Previous Entry Share Next Entry
О пиитах
Breviarissimus
breviarissimus
"Надысь" случилось мне узреть весомое подтверждение тому медицинскому факту, что талантливый человечище патологически талантлив во всех своих проявлениях, ипостасях и даже в мимолетных репликах. И скорбно пробежав глазами пламенные строки, автор ощутил себя престарелым трицератопсом , неисповедимым промыслом Божиим заброшенным в чрезмерно теплокровную кайнозойскую эру.

evocator
04.04.2007 13:00

"И этот гой будет учить нас коммерции??!" ©
Причём ладно бы только писать, а то руководить литобъединением, сиречь намечать тренды, строить планы, делить на чистых и нечистых. Уж на что страшна образованщина клятая, но периодически мир напоминает о том, что есть ещё и недообразованщина...


Heinz
04.04.2007 13:46

Ежели заглядывать на страницы сих литобъединений от случая к случаю, скользя взглядом по строкам с целью поверхностного ознакомления, то в целом ощущения бывают положительные: есть молодые, небесталанные явно ребята, видят мир так-то и так-то, пытаются что-то выразить на бумаге... Пусть нескладно, рвано, на нерве - но все лучше, чем никак. Но затем, при более внимательном прочтении опусов, именно как поэзии, начинается отторжение. Ничего не могу с собой поделать: эмоции чувствую, сопереживаю, а литературу - нет.

Как-то раз мне даже удумалось вступить в диалог по сему поводу со вторым идеологом молодежных литъобъединений в Горьком городе. Разок он выдал такой пост:

"Решил составить антипортрет актуальной или инновационной (как кому нравится) поэзии глазами ее недругов. Вот какие часто встречаются утверждения. 1. Едва ли не каждый раз звучит слово "секта", мне его постоянно приходится слышать. Доказательство простейшее: у вас свой круг, и вы никого в него не пускаете. Спорить с таким мнением бессмысленно, могу только одно заметить, что в сектантстве склонны обвинять сами сектанты. Все это не так безобидно, как кажется. То, что последние 20 лет выстраивается разными людьми и организациями, все эти десятки отличных и просто хороших авторов, т.е основное русло современной русской поэзии, объявляется в данном случае неким заговором, и даже более: присвоением понятия современной поэзии.
2. Второй тезис соседствует с первым: это вообще не поэзия. Опять-таки какие-то люди сговорились называть друг друга поэтами, а то, что они пишут, поэзией. Эдакая теория Фоменко, хотя среди нелюбителей актуальщиков личности такого масштаба абсурда еще не нашлось вроде бы. Основные претензии: порча языка (особенно популярна тема обсценной лексики), озабоченность собственным мирком, забвение и даже незнание традиции. Этот наезд объясняется метафизическим представлением о том, что такое язык поэзии, тогда как он явление диалектически изменчивое. "Мирок" напрямую связан с еще романтическим представлением о поэте как некоем обязательном масштабе, в русской традиции это обычно социально-гражданский или духовно-религиозный, или квазинародный мессидж. "Поэт в России больше, чем поэт", в общем. Насчет традиции тоже достаточно понятно: те, кто знают, кто такие Есенин, Высоцкий, Евтушенко, Дементьев, Михаил Круг и другие, часто не знают, кто такие Холин, Драгомощенко, Айги, Парщиков и другие (список имен условен, конечно) и почему-то очень обижаются, не находя следов, допустим, Михаила Круга в поэзии, допустим, Анашевича. Они почему-то даже представить не могут, что традиции могут быть разными, понимая под традицией некий единый нерасчленимый процесс, не выходящий за рамки школьной программы, банальной эрудиции и субкультурных влияний. О том, что на русского автора могут влиять зарубежные, даже и говорить не приходится, в этом случае он практически равен агенту ЦРУ.
3. Третий тезис совсем уже ниже пояса. Современная поэзия оккупирована представителями известной национальности, представителями известной сексуальной ориентации и т.п., и эти представители не пускают в нее простых русских людей. Одна нижегородская журналистка у меня прямо спросила: "Женя, а в современной поэзии у всех такие фамилии?". С такими людьми общаться вообще не надо: бытовой антисемитизм, гомофобия и прочие "прелести" "нравственно-здоровых личностей", представляющих "истинные ценности национальной ментальности", - это лично для меня те взгляды, после которых я с людьми предпочитаю не иметь никакого дела, а в случае патологического развития подобных качеств, просто вычеркиваю человека из круга общения. Я сам, кстати, русский и гетеросексуал, если кто не в курсе.
Все это самые основные тезисы, каждый из них можно дробить и и раскладывать на составляющие. Если что забыл, подскажите, кто в теме. Возражения, естественно, принимаются, но аргументированные."


Прочитав сие, меня потянуло на иронию:
"Представляется, что такое высказывание отдает некоей снобистской высокомерностью.
"На всей Руси, на матушке, ...
два слова нацарапаны -
"навынос" и "распивочно"
Чтоб их читать крестьянина
Мудреной русской грамоте
Не стоит обучать..."

Мудрый литвождь в ответ парировал таким образом:
"это не снобизм, это требование знания контекста. всего лишь. почему-то считается, что рассуждать о поэзии всякий может, а это такой же миф, как рассуждения этого всякого о геополитике или микробиологии".

