Previous Entry Share Next Entry
О гендерных и музыкальных аспектах вестернизации Турции
Breviarissimus
breviarissimus

Новости от 31 декабря 1934 года. Мустафа Кемаль Ататюрк закладывает основы современного турецкого государства, с коим у России сегодня возникло столько проблем. Железною рукой загонял, ткскзть, население на светлый путь модернизации. Зарисовки на полях истории. Подсмотрено в газете "Возрождение", Париж, № 3498 от 31 декабря 1934 г.


Новая Турция

На выборах в новый турецкий парламент, которые предстоят в 1935 году впервые в истории Турции примут участие и женщины. Реформа эта проведена Кемалем-пашою, ныне именующимся Ататюрком - так как в Турции, как известно, введено теперь обязательное ношение фамилий. Правом избирательного голоса пользуются все женщины, достигшие возраста 23 лет - депутатки должны иметь не менее 30 лет. Четыре года тому назад турчанки получили право участия в муниципальных выборах и теперь Кемаль-паша признал этот опыт удачным и продолжил его дальше. По всей вероятности, ряд кандидаток будет включён в официальный и единственный список кемалистской парии. Популярность главы турецкой республики среди женского населения неимоверно возросла.

Вторая реформа носит уже чисто музыкальный характер. Ататюрк очень не любит восточной музыки, которая, по его мнению носит исключительно монотонный, меланхолический и ленивый характер и тем самым вредно действует на психологию народа. Исполнение восточных мелодий в ресторанах, кафэ и публичных местах запрещено полицией, а правительство вызвало нескольких известных венских композиторов специалистов по джазу, для спешного изготовления новой турецкой музыки. Это мероприятие не вызвало особенного восторга среди старого поколения, которое справедливо указывает, что восточная музыка не только освящена тысячелетними традициями в Турции, но пользуется заслуженным уважением и на Западе.

Наряду с музыкальной реформой идёт и лингвистическая. Вслед за введением латинского алфавита, правительство приступило к очищению турецкого языка от многих тысяч "иностранных" слов, главным образом, арабских и персидских. Передовые статьи в главнейших турецких газетах уже появляются на очищенном языке и сам Кемаль-паша в своих речах даёт примеры, как надо говорить на истинно-турецком языке.


Как мы видим, все великие реформаторы похожи ... бороды брить, самураев к ногтю и т.п. Кемаль вот старинную однапалкадваструна музыку запретил и населению фамилии раздал. Да, до выпуска Национальным собранием в июле 1934 г. особого закона, в Турции, как и в Османской империи, у граждан были только имена, что создавало гигантские проблемы при паспортизации. Сохранились любопытные свидетельства, как турки лихорадочно начали подбирать себе фамилии, кто во что горазд: "Исмет стал Инёню в память о двух сражениях, выигранных им во время войны за независимость. Нури взял фамилию Конкер - это название местности, где он сражался бок о бок с гази во время битвы за Дарданеллы. Министр иностранных дел стал Арас - это название реки, где он вел переговоры; Халиде Эдип взяла фамилию Адывар ("Та, у которой есть имя"), а Афет станет Инан ("закон" и "вера"), другая приемная дочь Кемаля Сабиха, ставшая пилотом, Гекчен ("Приходящая с неба")". Насильственное введение передового музыкального учения джаза тоже изрядно внушаИть. В целом - "я его слепила из того, что было"(С), но результат оказался весьма дуалистичным по природе. Светское воспитание вбитое палкой ("до утра танцывать чарлстон, шайтан, будеш!") в сочетании с глубинными архетипами завоевателя и дикого кочевника. Коктейль "слеза бухой одалиски", взрывоопасен. Рвануло в веке двадцать первом.


?

Log in

No account? Create an account