Previous Entry Share Next Entry
О благоприобретённой поствоенной инаковости
Breviarissimus
breviarissimus

Читаю вывод, завершающий небольшую научную статейку с заранее напрягающим названием: "Дефицит и очереди в повседневной жизни прифронтового города на примере Саратова". Автор, некто Елена Казурова, сотрудница Центра социальной политики и гендерных исследований, 1981 г.р., что уже должно настраивать на предощущение "правильного", кхм, понимания адской советской тоталитаризьмы, - кому как не молодым с ею, клятой, бороться... Собственно, вывод исследователя внимательнейшим образом просканировавшей, видать, краеведческие материалы на предмет упоминания очередей в продмагах, стояния на рынках и т.п. бытовухи, следующий:


"Ограничивая все возможные виды экономической активности и не решая при этом проблемы снабжения населения, ведя борьбу с дефицитом товаров только посредством запрета очередей и ввода карточной системы, советское государство в условиях военного тыла каждый день обрекало своих граждан на выбор между нарушением закона и голодом. Люди приспосабливались к существующим условиям, используя тактики слабых. В повседневном обеспечении необходимыми продуктами питания большое значение имели крепкие семейные связи. Потенциал диффузных квазирыночных структур, установление определенного порядка совершения тех или иных операций, неформальные коллективные договоренности, самоорганизация очередей, которые представляли собой временные сообщества, позволяли находить и использовать лазейки в жестко контролируемых властью сферах экономической жизни. Устанавливающиеся в очередях и на рынках "слабые" связи, подкрепляемые общими маленькими радостями и горестями, нередко выручали людей и позволяли хоть как-то справиться с дефицитом товаров."
(источник)


Ясен пень, поскольку работа писалась в рамках проекта "Повседневность выживания в условиях тоталитаризма и войны: коммунистическая идеология и рынок в 40-е гг.", да ещё и при финансовой поддержке Фонда Белля, то всяк ея участник должен был держать ум свой во аде. То бишь славить чудотворную руку "диффузных квазирыночных структур"(sic!), бичевать государство рабочих и крестьян побольнее, ужасаться приметам военного времени, да прилежно забывать подлинных инициаторов IIWW - порой, листая подобную социологическую чухню, создавалось полное впечатление, что культурнейшие немцы и лично Атаульф Берлинский были просто-таки вынуждены ввести вермахт в СССР, дабы раскрепостить внутреннюю инициативу у лиц, оказавшихся на оккупированных территориях. Правда, к сер. нулевых количество макулатурки такого сорта, кропавшейся на гранты и имевшей идеологическую советоборческую окраску, ощутимо снизилось.

Начиная с развала Красной империи, когда окраины эсесерия сотрясли десятки вооружённых конфликтов, у психиатров, психологов и прочих социопатовлогов появилась возможность делать карьеру на изучении феномена "потомственный обыватель на гражданской войне", но покуда мне не попадалось внятно написанных исслледований на эту тематику. Вернее, скучнейшие столбцы цифр и заумные формулировки, тёмные как ночной кошмар Кьеркегора - встречались, а вот человечьим языцем писанные статьи - хрен там. Как специально, право слово, птичий жаргон включают и ну себе по фене академической ботать. Всякое желание вникать пропадает, ещё и потому как видно, что звук залпа "града" от выстрела из 152-мм гаубицы оне вряд ли различат. И под огнём в подвале оне не сидели неделями без воды. И в троллейбусах ездили без опаски в любой момент схватить осколок в самое дорогое - голову.

В соцсетях, в свою очередь, мы можем найти бесконечное множество воспоминаний и контемпоральных переживаний о войне в Новороссии, и уже с изрядным уровнем рефлексии. 2 года прошло с начала войны, пора осмыслять. Вот одна из лучших, многомерная афористичная характеристика жителей ДНР и ЛНР, не ставших беженцами, тех самых упрямцев к-е пережили ад бомбардировок и каждодневного ожидания конца (с широким спектром оттенков the end'a), остались жить и трудиться в блокадных городах и сёлах: "Весь совокупный эффект в себе я называю "Мы стали смуглые и золотоглазые". То есть вертается пересидевший по ту сторону сущего границы товарищ, смутные времена позади - но мир прежнего Луганска ушёл, улицы подкрашены чем-то чужеродным для него. Вымирают улицы после 23, молчат магнитолы в общ.транспорте, алкаши расточились аки небывшие ... Детали, детали меняющие картину. Всего лишь пара военных лет, а перед возвращенцем - марсиане. Излучают спокойный, видимый лишь такому же хлебнувшему свет. Приветствующие построжение города, исторжение из его границ лишней суеты и алчности, упрощение "слабых" связей и смену приоритетов. Ласковый дождь, вариант light, уже пролился. Безусловно, изящно выразить ощущения подобного субсенсорного толка дано единицам, но эффект подсветки "своих" изнутри янтарным, теплым, живым "золотом" - массовый, с точки зрения автора определения. И мы ему склонны верить.


  • 1
Потенциал диффузных квазирыночных структур, установление определенного порядка совершения тех или иных операций, неформальные коллективные договоренности, самоорганизация очередей, которые представляли собой временные сообщества, позволяли находить и использовать лазейки в жестко контролируемых властью сферах экономической жизни. Устанавливающиеся в очередях и на рынках "слабые" связи, подкрепляемые общими маленькими радостями и горестями, нередко выручали людей и позволяли хоть как-то справиться с дефицитом товаров."(

Очередь как мир Света, с последующими Маленькими радостями. Типа чего? Коллективная едьба под одеялом купленного в очереди?
Посмотрел бы я не эту бабу в очереди за хлебом , над которой со свистом летит снаряд . Очередь во время войны - это отчасти вид экстремального спорта, замечу.
Я лично, стоял только за водой. Остальное было просто выше моих сил.

Edited at 2016-03-17 10:26 am (UTC)

"Едьба" для стипендиатов фонда Белля - это ж святое.

Таки да. Однако, данное автором диссертации введение в тему едьбы не может считать полным, без подробного списка того, что Купили В Очереди, того, что Хотели, но не Досталось, того, что Достали Через Знакомых, как потом готовили, как ели... Было ли купленное Качественным или нет, запаковано в целлофан или в бумагу. Фирма- изготовитель тоже должна быть указана.

Тема "Потомственный обыватель на войне" сама по себе интересна, но требует от исследователя качеств несочетаемых, а именно:
1. Потомственный обыватель хочет и может переждать войну в глубоком тылу.
2. Но тем не менее на ней наварить.
3. Потомственному обывателю редко открыта дорога в те круги, где гуманитарку воруют эшелонами или имеют бизнес по торговле танками.
4. Остается, да, быть , например, членом Союза Писателей или Ученых или Блогеров, пишущих про войну, или Режиссеров, про войну снимающих, при этом стараясь не быть на фронте, а лучше, вообще быть в тылу.
4. Результаты этого эксперимента можем наблюдать и ныне, в немалом количестве, и я по мере сил стараюсь знакомить с ними своих ближайших друзей.

Спасибо за Ваши наблюдения и заметки о Писателях Земли Новороськой, своеобразный культурный феномен. Для меня дикость, что "Союз писателей" ещё полагается кем-то нужным и/или полезным. Культурбунд.

А кто, по-вашему, будет строгать картинку в телевизоре или ФБ насчет "Культурного расцвета", "духовного сопротивления", "всей правды о".
Может быть, вы?
Или я?
Мне точно не доверят.))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account