Previous Entry Share Next Entry
О сормовском лихаче
Breviarissimus
breviarissimus

Изучая возможности работы с цифровым архивом Латвийской национальной библиотеки на предмет изданий русской эмиграции 20-30-ых гг, наткнулся случайно на публикацию более раннего периода, имеющую отношение к Нижнему Новгороду. Кроме того, удивительно само наличие информации по НН в таком, кхм, специфичном издании как "Rīgas Pilsētas Policijas Avīze" ("Ведомости Рижской городской полиции", оно же "Zeitung der Rigaschen Stadtpolizei").

Источник: "Rīgas Pilsētas Policijas Avīze", № 261 от 08 декабря 1902 г.


Трагический случай.

Ночью на 28 ноября из Сормово вышел в Нижний Новгород служебный поезд в составе одного вагона, в котором должен был возвратиться из города директор завода г.Мещерский. Поезд шёл под управлением машиниста, известного любителя быстрой езды. Так как никаких остановок в пути не было назначено, то поезд мчался с головокружительною быстротой. В это время из Кунавина ехали через Бурнаковку на легковом извозчике следующие лица: нижегородский мещанин П.Ф.Локтев, жена его и их знакомая Зайцева. Локтев сидел рядом с извозчиком, ехавшим на городских санках, а две женщины в санках. Существует предположение, что на переезде шлагбаум был закрыт и ехавшие сами открыли его. Едва только лошадь переехала через рельсы и не успела перетащить санки, как вдруг налетел мчавшийся на всех парах поезд и моментально перешиб санки на две части: одна осталась при лошади, а другая, задняя, была разбита вдребезги, причём обе женщины отброшены в сторону на несколько шагов. Каким-то чудом уцелели извозчик и седок Локтев, отделавшиеся только испугом. Женщины поплатились серьёзно. У Локтевой оказался пробитым правый висок и изуродована нога, так что она поднята была в бессознательном состоянии и в таком виде доставлена в больницу, где спустя час умерла. У Юлии Зайцевой ушибы легче, но также очень серьёзны.
М. В.


Упоминаемый в статье Мещерский Алексей Павлович - человек в нижегороцком краеведении известный. С 1896 по 1905 гг. он занимал должность директора-распорядителя акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово". Подробнее о "русском Форде", незаурядном производственнике и организаторе, которого сам вождь мирового пролетарьята, В.И.Ленин, в сердцах именовал "архижуликом", можно прочитать здесь.

Любопытнее другое. Во первых, мы узнали, что у директора Сормовского завода был личный "служебный поезд", на коем он ездил в Нижний. Скорее всего, это был какой-то комфортабельный вариант мотодрезины - вряд ли его таскал отдельный локомотив. Хотя, опять же, историки транспорта в этих вопросах более компетентны, им и карты в руки. Второй возникающий вопрос - где именно произошла авария, применительно к сегодняшней карте Нижнего - решается довольно просто.

Варианта всего два, перед вами фрагмент карты т.н. "Большого Нижнего" (просуществовавшей с 1923 по 1928 гг. городской агломерации собственно Нижнего Новгорода, Канавино и Сормово). Думается, география путей сообщения на 1902 год отличалась совсем незначительно, ergo место действия таково:


Красным цветом обозначены пересечения ж/д с дорогой. Условно "правый" вариант менее вероятен - это выезд из Гордеевки, а судя по тексту пострадавшие мещанин Локтев с дамами уже ехали через дер.Бурнаковка. Тем паче, поскольку ж/д ветка, обозначенная карте и шедшая параллельно нынешнему Сормовскому шоссе, ведёт прямо на завод - логичнее, чтобы "поезд" директора шёл по ней, а не по берегу Волги, с изрядным крюком.

И здесь возникает третий вопрос: а куда спешил "поезд"? То есть в каком именно месте директор АО Сормовских заводов пересаживался в свой вагон, воротясь из города? Ж/д моста на правый берег Оки не существовало, по плашкоутному наплавному мосту у ярмарки ходил в верхнюю часть НН трамвай - и только. Скорее всего, А.П.Мещерский экипажем добирался до вокзала Московско-Нижегородской дороги, а дальше пересаживался в личный поезд.


?

Log in

No account? Create an account