьбы с безграмотностью, "недели пролетарской культуры"; назначаются близкие сроки для достижения "всеобуча", чуть ли не во всех губернских городах открываются "Университеты", и другая статистика кричит о всякого рода "ударных достижениях".

Старая система разрушена, новая не осуществлена, церковь поставлена вне закона, земства и городские управления упразднены, центральная власть, всесильная для разрушения, бессильна на творчество. Школы закрываются, здания разваливаются, учителя бегут или голодают, учащиеся отказываются идти в школу или сидят в ней, не получая знаний, без учебников, без книг.

Учебные заведения, уцелевшие в Совдепии, после краха 1922-1923 годов, делятся на две неравные группы: в столицах и областных городах устраивается несколько показательных (декоративных) учреждений, которые обставляются надлежащим образом, на них не жалеют денег и они служат для демонстрации знатным иностранцам забот советской власти о подрастающем поколении: школы, приюты, "избы-читальни", детские колонии, рабочие клубы с библиотеками и т.д.

За пределами иностранной досягаемости в остальной России прозябают пониженные, искаженные, бедные, недостаточные числом, учебные заведения разных типов и степеней.

В частности, в области начального образования вместо бесплатной школы и платного учителя, мы видим школу платную, а учителя не получающего содержания; вместо нормальной средней школы неопределённую школу второй ступени, вместо Университета - рабфак.

Не в материальной бедности или технических недочётах учебного плана или методов преподавания лежит корень ужасного зла, а в том, что школа является орудием в руках большевицкой власти для политических и социальных экспериментов над русскими детьми и юношеством. Экспериментов, имеющих последствием моральное и физическое развращение детей. Рядом разнообразных и систематически осуществляемых мер, школа, являясь очагом для партийной коммунистической обработки детей, становится, по меткому выражению г.Обера, питательной средой для культуры бацилл безнравственности.

Главнейшими из мер, входящих в этот сатанинский план, являются:

а) Исключение из школы преподавания Закона Божия, запрещение молитвы и икон (декрет 19-ХI-18 г.), изгнание священников из Педагогических Советов учебных заведений, а потом борьба с преподаванием Закона Божия и вне школы, преследование уроков в церкви, в квартире священника и на дому (1923 г.), запрещение носить нательный крест. После краткого периода религиозной нейтральности, выступление воинствующего атеизма. Он выдвигается сначала в виде отвлеченной теории, а затем, быстро превращается в наглое, кричащее богоборчество. Издевательство и кощунство имеет целью совершенно вытравить из души ребёнка религиозное чувство и лишить его всякой нравственной опоры даваемой верой. (См. циркуляр 15-VI 1921 г.).
б) Как непосредственное следствие антирелигиозной пропаганды - пропаганда антиморальная - борьба с авторитетом семьи и общества, разрушение понятий "греха" и "стыда", внедрение в школьный обиход "шпионажа и доноса".
в) Проведение через все учебные предметы идеи классовой борьбы и освещение учебного материала, даваемого учащимся, под этим углом зрения. Противоположение христианским понятиям любви и прощения коммунистического чувства вражды и ненависти. "Ненависть" становится центральным стержнем в деле "формирования коммуниста".
г) Наконец, преждевременное пробуждение в детях полового инстинкта и их дальнейшее развращение, постоянным возвращением к половым вопросам (анкета 1922 г.), имеющее последствием не только моральное, но и физическое разложение подрастающего поколения.

Не довольствуясь школой, большевизм продолжил свою разрушительную работу, проводимую в международном масштабе при помощи двух новых орудий - кружков пионеров и комсомольцев. Это орудие пущено в ход в 1919 году и оформилось в ноябре 1921 года и за истекшие пять лет комсомольство приняло угрожающие размеры, соединяя в себе всё, что указано в предыдущем пункте, но с большей еще интенсивностью и той разницей, что обыкновенный ученик есть лишь объект воздействия красного учителя или пропагандиста, а пионер и комсомолец мыслится, как активный участник, действующий не только за страх, а и по личной инициативе.

