Previous Entry Share Next Entry
О странном преображении
Breviarissimus
breviarissimus
Чем более приближаются судьбоносные выборы в органы исполнительной власти нашей Родины, тем более фантомов и причудливых миражей материализуется в её насыщенном информационном поле. Подковерные игрища осатаневших бульдогов под кремлевскими узорчатыми паласами потихоньку выплескиваются на всеобщее обозрение, принимая, порой, формы удивительные и крайне причудливые. То бакинский шахматист вкупе с отставным премьером выводят на Невский несмысленную толпу, материализуя морок февраля 1917 года, то взмывает в багровые небеса мертвозачатая двуглавая тварь, рекомая «двухпартийной системой» (с головами Грызлова и Миронова), наводя ужас на обывателя самодовольным уханьем и имманентным самоедством, призванным имитировать партийную борьбу над безбрежными просторами сети газопроводов.

Урывчатые новостные сюжеты центральных телеканалов выстраивают калейдоскопическую картинку, кристалльчатая структура коей стала в последнее время сменяться непозволительно быстро: все больше и больше информации нужно загнать на подкорку «электората», а поскольку думать мещанина уже практически отучили (хвала ОРТ, Борису Б., Бадри П. и Эрнсту К, пророку их!), то сделать это возможно только количественным методом. То есть, мы наблюдаем сейчас ренессанс политических сюжетов на экране мудоскопа, совсем было вытесненных в последние годы похабным кривлянием детей петросяновых.

Однако, судя по последним наблюдениям, в дирекции развлекательных программ кремлевского агитпропа тоже имеет место смятение умов. Последнее подтверждение тому явилось мне в минувшую пятницу, внезапно обретя черты заросшего тредневной щетиною записного штатофоба Михаила Задорнова. Откровенно говоря, тельавизор на тот момент был включен для создания фона, в качестве движущихся цветных картинок, но внезапно, в потоке слов, прерываемых гоготом аудитории сатирика, я начал улавливать слова, которым звучать с первой телекнопки было никак не положено. Прислушавшись, я обомлел: Задорнов нёс в массы краткое содержание субкомментариев к «Велесовой книге», в той их части, что касается сравнительного языкознания. Причем, что самое поразительное, Михаил Николаевич занимался откровенным плагиатом, ибо почти слово в слово цитировал Сергея Алексеева и его хит середины 90-х «Сокровища Валькирии». По-своему, Задорнов совершенно прав, потому как цитировать брутального антисемита Асова (наиболее продвинутого комментатора «Велесовой книги») или иных исследователей докириллической письменности Руси, было бы с эстрады невозможно – даже сотая доля их писаний, изложенная в сколь угодно смешном изложении могла бы поспособствовать тому, что Задорнов оказался бы в черных списках КЕОР, посольства Израиля и т.д., со всеми вытекающими последствиями. А вот С.Алексеев оказался как нельзя кстати, поскольку он в довольно удоброваримой форме изложил воззрения апологетов язычества на русскую культуру, язык и историю вообще, и смог это издать! Посему, вообщем-то, я не в претензиях к Задорнову: он нашел приемлемую, легкую и доступную форму, разбавленную шуточками-прибауточками, знакомства совершенно девственной аудитории с вещами весьма серьезными… и крамольными.

Цикл «Сокровища Валькирии» (вернее, его I и II книги) оказал на меня, в свое время, неизгладимое впечатление, поскольку он
1) разительно контрастировал с мутным потоком бульварщины тех лет по основательному языку и художественным достоинствам;
2) он был написан с глубоким знанием исторических реалий и мастерски интерпретировал некоторые вопросы мировой и русской истории в свете противостояния двух глобальных сил, ариев (людей) и нелюдей.
Одну из сих сил Задорнов, ничтоже сумняшеся, назвал с экрана, произнеся табуированное слово «гои», вкладывая в него, вслед за Асовым и Алексеевым сугубо положительный смысл. Правда, сказавши «А», скользкий сатирик не поименовал буквицу «Б», не произнес слово «изгои», то есть «не ведающие пути», причем у авторов, на которых Задорнов опирается, практически стопроцентно угадываются за сим словечком семитские народы. Впрочем, желающие могут сами ознакомиться с творчеством Алексеева, а меня интересует другой вопрос.

Как такое вопиющее прегрешение супротив общечеловеческих ценностей прорвалось в прайм-тайм первого канала страны? Почти дословно, Задорнов вдохновенно проповедовал притихшей, не знающей в каком месте ржать, аудитории следующее (цитата из Алексеева):
«Понятия «РА» и «АР» — солнце и земля существовали неразрывно, что доказывало передернутое звучание этих слов, и совокупно. В название горы АРАРАТ древние арии вложили смысл соединения земли и солнца. Свет и тепло как бы возжигали землю, делали ее подобной солнцу, пригодной для существования человека, ибо арии — народы Ара считали себя в буквальном смысле детьми света солнца. Поэтому их возглас «Вар» означал тепло, земной огонь, зной, и синонимом его было слово «жар». (Отсюда в русском языке возникли глаголы «варить», «жарить», название «жар птица».) Боевой клич ариев как бы прославлял этот земной огонь. А после победы они прославляли солнце криком — УРА! — который сохранился и поныне и означал торжество света — «у солнца!» — над тьмой. Антонимом — словом противоположного значения — был горький вздох, тоже существующий и поныне УВЫ! — то есть буквально «у тьмы!», ибо множественным числом — ВЫ называлась тьма. Поэтому дерзкие князья, замышлявшие походы на врагов, говорили «Иду на вы!» вовсе не из за уважения к противнику, а точно определяли цель предстоящего сражения — сражения с тьмой. И оказывается, потому нельзя называть Бога на «вы»...»

