Previous Entry Share Next Entry
О ледоколах: Таллин-1926
Breviarissimus
breviarissimus

В государственном кинофотоархиве Эстонии набрёл на любопытную кинохронику. Съемки зимы 1926 года в Таллинском порту.




Оригинал съёмок выложен здесь: Archive no.14, Record no.40, Filmoteegi materjal.

На первых кадрах виден самый мощный ледокол флота Эстонской республики - "Suur Tõll" ("Суур Тылль"), быв. "Царь Михаил Фёдорович", построенный в 1914 г. по заказу правительства России на немецкой верфи "Вулкан-Верке" в Штетине. С 08 марта 1917 г. был переименован в "Волынец" в честь поддержавшего февральскую революцию Волынского полка, потом был захвачен финнами. 28 апреля 1918 г. переименован в "Вяйнямёйнен" и использовался для проводки немецких кораблей в Финском заливе. По Тартусскому мирному соглашению возвращён СССР, но в 1922 г. передан Эстонии. Переименован в честь "большого Тылля", героя эстонских преданий - великана с о.Сааремаа. С 1941 г. - в составе Балтфлота СССР под старым именем "Волынец", с 1988 г. - на вечной стоянке в Минной гавани Таллина и является плав. музеем. Здесь можно почитать познавательный репортаж об этом корабле.

Следом в хронике мелькает советский ледокол "Святогор" 1916 г. постройки, будущий знаменитый "Красин" (переименован в следующем, 1927 году). На тот момент он уже был выкуплен в Великобритании и, видимо, использовался для проводки судов на линии Ленинград - Таллин - Рига в зимний период. До ледовой эпопеи по спасению экспедиции У.Нобиле остаётся ещё 2 года ... Ныне также представляет из себя музейное судно. Крайне интересно разглядеть "Святогор/Красин" в его первоначальном варианте внешнего вида, до переоборудования дизель-электрическими двигателями и изменения надстройки, осуществлённых в 1950-ых гг.

В заключительной части ролика хорошо виден ещё один раритет: портовый ледокол "Jüri Wilms". Был построен в 1902 г. в Риге - первоначальное название "Гектор", затем переименован во "Владимир". Ледокол при своих небольших размерах (319 тн. водоизмещения, машина 725 л/с) получился очень удачным и послужил прототипом для целой серии судов, строившихся по заказу РИ в Великобритании в I мировую войну. В начале 1918 г. он находился в Ревеле, когда туда вошли немецкие войска. Немцы передали ледокол эстонским властям, те переименовали его в "Юри Вилмс" (в честь одного из основателей независимой Эстонии) и зачислили в списки торгового флота. После 1940 г. - в составе Балтийского флота, с присвоенным новым наименованием "КП 29". "Бывший "Владимир" добросовестно прослужил всю Великую Отечественную войну обеспечивая деятельность боевых кораблей, а после нее не раз передавался разным флотским ведомствам, которые неизменно присваивали ему свои наименования - МБ 23, РБ-25, ОТ-25 Его использовали как портовый ледокол, но больше как буксир, в конце же своей долгой карьеры он стал отопителем, снабжавшим паром и горячей водой стоявшие в портах корабли". (источник).


?

Log in

No account? Create an account