Previous Entry Share Next Entry
Об антарктическом блицкриге
Breviarissimus
breviarissimus
Белая бесформенная клякса в том месте глобуса, куда обычно втыкается его ось, никогда не привлекала внимание историков. По большей части потому, что никакой истории, кроме череды тыканий-мыканий китобоев, джентльменов удачи и высокопогонных военных в открытии «Антарктического Недоразумения» не наблюдалось. Несколько правоверных реплик в учебнике географии и столь же лаконичное известие о русской экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена (которая на судах «Восток», под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» -М.П.Лазарева, прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I …) – вот пожалуй и всё, что школьники ныне знают о многочисленных экспедиционерах в южные широты. О многочисленных когда-то советских исследовательских станциях на родине пингвинов, помнят ныне лишь люди старшего поколения – «Восток», «Мирный», «Беллинсгаузен», «Молодёжная»… забытые лейблы минувшего, опавшие листья имперского идеологического древа.

В оправдание девственности подрастающего поколения, могу возразить (сам себе) что даже профессиональные копатели в пыльных архивах не шибко жалуют летопись экспедиций в южных морях. Уж больно круто замешаны здесь авантюризм «профессиональных первооткрывателей» (упёртый снегоходец Амундсен, фанат полярных полётов Бёрд) и прагматичность политиков, стремившихся закрепить приоритет своих стран на сотнях тысяч километров инфернально-пустого льда. К концу 1950-ых годов, когда все мало-мальски значимые державы мира почитали уже своим долгом загнать в Антарктиду сотню-другую геологов, ездовых собак и пару-тройку санно-гусеничных поездов, СССР и США решились-таки устаканить ситуацию. Договор 1959 года о внегосударственном статусе льдистого материка заморозил на полвека любые попытки что-либо застолбить в Антарктике. Одновременно, этот любопытный образчик международного права имел одно важное следствие: он дал официальное признание всем полярным исследователям, когда-либо имевшим счастье высадиться на берега или просто бороздивших антарктические воды. Поименным перечислением они вошли в историю, кратко и емко именуясь – «героические первопроходцы Антарктиды».

Но одна страница в этой летописи была вырвана… безлунной ночью… тайно, пыхтя от усердия. Речь идет о роли немецких полярников, имевших неосторожность водрузить на антарктических брегах флаги с солярными символами.

Ежели быть совсем пунктуальным, то нельзя не вспомнить, что исследование немцами Антарктиды началось ещё в 1873 г, с экспедиции, организованной Немецким обществом полярных исследований. В 1910 г. состоялась экспедиция В.Филшнера на корабле «Deutschland», в 1925 - специального корабля для полярных исследований «Meteor» под командованием д-ра А.Мерца. Затем последовал небольшой перерыв – смена власти, знаете ли… приоритеты внутренние были важнее.

Приход к власти национал-социалистов дал мощный толчок исследовательским экспедициям Германии, уже в статусе Рейха. Отслеживая проникновение немцев в Антарктиду, следует учитывать тот факт, что, по мнению идеологов наци, а особливо Рудольфа Гесса и Альфреда Розенберга, чисто арийскую расу можно было воспитать в условиях изолированных колоний, расположенных в северных и даже заполярных районах. Кроме того, во время войны, к которой активно готовились, нацисты нуждались в больших территориях, на которых располагались бы секретные базы для испытания передового оружия, они же логова для отсидки в случае дефолта… . Заодно можно было проверить и предположение о том, будто бы Антарктида является легендарным протоконтинентом, на котором когда-то появилась и обитала нордическая раса (такие версии всерьёз рассматривались в «Аненербе» с подачи некоторых особо рьяных поклонников Г.Гербигера, хотя трезвомыслящее руководство сего института относится к таким инсинуациям скептически…).
Особо оговорюсь о следующем: в числе критиков идеи «антарктической прародины» числился, к примеру, самый, пожалуй, «легально засвеченный» деятель Аненербе – маститый филолог Герман Вирт, руководитель отдела исследования письменности и картины мира (Pflegestatte fur Schrift- und Sinnbildkunde), не чуждый гиперборейских представлений о древнем мире, искавший Ариев на русском севере, в джунглях Индостана, но отнюдь не в Антарктике. Вирт, Отто Ран, как, видимо и сам директор-администратор института В.Зиверс, люди глубоко образованные и фундаментально подкованные в области исторического познания, не могли не понимать призрачности попыток отыскать прародину человечества в гостях у пингвинов. Но они, в свою очередь, прекрасно осознавали стратегическое значение «броска на юг», дающего Германии приоритет в исследованиях неизведанных областей Антарктики, пальму первенства идеологическую, неосязаемую, которую невозможно измерить в миллионах рейхсмарок. Кроме того, на учёных давили военные, особенно высший состав кригсмарине, видевший в Антарктиде возможный плацдарм на Тихом и Атлантическом океанах.