Мне всегда казалось, что в Задорнове подспудно играют гены его отца, Николая Задорнова, автора основательной эпопеи «Амур-батюшка». Весь вопрос был в том, когда они проявят себя окончательно, а вот в том, что увидеть плоды преображения на экране нам не суждено – я почти не сомневался. И тут такое: арийское языкознание с отсылками к Аркаиму и санскриту под видом юмористического концерта. Воистину, пути Господни не просто неисповедимы, но ошеломительны. Что же такое курили и в каком чудовищном количестве в редакции развлекаловки 1 канала, что дали добро на такую «смехо-просветительскую лекцию»?! Но возможность поголовной обкурки в Останкино я отметаю, поскольку тут потребно было бы курить «кыргызские шишки» сутками напролет и рулить главным телеоком Отчизны в невменяемом состоянии. Невероятно. Значит – была некая санкция, возможно неизреченная, либо же изреченная крайне невнятно. А это симптом, господа: в каких же целях в общество начинают впрыскивать такие загадочные инъекции «ариософства»? Да еще таким изощренным способом, замаскированные под юмористические монологи. Впрочем, возможно цензоры просто недосмотрели, ну лень им было до конца досмотреть концерт говорливого Михаила Николаевича, он ведь уже лет 15 эксплуатировал одну и ту же тему… чего же он, мол, нового скажет? Ан нет – сказал.

Спасибо Задорнову. А пока будем ждать реакции кощеев.


gemjune
19.03.2007 10:54

Между прочим, этот концерт уже второй раз показывали.
А когда я его смотрела в первый раз, помнится, взбесилась просто. Как человеку, прослушавшему курс Исторической грамматики русского языка, эти лингвистические изыски показались просто профанацией и издевательством над аудиторией.
Это ведь не серьезные исследования? Потому что многие корни, которые он упоминал в своей "лекции" попросту не существовали/ были заимствованы/ были придуманы-и-притянуты-за-уши.


Heinz
19.03.2007 11:41

to gemjune:

Вполне логично, что профессиональные лингвисты воспринимают писания Алексеева как ересь. Эта она и есть - незамутненная и прозрачная. Заметьте, я пишу "Алексеева", поскольку Задорнов лишь ретранслятор (по указанным выше причинам не пишу "плагиатор"). Речь идет о том, что лингвистические потуги не составляют основу идеологии "Велесовцев" (это моё рабочее название группы историков-архаистов, по большей части чистых энтузиастов, порою блажных). Алексеев, начинавший в начале 80-х как типичный "деревенщик" a la Белов/Распутин/Можаев, и даже получивший какую-то там премию за роман "Рой" (публиковавшийся в рупоре "лаптеносцев" "Наш современник"), внезапно на годы перестал что-либо публиковать, а в сер. 90-х разродился квазиисторической эпопеей, столь же спорной, сколь и сильной. Причем, подчеркиваю, я готов закрыть глаза на многие исторические передержки в его творчестве ради посыла, высокой идеи, заключенной в "Валькирии". Мне, по большому счету, глубоко плевать, какими путями проникали к нам в язык те или иные морфемы. Это вещь художественно-историческая. Это роман, пробуждающий в русском человеке гордость высочайшей пробы. Тем он ценен. А Мих.Ник. Задорнов смог протащить на широкий экран целые цитаты из него, что диву подобно в условиях нынешнего оголтелого русофобства как основы телевизионной политики. Кроме того, как вы уже наверное успели уяснить, я имею честь относиться к конспирологической ветви исторической науки, которая допускает наличие тайных корней многих общеизвестных фактов.


gemjune
19.03.2007 12:39

Вот блин. Люди-то поверили. И будут теперь думать, что вот так слова-то в русском языке и появились.
Это как историю религии изучать по "Коду да Винчи".


