Previous Entry Share Next Entry
Об воздвижении памятника воздвигшим
Breviarissimus
breviarissimus

Новости культуры Горького города. "На площади Лядова в Нижнем Новгороде начали устанавливать памятник в честь воздвижения Животворящего Креста Господня. ... заказчиком выступила Нижегородская епархия. Как отмечается, на гранитном постаменте будет установлен металлический крест и две бронзовые скульптуры - равноапостольной царицы Елены и Иерусалимского патриарха Макария. Скульптуры были изготовлены в Республике Беларусь. Вес каждой скульптуры - 1,5 тонны, а высота всего памятника достигнет 7 метров. По словам генерального директора Минского скульптурного комбината Игоря Воюша, это единственный в России памятник в честь Крестовоздвижения." (источник благовеста).

Поскольку нынешнее именование площади в честь "хитрой меньшевистской "Русалки" мало кого устраивает и переименования (судя по всему) не избежать, теперь становится более понятно - какое именно название будет закреплено на картах. "Крестовоздвиженская". По крайней мере, логика Нижегородской епархии очевидна: "Глубоко почитая Крест Господень, император (имеется в виду Константин - прим. breviarissimus) желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году". В принципе, с 1881 по 1919 гг. площадь носила название Монастырской именно по причине близости к Крестовоздвиженскому монастырю. Термин "монастырский", скорее всего, показался нашим чиновникам неполиткорректным, а религиозный смысл воздвижения креста тёмен для подавляющего большинства светского населения НН.

С другой стороны, многострадальная площадь в честь кого/чего только не называлась: "... в феврале 1919 года была переименована в Коммунистическую, с 1923 по 1938 носила название – 1 Мая, а на следующие десять лет именовалась в честь Ромена Роллана. И только в 1948 году за площадью на долгие годы закрепилось название Лядова (в честь советского партийного деятеля Мартына Лядова)." Ладно бы переименовали в остатний раз и успокоились. Так загорелось епархии обязательно скульптуру монументального толка водрузить - в знак торжества православнаго духа над секуляризмом, что ли? Понимаю, когда в другом конце той же площади ставят бюст Н.Бугрова: хлебопромышленнику, финансисту, благотворителю, можно и дОлжно было ставить памятник перед "Вдовьим домом", построенным в 1887 г. на его кровные деньги. А вот какое отношение иерусалимский патриарх Макарий I и мать византийского императора Константина имеют к Нижнему Новгороду? - велика загадка есть. По установке 7-метрового изваяния нижегороцким служителям культа как минимум придётся разъяснять девственным в церк. истории горожанам отличия Макария из Иерусалима, жившего в IV веке, и гораздо более живого в памяти Нижегородчины преп. Макария Желтоводского и Унженского. А то конфузы будут-ссс.

P.S. Для культпросвету относительно причин почитания Елены и Макария I прилагаю фрагмент "Проповеди на Воздвижение" архимандрита Иоанна (Крестьянкина).


Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище. И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев. И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: "Где предки ваши утаили Крест Христов?" – они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: "На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа". Иуда предал Христа на Крест, а через триста лет другой Иуда пособствует явлению славы Христа. После удаления капища еще долго длились поиски, и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам. Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дщица с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте. Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: "Если Промысл Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя". Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни. Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но и этого удостоверения оказалось мало для славы Животворящего Крестного Древа. Промыслу Божию угодно было, чтобы слава Креста Господня воссияла и тем, которые не хотели ее признавать, чтобы силою Честного Древа сокрушено было неверие и врагов Креста Господня. Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего. Весть о совершенном чуде, потрясшая присутствующих, во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. И бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо. Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвизали Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: "Господи, помилуй!". Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, и в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня, получивший в крещении имя Кириак и ставший милостию Божией на исходе жизни епископом Иерусалимским, и за краткий срок жизни в христианстве сам восшедший на свой мученический крест в царствование Юлиана Отступника. Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова."


Требовательная женщина была, да. Суровая. Восьмидесятилетняя (!) старушка пришла к злокозненным иудеям и растрясла их на крест Господень, четыре гвоздя и титло INRI (для желающих, тётя Вика даёт на диво неплохой обзор всех апокрифов на тему обретения указанного орудия казни). За отсутствием даже схематичного изображения вновьвоздвигаемого памятника, переживаю - будет ли равноапостольная Flavia Iulia Helena, супруга Констанция Хлора, изображена соответствующей своему почтенному возрасту и не упустил ли скульптор тему гвоздей?

P.P.S. Ввиду великой замятни и брожения умов, творящихся со вчерашнего полудня в администрации Нижнего Новгорода, не представляется теперь возможным получить ответ на следующий вопрос: почему градоначальство презрело более-менее удачные проекты, бывшие представленными в июне 2014 г. на конкурсе "Ворота в Старый Нижний", а откровенно пошло на поводу у не самой удачной инициативы РПЦ?


?

Log in

No account? Create an account