Школа в освобожденной России

С падением большевицкой власти перед будущими деятелями встанут сложнейшие задачи. Как остановить дальнейший развал школы? Какое противоядие нужно, чтобы спасти молодое поколение от коммунистической отравы? Возникнет ряд вопросов, связанных:

а) с постановкой учебного дела,
б) религиозно-нравственным воспитанием,
в) борьбой с отрицательными понятиями и навыками, усвоенными в советской школе,
г) восстановление и укрепление идеи патриотизма и усвоение не только умом, но и сердцем великих заветов русского прошлого,
д) противоположение безликому интернационалу живых и деятельных национальных задач.

В частности, в первую очередь встанут вопросы:

а) о возможности восстановления старой русской школы и в каких пределах;
б) о мерах переходного периода - преобладание системы внешкольного образования для получения максимума знаний при минимуме времени;
г) в области воспитательной не только восстановление Закона Божия, как учебного предмета, но проведение религиозно-нравственных начал на всех ступенях образования;
д) временное устранение детей из развратившейся среды и помещение их в закрытые учебные заведения (английская система) и ряд других мер, которые будут подсказаны жизнью.

Спасение школы должно сопровождаться восстановлением с первых же шагов русского языка и устранением из него всех безобразных искажений и наслоений, которым он подвергся во время большевиков.

Борьба за школу и достижение реальных результатов в деле морального оздоровления молодого поколения возможны только при условии искреннего и тесного сотрудничества Государства, Церкви, Семьи, Общества и частной инициативы.

В нашей подъяремной Родине, несмотря на общую атмосферу политического сыска и отсутствия минимальной духовной свободы, вопреки большевицкой власти, идёт борьба за добрые традиции русской школы.

Случайно сохранившееся старые педагоги и лучшие из молодых, понявших ложь и вред коммунистической системы, добросовестно с упорством и верой в свою правоту, прилагают старания к сохранению обломков старой школы и отдают свои силы на разработку педагогических вопросов, выдвигаемых жизнью. Их труд имеет не малую ценность для будущего русского просвещения.

Школа за рубежом

Задачи, выдвигаемые жизнью на чужбине также очень сложны и разнообразны. Они требуют к себе самого напряжённого внимания и настойчивых, систематических усилий всех беженцев. Нужно суметь дать детям максимум знаний, полезных на период пребывания их заграницей, таких, которые понадобятся по возвращении в освобождённую Россию и в то же время сохранить их национальное лицо.

Для этой цели надо:

а) стараться давать русским детям общее образование в местных, туземных или русских учебных заведениях, дополняя их образование в первом случае изучением русских предметов (русский язык, литература, история, география);
б) полезно, кроме того, дополнительное изучение каждым беженцем на краткосрочных курсах или в мастерских какой-нибудь профессии или ремесла;
в) организации в тех случаях, когда не могут быть устроены постоянные русские отделения - периодических приездов преподавателей русских предметов (временные пункты);
г) меры для религиозно-нравственного воспитания детей;
д) широкая борьба с денационализацией детей, бывших в России, но начинающих забывать русский язык и Родину и воспитание в национальном духе детей, родившихся за рубежом;
е) устройство союзов матерей, дней русской радости и скорби, распространения русской книги. Ознакомление с русскими искусствами (музыка, живопись, архитектура) и вообще русской культурой. Поддержание обычаев для сохранения русского быта.



Прим. breviarissimus :

* - Ковалевский Евграф Петрович (1865-1941) Специалист по народному образованию, посвятивший себя изучению его в России и за границей и осуществлению всеобщего обучения. Ездил в Западную Европу и в Америку для участия в международных съездах и в организации педагогических выставок. Автор законопроекта о школьном образовании в РИ. В 1896 г. организовал научно-учебный отдел на Нижегородской выставке, по его инициативе был устроен даровой и удешевленный проезд учащих и учащихся на выставку. Депутат III и IV Государственной Думу от Воронежской губернии. С 1919 г. в эмиграции во Франции. Преподавал в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже латынь, франц. и нем. языки.

** Дальтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе на основе индивидуального обучения. Получила название от г.Долтон (США), где впервые была применена. Создана учительницей Е.Паркхерст в 1904-20 гг. Учащиеся по жанной системе получают свободу как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Ученик получал от учителя-советчика лишь указания, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Учёт работы учащихся осуществлялся при помощи системы карточек. Роль учителя при этом сводилась к консультированию, что вело к ненужности классно-урочной системы занятий. В 20-е гг. Дальтон-планы частично были заимствованы в сов. школе в виде "бригадно-лабораторного метода".