Heinz
19.03.2007 12:49

to gemjune:

пусть лучше думают так, нежели не думают никак, или - что еще хуже - будут полагать (в массе своей), что до явления Кирилла с Мефодием наши предки скакали по деревьям, пряча между ног полуотвалившийся куцый хвост..


gemjune
19.03.2007 12:53

Да они не думали "никак"!
Все с детства знают, что русский язык - "великий и могучий" Это написано на всех учебниках


Heinz
19.03.2007 13:03

to gemjune:

"великость и могутность" нашего языка, закрепленная на подкорке в виде совершенно никчемного и истертого словесного штампа, не мешает большинству наших соотечественников засирать свой язык безмерно, и относиться к нему исключительно как к средству вербальной коммуникации в среде себе подобных. Но язык как компонент нации (как социального феномена) имеет для меня совершенно иную функцию: русский язык есть один из столпов национального самосознания. И еще раз: отдельно от нации язык мертв, как бы ни был он "велик". Вспомним lingua latina.
P.S. Неужели вы полагаете, что после просмотра вечерних телебаек Задорнова электорат, прости Господи, ринется осмысливать услышанное и заниматься лингвистическими опытами? Ну, ежели 1% от аудитории это сделает - в принципе, можно быть довольным. Потому что, хоть таким боком, но людей сподвигли провернуть стартер в заржавленных больших полушариях... А уж если в процессе познания, кто-то из них наткнется на первоисточник задорновских откровений - Алексеева, то могу только поаплодировать небритому хитрюге с рижско/московской пропиской...


gemjune
19.03.2007 13:33

Нет, не займется никакими опытами. Просто поверит на слово.
И вообще, судя по реакции зала, там народ с трудом переваривал услышанное и не знал, когда смеяться.
Это выступление Задорнова вполне в русле его базовой идеи "Русские лучше всех". Этот концепт он иллюстрирует очерками из серии "русский народ и иностранцы". Теперь взят другой очерк "откуда есть пошел русский язык".

Heinz пишет:
русский язык есть один из столпов национального самосознания

это бесспорно.
Но в данном случае самосознание пытаются подпитать какими-то сомнительными фактами. Это те же рассказы про американцев и русскую смекалку. Вот я расстраиваюсь из-за чего собственно.
И вообще, если на то пошло, я считаю, что господин Задорнов ни в коей мере не питает особой любви к России и её народу. Он просто зарабатывает как раз на спекуляции национальными чувствами.
Вы любите анекдоты, где русские побеждают всех?
Я люблю анекдоты, где побеждают блондинки.
Вот он и кормит всех такими байками. Этот концерт - очередная байка. Но тут уж он (именно он, потому что просто подобрал идею, вписывающуюся в его коммерческий проект) на святое покусился - на историю языка .


Heinz
19.03.2007 15:28

to gemjune:

То есть, говоря иными словами, вы считаете, что Задорнов просто нашел некую идею (вульгарное псевдоарийское словообразование), которая вписывалась в его коммерческий проект "Аки русские всех шапками закидали". Но: вписалась эта идея хреновато, вы же сами изволили говорить "...там народ с трудом переваривал услышанное и не знал, когда смеяться..." . Изначально я просто констатировал два факта:
1) В эфире первого канала общероссийской телеканализации прозвучали ранее совершенно табуированные слова "гой", "арий" и пр., беззастенчиво почерпнутые широко известным сатириком из гораздо менее известной книги националистического автора.
2) Задаем вопрос: как такое могло случиться? Где допустила сбой сурковая машина долбления мозгов? Или се вовсе не сбой??
И не более.
А затем уже я возрадовался популяризации (пусть и в такой извращенной форме) творений С.Алексеева среди широких масс населения, тех. что еще умеют слагать слова из буковок и не различают по-прежнему Бивиса с Баттхедом. А анекдотов, где русские всех побеждают не так уж много... из тех, что можно рассказывать в приличном обществе. Но уж слишком часто наше т.н. "приличное общество" само представляет из себя сборище личностей, норовящих посильнее плюнуть в свою страну и народ. И никакой Задорнов не сравнится с обыденным зоологическим русофобством отечественного образованца, особливо выпуска после 1993-95 гг. Причем подразумеваемым как само собой разумеющеееся...


messaga
19.03.2007 18:24

Концерт этот я впервые услышала утром 1 января - была в гостях у друзей, и они включили диск.
В принципе, понятно всем, и не только людям с филологическим образованием, что все было несколько иначе , но я согласна с gemjune - лучше пусть люди думают так, чем никак.
Тем более, что, как бы кто не относился к Задорнову, но других наших "сатириков" вообще невозможно слушать, и хочется сразу переключить канал...
А к вопросу о плагиатах - здесь чисто развлекательный концерт, а у нас вся развлекательная индустрия построена на плагиатах... К тому же чему удивляться - не только развлекательная: в некоторых вузах на основе прямых и неприкрытых плагиатов научные работы защищаются, и все прокатывает...


gemjune
20.03.2007 11:07

2 Heinz
Наверняка " с содержанием концерта ознакомлен" :-))))


Heinz
21.03.2007 07:47

Относительно улыбчивого персонажа на фото: не совсем Э. фон Деникен, но тоже "Воспоминания о будущем" . (Как бы погано я ни относился к Андрею Бабицкому...)


evocator
21.03.2007 13:34

Красиво-то как, Бог ты мой...


Heinz
21.03.2007 17:32

to evocator:

Причудливые картины могут ожидать нас в недалеком грядущем. Наличествует такое ощущение в спинном мозге.

?

Log in

No account? Create an account