Previous Entry Share Next Entry
О двух экранизациях
Breviarissimus
breviarissimus

Советская кинематография не любила фантастический жанр. Недолгий расцвет научной фантастики в СССР как литературного течения, по-братски соседствующего с соцреализЬмом (“Без фантазии, основанной на реальном фундаменте, нельзя жить... - сказал на декабрьском (1963 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Н.С.Хрущев. - Необходимо предвидеть будущее, размышлять, намечать дальнейшие пути”) также не особо споспешествовал явлению на экраны шедевров, сравнимых не то чтобы с голливудскими, но даже с продукцией "Баррандов" и ДЕФА. Один Ричард Викторов погоды сделать не мог, а "зубры" калибра Швейцера снимали бесконечные вариации на тему бегства очередного мистера МакКинли от ужасов капиталистического строя: идеологически верные, но смотрибельные лишь отчасти. К тому же, культивируемая скудость спецэффектов не позволяла (при всем желании) воссоздать реальную атмосферу не только прекрасного коммунистического будущего, но и дать зрителю хоть чуточку привлекательную "дизайнерскую концепцию" чего-либо, отличного от автомата Калашникова. Достаточно вспомнить, какой фурор вызвали у нашего кинозрителя (в свое время) внутренние интерьеры орбитальной станции в "Солярисе" Тарковского - а попросту режиссер пригласил талантливого художника Михаила Ромадина, который работал не за 500 руб. и профсоюзную путевку в Крым, но вдохновенно создал кусочек техномира...Таких примеров по пальцам пересчитать. Окончательно добила большую советскую кинофантастику "Лунная радуга" (1983 г.) Ермаша-младшего, которому батя, возглавлявший Госкино СССР, отвалил грандиозный бюджет картины, выписал звёздных актеров (Старыгин, Ливанов, Тараторкин, Гостюхин), но 27-летний сынок просрал все полимеры сваял такую убогую поделку, что скривились самые искренние фанаты Сергея Павлова.

Тем не менее, социальный заказ на фантастику существовал, и кинобоссы Минкульта не могли не учитывать сие обстоятельство, благо - литературы подобной направленности с конца 50-ых гг. были издано огромное количество. Снимай не хочу.  Более того, в пантеоне фантастов, помимо идеологически сомнительных личностей типа Еремея Иудовича Парнова, вечно показывающих фигу в кармане Стругацких и безыдейного И.Варшавского, имелись и подлинные монстры - взять, к примеру А.Толстого и А.Казанцева. "Пылающий остров" последнего вообще писался изначально как киносценарий «Аренида», получивший в 1936 году высшую премию на конкурсе НФ-сценариев (по иронии судьбы, он так и не был экранизирован).  Советский же граф Алексей Н.Толстой имел в своем активе два прекрасных романа; причем если за "Аэлиту" в эпоху соцреализма не брались просто из боязни опростоволоситься в сравнении с протазановским шедевром 1924 года, то "Гиперболоид инженера Гарина" был востребован. Его экранизировали дважды в течении 8 лет, в 1965 и 1973 годах.

Инженера Гарина в экранизации 1965 года сыграл талантливейший Е.Евстигнеев. Бесспорно характерный актер, Евстигнеев неожиданно скупо набросал основные черты характера главного героя: жадность, хитрость и отсутствие всяких намеков на гениальность. И остановился на этом. Перед нами обыкновенный авантюрист от науки, возомнивший силой, способной потягаться с великими державами. Другими словами, ничтожество, отождествившее себя с субъектами мировой геополитики. Даже для советского кино, серость изобразительного ряда в этом фильме была запредельна - то ли сказалось отсутствие режиссерского опыта у автора картины, Александра Гинцбурга (он был оператором, но не режиссером), то ли таково было прочтение текста. Фабула произведения выдержана довольно точно, но буквализация образов романа привела к полному унынию на экране. И даже великий театральный актер, вахтанговец Михаил Астангов, лауреат Сталинской премии всех (!) степеней, не спасает своего Роллинга от шаблонности и прямолинейности. Шельга в исполнении Сафонова буквально давит своей комми-убежденностью, Зоя – просто опереточная подстилка, мир черно-бел, как и весь фильм. Ожившие картинки из издания 1925 года. Провал в прокате был закономерен – вера во всесилие техники, в простые рецепты построения коммунизма, покинула к тому времени аудиторию СССР, и картонная страшилка никого уже не пугала. А с художественной точки зрения смотреть в картине было не на что; ехидная бороденка Евстигнеева, с поджатой в уголке губ папиросочкой вытянуть бездарность всего фильма не смогла. Сурьеза не вышло, зритель зевал, поезд ушел на восемь лет….

Взявшийся за новую постановку Леонид Квинихидзе перевернул роман «с ног на голову». Памфлетность ушла в небытие, появляются реализм, длинные художественные мизансцены, нацисты, диксиленд и нравственные метания. А сверху, под облаками, царствует на протяжении всех 4-х серий Олег Борисов. Гениальный актер сыгравший гениального параноика. Одна из вершин творчества актера. "Я, Пётр Петрович Гарин, с моими ненасытными страстями, с моим мозгом, с моей жадностью, беспринципностью, от которой порой мне самому становится тяжело и страшно, я буквально противопоставляю себя всему человечеству!", - этот страстный монолог, произносится Гариным в лицо серьезному и вальяжному Роллингу – истово, с безумной убежденностью в глазах. Пожалуй, как никому в отечественном кино, Борисову удавались роли супер-злодеев, достаточно вспомнить Джона Сильвера... Но здесь он превзошел самого себя. Бесноватый гений страстей. Нервы высочайшего накала! Дрожь, действительно дрожь по коже пробегает при просмотре некоторых эпизодов… Справедливости ради, нужно отметить, что «Крах инженера Гарина» смотрится тяжеловато, по сегодняшним параметрам фильм затянут (а «мыльной оперой» он стать не мог априори) – кстати, по воспоминаниям. А.Германа, близкого друга Л.Квинихидзе, чиновники Госкино изрезали картину едва ли не наполовину, поскольку в первоначальном варианте каждая серия шла 2 часа… но таким образом оказались обрезаны многие сюжетные нити, и фильм в итоге вышел довольно сумбурный. Критика его невзлюбила, телезритель встретил с прохладцей, поскольку психологические сериалы тогда были не в чести (эх, не доросли тогда до уровня «Рабыни Изауры»). В итоге, неплохой фильм с крепкими актерами и гениальным исполнением главного героя, ушел в забвение. Жаль.

Слушаем главную музыкальную тему из к/ф "Крах инженера Гарина" (композитор В.Успенский) и проникаемся атмосферой фильма:




  • 1
Уйди он в полное забвение - и не показывало бы его с завидным постоянством не только советское, но и постсоветское телевидение, и не разглядеть бы нам с тобой его настолько хорошо...

Будешь смеяться, но последний раз я смотрел "Крах..." еще будучи школьником. Лишь сейчас освежил в памяти ключевые моменты он-лайновым просмотром на Youtube.

Надо же! А я - в гостинице города Иваново в июне 2004-го.

Как оказалось, ещё его действительно показывали недавно по "Культуре" к юбилею Олега Борисова.

Как ни крути - Альберт Иваныч великий был актёр...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account