В сухом остатке мы имеем следующее: в конце 1938 года капитан Альфред Ритшер назначен командовать экспедицией к атлантическому берегу Антарктиды.

Для экспедиции был отобран корабль "Schwabenland", изрядно переоборудованный транспортник, который немецкая инженерная мысль превратила в полноценное исследовательское судно высокого класса. Важной особенностью корабля являлся гидроплан фирмы Dornier «Wal». Старт осуществлялся при помощи паровой катапульты на корме, а после полета гидросамолет поднимался на борт с помощью кран-балки. Экипаж корабля был подобран и обучен на курсах спецподготовки Немецким обществом полярных исследований. Капитан А.Ритшер (Alfred Ritscher) до этого принимал участие в нескольких экспедициях на Северный Полюс и был очень грамотным моряком. Бюджет экспедиции составил около 3 млн. рейхсмарок, деньги по тем временам очень и очень солидные.

«Schwabenland» покинул Гамбург 17 декабря 1938 г, и направился к Антарктиде по запланированному маршруту. Корабль достиг пакового (прибрежного) льда 19 января в точке 4°15' западной широты, 69°10' восточной долготы.

В течении следующих недель корабельный гидроплан совершил 15 полетов, обследовав примерно 600 тыс. кв. км территории. Это составило почти пятую часть континента. С помощью специальной фотокамеры Zeis RMK-38 было сделано 11 тыс. снимков и сфотографировано 350 тыс. кв. км Антарктиды. Кроме регистрации ценной информации, самолет через каждые 25 км полета сбрасывал вымпелы экспедиции (пунктуальные немцы были верны себе).

Ежели верить всезнающей энциклопедии «Британника», немцы установили свастики на обширной территории западной части Земли Королевы Мод: на берегах Принцессы Астрид и Принцессы Марты. Немцы назвали эту территорию Новой Швабией (на полноразмерную карту Новой Швабии 1940 г. издания можно взглянуть здесь) . Причем, правомочность сего названия никто официально не отменял…. В настоящее время это название еще используется наряду с новым (с 1957 г.) - Земля Королевы Мод.

Официально, согласно скупым выжимкам энциклопедий, самым интересным открытием экспедиции стало обнаружение небольших областей Антарктического материка, свободных от льда, с малыми озерами и чахлой растительностью. Геологи экспедиции предположили, что это является следствием действия подземных горячих источников. В середине февраля 1939 года, «Schwabenland» оставил Антарктиду. За два месяца обратного пути капитан экспедиции Ритшер систематизировал результаты исследований, карты и фотографии. Вернувший в Гамбург, командир рапортовал 12 апреля 1939 года: «Я выполнил миссию, возложенную на меня маршалом Герингом. Впервые германские самолеты пролетели над Антарктическим континентом». Есть свидетельства того, что после возвращения Ритшер «пробивал» проект второй экспедиции, с использованием самолетов с лыжным шасси, для дальнейшего исследования «теплой» зоны Антарктиды. Однако из-за начавшейся Второй Мировой экспедиция не состоялась. Это официальная точка зрения англосаксонских историков… про русских и не говорю, эта тема для нашего брата темна как «вода в облацех». …

А вот на этом многоточии всякая точная информация заканчивается, и начинается сплошная мистика. Реальны, то есть имеют подтверждения в военных архивах, лишь следующие факты. После начала Второй Мировой, немецкие суда и подводные лодки продолжали бороздить юг Атлантического океана, словно «охраняя» морские границы Новой Швабии. В 1941 году пара норвежских китобойных судов, вставших на якорь в своих собственных территориальных водах около Земли Королевы Мод, были захвачены немецким «Пингвином». За 10,5 месяцев плавания он уничтожил аж 28 торговых судов союзников. «Пингвин» ранее был известен, как германское торговое судно «Канделфельз». Им командовал капитан I ранга Эрнст-Феликс Крюдер. Будучи в запале, герр Крюдер, к примеру, отправил к праотцам норвежский корабль снабжения и весь его подведомственный конвой… В мае 1941 года английский военный корабль «Корнуолл» потопил-таки «Пингвин», но перед этим тот захватил целую флотилию союзнических торговых судов. Это то, что касается надводного флота.