  • 1
Главное революционное деяние на ниве просвещения большевики совершили не в области техники преподавания (к счастью, основные эксперименты ими совершались как раз в этой области), а в самой концепции оного, отказавшись от буржуазной "двухкорридорной" системы, при которой быдло и элита учатся в разных типах школ, что намертво закрепляет существование в любой стране капитала "двух народов". Большевики создали единую образовательную систему, в которой все были равны, и которая, в свою очередь, и создала советский народ. Кактотаг

ПыСы. Вообще это очень интересная тема: Россия никогда не была и не будет уже страной классовой. Россия всегда была страной сословной. И в ней всегда было разделение на эти самые "два народа" - условно говоря, быдла и элиты. Но самым парадоксальным образом население России противится конституированию этого механизма на любом уровне, и в первую очередь на уровне доступа к образованию. Иными словами, российская традиционная сословность и разделение народа на две части должна, по мнению подавляющего большинства, вопроизводиться естественным, так сказать ab natura, а не официальным путём.

В первом абзаце я поминаю как раз про отмену большевиками национальных, сословных и религиозных ограничений на получение образования. И обратите внимание, Ковалевский в разделе "Школа в освобожденной России" даже не посягает на этот принцип. Правда есть там пункт очень туманный: "д) временное устранение детей из развратившейся среды и помещение их в закрытые учебные заведения (английская система) и ряд других мер, которые будут подсказаны жизнью." Чует сердце, имелось в виду именно осторожное разведение элитки с кухаркиными детьми по разным вольерам. Нынешняя псевдосословность здорово размыта за 74 года Софьи Власьевны и воспроизводится в форме карикатурных паттернов поведения со стороны тех, кто в "голубые кровя" попал прямиком из потомственных канторов синагоги и с комсомольского собрания.


>>> про отмену большевиками национальных, сословных и религиозных ограничений на получение образования

Да это-то как раз простая прокламация, это общее место в любой "демократической" стране, где тем не менее эта двухкоридорность непреложно исполняется. Куда важнее было, что большевики физически уничтожили сам принцип двух школ путём создания единого наробраза.
У нас "дифференциация штанов" в области образования происходила не штатным порядком, а "силою вещей", за счёт сепарации с периферии в столицы более продвинутых деятелей образования, имперские столицы - это же всегда пылесос из провинций наиболее пригодного материала. Правда, обычно на короткое время, т.е. время жизни индивида, дальше период полураспада и потомки продвинутого оседают илом на дне столицы или вымываются за бугор. Создание спецшкол не имело в эсэсэсэрии массовидного характера: школьник из Урюпинска мог смело передвинуться со своим папашей-карьеристом в город на Неве, сесть за парту и продолжить без перерыва своё образование в лучшей школе где-нибудь в районе Пяти углов. Это создавало общий понятийный аппарат для всей нации. Страну это не спасло, но задел культурной прочности и за счёт этого тоже появился. Равно как и осознание народом, что все мы равны не только по рождению, но и по образованию.

"Это создавало общий понятийный аппарат для всей нации."

В принципе, указанный "аппарат" остаётся одним для многонационального народа РФ, но общий его уровень неуклонно снижается, планка падает. Явление общее для постмодерновых наций, но не становящееся от повсеместности менее херовым. Отсюда можно предположить, что грядет новый виток раскола по указанному признаку. Хорошее образование станет ещё более элитарным, нежели в сер. XIX века, а разночинцам появиться неоткуда.


щяс понятийный аппарат расколот на множество страт, линий разлома очень много, но генеральная больше проходит в темпоральном направлении, нежели каком-то другом: общность больше обретается в своих возрастных категориях, чем в своих сословных или национальных рамках. Иными словами, 20-летний слесарь из Уфы лучше поймёт 20-летнего мажора из Москвы, чем 20-летний слесарь из Уфы поймёт 50-летнего слесаря из Самары. Раньше такой феномен выглядел не столь выпукло.

Насчет раскола общего образования на двухкоридорное - это классика европейского (не азиатского!) капитализма, основа основ, если Россия приняла европейскую модель капитализма, она неминуемо обязана пойти по линии разделения школ. Качество образования внутри каждой линии уже не столь важно - важнее соотношение обрабатываемых потоков и уровней качества между ними.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account