Previous Entry Share Next Entry
О кооперации русских шофёров Парижа
Breviarissimus
breviarissimus

Как известно, одним из основных заработков русских белоэмигрантов, оказавшихся после революции и гражданской войны во Франции, было ремесло таксиста. Благо, люди в массе своей отбыли в изгнание молодые, образованные (офицеры с фронта, интеллигенция), к технике способные. В течение буквально нескольких лет, к концу 20-ых гг., ниша аналогичная нынешним московским и лондонским "шахид-такси" была занята беженцами из России с нансеновским паспортами на руках.

Будучи в полном смысле отсутствовавшего тогда в языках Европы слова гастарбайтерами, русские шофёры нещадно эксплуатировались воротилами таксомоторного бизнеса, вступали в пререкания с хозяевами, дрались с конкурентами ... ведя, в целом, типическую жизнь малооплачиваемых наёмных рабочих, а местные профсоюзы, в свою очередь, платили им неприязнью - "понаехали тут".

Изредка, впрочем, наших соотечественников посещала мысль скооперироваться для создания своего таксопарка на паях, со взятыми в рассрочку автомобилями. Об одной из таких попыток и рассказывается в нижеизложенной заметке, почерпнутой в газ. "Иллюстрированная Россия", Париж, № 36(358) от 31.08.1935 г. Цифры серьёзные, надо признаться, - изволь внести 5500 франков и за каждый день работы отдавай по 90 франков в уплату кредита за машину. Неудивительно, что желающих скооперироваться находилось в весьма ограниченном количестве.

Теперь переходим собственно к тексту.


Профессия шофера занимает значительное место в жизни русской эмиграция в Париже. Эта профессия дала возможность многим найти постоянную работу и устроить свою жизнь. Но многолетний труд шофёра, работающего у предпринимателя, на чужой машине, создал естественное стремление обзавестись своим автомобилем - и к скромному заработку труженика руля прибавить ту прибыль, которая обычно идет в карманы предпринимателей. Это стремление существовало и существует у всех объединений русских шофёров в Париже, но не всем удаётся достичь этой цели.

Счастливым исключением оказалась группа шофёров, объединившаяся в акционерное общество с переменным капиталом, под названием: "Товарищество кооперативного гаража "Артель". Каждый акционер этого общества вносит по 500 франков паевых и 5000 на покупку автомобиля. Общество покупает машины на своё имя и даёт их в эксплуатацию своим сочленам. Каждый, эксплуатирующий такой автомобиль, уплачивает обществу 90 франков в день и в эту сумму входит погашение долга за автомобиль, его содержание - мытьё, гараж, мелкие ремонты и т.д. После 15 месяцев автомобиль переходит в собственность шофёра.

Общество приобрело 18 машин "Рено", причём автомобильная фирма при покупке не сделала никаких специальных облегчений и потребовала солидную имущественную гарантию. Только благодаря, с одной стороны, энергии инициаторов этого общества В.А.Рагимова (1) и юрисконсульта В.А.Циолковича (2), а с другой стороны доброжелательному отношению к этому начинанию нашего соотечественника К.В.Белова, давшего закладную на принадлежащий ему гараж, удалось получить эти машины в кредит.

13 августа Артель" праздновала открытиe своей деятельности. Блестят выставленные в ряд новенькие автомобили. Торжественно служит молебен священник из Булони, на котором небольшую группу молящихся представляют члены общества и их семьи. Скромно, без всякой помпы, начинают труженники руля работу "на себя", а не "на других".

Пока в общество вошло пятнадцать человек "лучших шофёров Парижа", как говорят некоторые организаторы этого дела. "Лучшими" их можно назвать потому, что сейчас, в столь трудное время, не только кризиса, но и разъезда парижан на каникулы, они умудряются привозить по 150-170 франков в день, а иногда и больше. Есть также шоферы, владеющие 3-4 иностранными языками, обслуживающие многие гостиницы. Все это, в большинстве случаев, русские интеллигенты, переменившие свою прошлую профессию на руль автомобиля.

Правление общества состоит из председателя В.И.Емельянова, тов. пред. Ю.В.Зубова (3), секретаря К.П.Осмоновского (4), директора распорядителя В.А.Рагимова, юрисконсульта В.А.Циолковича и членов: Болотникова, Гресева, Николаевича, Урфалова, Щитова, Фёдорова, Добролюбова, Чакова, Петрова и Коломийцева.

Стремление членов этого общества сделаться независимыми настолько понятно каждому русскому за рубежом, что следует приветствовать этот почин и пожелать в будущем полного успеха.


Прим. breviarissimus :

1) Рагимов Владимир Александрович (1894-1984) - капитан лейб-гвардии Измайловского полка. Окончил в 1912 г . Павловское военное училище. Основатель и директор Дома русских военных инвалидов в Монморанси, где и скончался. Похоронен 28 февраля 1984 г . на кладбище в Сент-Женьев-де-Буа.

2) Циолкович Владимир Александрович (1897-1988) - юрист, общественный деятель. Учился на юрид. фак-те Киевского университета. Участник I Мировой и Гражданской войн. Эвакуировался в Константинополь, затем в Прагу. Окончил Карлов университет. С 1925 г. - во Франции. Вёл юридическую практику. Член Общества русских адвокатов во Франции. Сотрудничал в группе содействия журналу "Борьба за Россию" (1927). В 1937 г. - председатель временного правления Объединения русских в Нейи. В послевоенные годы стоял у истоков создания газеты "Русская мысль", профсоюзный директор газеты, публиковался в газете.

3) Зубов Юрий (Георгий) Владимирович (1892-1970) - полковник лейб-гвардии Преображенского полка. Окончил Иркутское военное училище. Участник I Мировой войны. Георгиевский кавалер. Участник 1-го Кубанского похода. В эмиграции с 1920 г. Жил в Югославии, во Франции с 1928 г. Член Союза русских шоферов. С 1958 г. - секретарь правления Союза Георгиевских кавалеров. Участвовал в открытии в Париже Дома Белого воина (1959). Член Общества любителей русской военной старины, выступал на его собраниях с докладами.

4) В текст вкралась опечатка. Фамилия секретаря общества - ОсмоЛовский Константин Петрович (1891-1970). Поручик Марковского полка. Окончил Киевский Политехнический институт, Оренбургскую школу прапорщиков. Участник I Мировой войны, в годы Гражданской войны служил в составе Марковской железнодорожной роты. В эмиграции во Франции жил в Булони (под Парижем). Член Объединения марковцев-железнодорожников.


?

Log in

No account? Create an account