Демон меня дернул ответить развернуто:
"С одной стороны - соглашусь с тем, что знание контекста есть conditio sine quo non для качественного анализа. Но - именно анализа, а не оценки. Оценить может любой (как ни противно было бы от осознания этого факта). Периклу принадлежит фраза (К.Поппер вынес ее в эпиграф к знаменитой работе "Открытое общество и его враги"): "Не каждый может быть политиком, но всякий может оценивать деяния политиков". Свое суждение о поэзии есть у всех, другое дело, что в обществе существует серьезный тренд, сводящийся к тому, что современная нам поэзия мертворождена и понятна только узкому кругу высокообразованцев, на 90% состоящих к тому же, из самих авторов. Игнорировать сию тенденцию было бы в корне неверно, и означало бы ударяться в грех "искусства как самоценности". Возможно я слишком пристрастен, но поэзия (как бы ни был этот факт уныл) в современном атомизированном, оболваненном мудоскопным телевизором обществе постимперской России, утеряла свой вес в литературном конгломерате. Плохо это ли, хорошо - но есть объективные факты, которые упрямы. Утерян "вес", который традиционно был ей присущ в XIX-XX веках. Не будучи профессиональным филологом, я тем не менее стараюсь хоть чуть-чуть пытаться читать наших молодых пиитов - и, право же, не могу винить generation pepsi за то, что оно отторгает такие стихи. Их, кстати, вообще глупо винить в сем, ибо они читают очень дозированно (в массе своей, социум не исчерпывается студиорусами ВУЗов), они дети эпохи тотального программного дебилизма и разложения традиционной системы ценностей русского общества. Большинство страт общества перешло к восприятию реальности в визуальной форме, текст сменился видеоклипом. Хотя, надо отдать должное, многие из произведений молодых стихотворцев именно "клиповы" по определению. Но вот незадача: те, кто мог бы их понять, вообще ничего не читают. А старшее поколение (не все, конечно, но массово)отрицает эту поэзию, поскольку она радикально противоречит классическому понятию о поэтике, в школьно-традиционалистском понимании."

В итоге, литературовед меня прибил гвоздями к стене следующим ответом:
"Понятно. Это уже разговор. Объясняю. Когда мы судим о современности, то часто ссылаемся на прошлое, причем совершаем фактические ошибки. По общему положению вещей, у нас сейчас "серебряный век" в том плане, что поэзия действительно никому особо не нужна. Кроме отдельных исключений (Блок, допустим) остальные поэты начала прошлого века были известны только своим и это почти не выходило за пределы двух столиц. Сейчас, кстати, из-зы тырнета ситуация лучше намного. В свое время Хлебникова знало несколько десятков человек, сейчас круг "своих" гораздо больше. Потом, можно сравнить тиражи книг и как они расходятся. То же самое все. Я поэтому не очень согласен насчет "веса", он обычно позднее появляется, ретроспективно. А то, что сейчас поэзия как бы на себе замкнута, это даже хорошо, не хватало еще госзаказов и прочего. У Пушкина все написано: "Поэт не дорожи любовию народной", "Ты царь, живи один", "Ты сам свой высший суд" и прочее. Это, кстати, совсем не проповедь поэтического индивидуализма, а отрицание конформизма. К счастью, в актуальной поэзии конформизма и популяризаторства очень мало."

Вот так. "Популяризаторство" и "правильнописание" суть грех. Нонкорфизм молодежи искупает все недочеты и огрехи, а оценить в должной мере смогут только потомки.

Продолжать пререкаться было просто бессмысленно, слишком разные позиции. Кроме того, поэзия (и шире - литература) как социально значимый фактор развития нации, этими ребятами абсолютно игнорируется. Памятуя о горячей дружеской перестрелке с ролевиками, закончившейся крайне шумно, я решил не идти на обострение. А к чему, право? Каждый остался при "своих". Но литературы-то нет... Стихи есть, а поэзии- хрен. Такие дела, джентльмены.


evocator
04.04.2007 14:46

Heinz пишет:
со вторым идеологом молодежных литъобъединений в Горьком городе

C этого места хотелось бы чуть подробнее, дабы надлежащим образом разобраться в (тогдашней?) иерархии литначальников. Ибо сам с 1987 по 1989 год официально возглавлял "альтернативное" литературное объединение, причём, что называется, на освобождённой основе


Heinz
04.04.2007 15:10

Речь шла о том, что на сей момент в Городе есть двое деятелей, претендующих на руление объединениями молодых стихотворцев - известный нам телеведущий и его антипод, молодой преподаватель филологического факультета ННГУ. Какие уж у них субординативные отношения - мне не ведомо, и ничуть не интересно. Путь хоть вдесятером заправляют, лишь бы выхлоп наблюдался.

P.S. Из творчества младой поросли:

Кощеева осень

Что поделать, если утка стала чайкой,
И, противно прокричав, умчалась в стаю?
Вы сочтёте это шуткой, милой байкой -
А над пирсом смерть моя вопит - летает.
Что поделать, щука канула в глубины,
А у селезня больная селезёнка,
Заяц серый по кусочкам в супе стынет,
А медведь сидит - и нянчит поросенка...
Даже смерти не дано мне человечьей.
Василисе по утрам сдаю бутылки...
Чайкам-тёткам не понять нормальной речи.
Смерть моя меня забыла. Пью горилку.

?

Log in

No account? Create an account