Previous Entry Share Next Entry
О Марии Комаровой
Breviarissimus
breviarissimus

Продолжаем вспоминать забытые имена исполнителей русского зарубежья 20-30-ых гг. ХХ века.

Комарова Мария Петровна, выступала в жанре цыганского и русского романса, меццо-сопрано. Годы жизни неизвестны. "В Париже принимала участие в многочисленных вечерах, балах, в том числе благотворительных в пользу Российского общества Красного Креста, Союза галлиполийцев, Одесского землячества, Комитета помощи русским писателям и ученым, Русского артистического кружка и др." (источник).

Обрела известность на волне возрождения интереса к русской народной городской песне и балладе в России начала ХХ века. В 1910-е годы активно записывалась на грампластинки, но более поздних записей - периода изгнания - не сохранилось. Отмечается, что Комарова во многом была "подражательницей" великой Н.В.Плевицкой.

Из воспоминаний Нины Кривошеиной* (1895-1981), дочери промышленника А.П.Мещерского, бывшей замужем за сыном А.В.Кривошеина - министра земледелия (1908–1915 гг.) и премьер-министра врангелевского правительства в 1919 - 1920 гг. Нужно пояснить предварительно - так случилось, что в 1925 г. Нина Алексеевна стала совладелицей весьма раскрученного ресторана "Самарканд" в Париже и получила возможность соприкоснуться с миром русских эмигрантских певцов. Судя по всему, Комарова не значилась в основном составе звёзд "Самарканда" и выступала лишь "на подмену".

"Иногда, когда кто-нибудь заболевал или уезжал, на неделю-другую появлялась "исполнительница русских песен" Мария Петровна Комарова; ей было лет пятьдесят и, думаю, жилось ей трудно. Когда-то в России она ездила с гастролями по провинции, дело свое знала и обладала недурной техникой; у ней и в Париже была своя публика, которая ее любила. Милейший и добрейший человек, она звала меня "деточка", была сговорчива и никаких подножек никому не ставила. А мы все потихоньку над ней посмеивались - над ее прической, вечным оренбургским платком и каким-то удивительным говором, составленным из совсем особого словаря и оборотов - казалось странным, что ей почему-то приходится жить и петь в Париже, а не в Калуге, Воронеже или на ярмарке в Нижнем."


Прим. breviarissimus :

* Краеведческий штришок. Любопытно, что детство Ниночки Мещерской прошло в Сормовском рабочем посёлке, поскольку её папА с 1896 по 1905 гг. исправлял должность директора-распорядителя акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово". Подробнее о "русском Форде", незаурядном производственнике и организаторе А.П.Мещерском можно прочитать здесь.



Покуда на этом всё. Безусловно, не самое выдающееся исполнение, но поёт, как мне показалось, с душой, без нажима на надрыв - совсем без "надрыва" жанровые рамки того времени не позволяли обходиться. Поиски информации о судьбе М.П.Комаровой продолжаются.

Для желающих послушать больше романсов в исполнении Марии Комаровой, на сайте "Russian-Records" есть неплохая подборка её записей 1910-1915 гг., см. тамошний поиск по фамилии артиста.


  • 1
Не шедеврально, но очень квалифицированно: тоже - портрет эпохи.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account