С ведомством подводников гораздо хуже. Разрозненные куски материала полны совершенно безумных инсинуаций о гигантских доках в Новой Швабии, якобы строившихся для подлодок Рейха, о разработках урана, о пещерах с искусственным климатом, строившихся для высших партайгеноссе, и еще много чего. Практически во всех публикациях по исследованиям немцев в Антарктиде (первоисточник я пока не нашел) приводится фраза гросс-адмирала Деница, оброненная им случайно на каком-то рауте генералитета в 1943 году: «Германский подводный флот гордится тем, что создал для фюрера на другом конце света Шангриллу - неприступную крепость». Как говорится – «понимай как хочешь»… Эта мифическая база имела, по другим апокрифам, условное обозначение «211».

Практически всё, прочитанное мною об этой базе смахивает, в совокупности, на параноидальщину, но полагаю, что зерно истины в сих мифах есть. Иначе как объяснить следующий факт, имеющий документальные описания:
....летом 1945 года, 10 июля и 17 августа соответственно, прибыли в аргентинский порт Мар-дель-Плата и сдались аргентинскому правительству Х.Перона (более известному как муж Эвиты, столь неталантливо сыгранной в наши дни Мадонной) две немецкие подлодки класса «7». Это крупные транспортные субмарины. Одна из них, «U-530», под командованием 25-летнего Отто Вермаута вышла из Киля 13 апреля 1945 года и отправилась куда-то на юг. Другая, «U-977», под командованием Хайнца Шеффера чуть позднее повторила этот маршрут, но что и кого они перевозили, неизвестно. Вопрос: как могла субмарина этого типа находиться в море столько времени, когда автономность "семерки" не превышает семи недель? На допросах немецкие офицеры отмалчивались, отнекивались и вообще изображали полных идиотов. К слову сказать, госбезопасность Аргентины их особо не изнуряла, поскольку в Южной Америке немцы традиционно пользовались большим сочувствием. Немцев тихо интернировали и они растворились в гостеприимных пампасах близ 37-ой параллели, воспетых Паганелем и прочими детьми капитана Гранта.

Однако в конце 1946 года уже примелькавшийся нам Ричард Е. Берд возглавил экспедицию военно-морских сил США в «Новую Швабию». Операция «Высокий прыжок» была замаскирована под обычную научно-исследовательскую экспедицию, и далеко не все догадывались, что к берегам Антарктиды направилась мощная военно-морская эскадра. Авианосец, 13 кораблей различных типов, 25 самолетов и вертолетов, более четырех тысяч человек, полугодовой запас продуктов – слишком размашисто для исследовательской экспедиции с мирными целями. Казалось бы, все шло по плану: за месяц было сделано более 49 тысяч фотоснимков. И вдруг случилось нечто, о чем официальные власти США молчат до сих пор. 3 марта 1947 года только что начатую экспедицию свернули, и корабли поспешно взяли курс домой. Без комментариев. В мае 1948 года европейский журнал «Бризант» (издание, правда, не слишком авторитетное), поместил сенсационную статью, в которой утверждалось, что вернулась экспедиция далеко не в полном составе. Журналист утверждал, что как минимум, один корабль, четыре самолета и несколько десятков людей были «потеряны» вскоре после того, как эскадра достигла Земли Королевы Мод.

В принципе, есть глухие упоминания о том, что адмирал Берд по возвращении из Антарктиды давал длительные объяснения на засекреченном заседании очень высокопоставленной комиссии, включающей в свой состав не только представителей командования ВМС США, но и близких к окружению Президента США вашингтонских чиновников. Что он там сказал, неведомо по сию пору. В наличии совершенно фантастические слухи о летающих тарелках, атаковавших американскую эскадру, хотя есть и более приземленная версия о неких кораблях Военно-морского флота СССР, ходивших к Антарктиде невесть зачем аккурат в 1946-47 годах…

Как бы то ни было – ясно одно. Роль немецких исследователей в освоении Антарктики была завуалирована, а затем и вообще исчезла из исторического обихода. Есть сильное подозрение, что многие страницы истории «Новой Швабии» утеряны безвозвратно, а некоторые всплывут по истечении срока давности, установленного когда-то сильными мира сего. Сейчас, когда миропорядок образца Ялты-Потсдама-1945 рушится на наших глазах, есть гипотетический шанс получить хоть малую толику закрытых архивов стран-победительниц. Но – только гипотетический. Прошлое до сих пор остается слишком актуальным, джентльмены, чтобы открылись архивы Аненербе и прочих НИИ Германии тех приснопамятных годов. Остается ждать и надеяться дожить до…


Судно "Schwabenland"


Еще один ракурс "Schwabenland"


Высадка на лед Антарктиды


Экипаж "Schwabenland"



  • 1
Очень интересно, спасибо.

Всегда рад. Тема неизъезженная и основательно присыпанная архивной пылью: "до прочтения - сжечь".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account