Previous Entry Share Next Entry
О налогообложении владельцев "гнилушек"
Breviarissimus
breviarissimus

Спешу порекомендовать всем лицам, интересующимся вопросами градозащиты, и шире - всей уважаемой общественности не чуждой интереса к историческому наследия, одну любопытную книжицу. Буквально сегодня на ресурсе "Хранители наследия", аккумулирующем новости градозащитного движения в РФ, был вывешен в свободный доступ специальный доклад "Актуальные проблемы экономики культурного наследия", подготовленный исследователями сектора экономики культуры Государственного института искусствознания под руководством А.Я. Рубинштейна.

Прелюбопытнейшее чтение, доложу я вам, дамы и господа! Покуда знакомлюсь с содержанием Главы II, посвящённой описанию мирового опыта финансирования культурного наследия - как в презренной обители греха, порока и мирового зла США и старой Европе работают на практике механизмы, стимулирующие бизнес и граждан активно участвовать в процессе выявления, сбережения, реставрации ОКН и приспособления памятников под современные нужды. Считаю, что коли бы Госдума и правительство внедрили в жизнь хотя бы некоторые элементы этих узаконений, судьба наследия предков в России была бы не столь сиротской и плачевной.

В частности, к примеру, в Италии законодательством предусмотрен вычет из налоговой декларации расходов на реставрацию или на поддержку объектов культурной ценности, а также на поддержку или пожертвования государственным или общественным/частным организациям/объединениям на покупку или реставрацию культурных ценностей. В 2014 г. с подачи Министерства культурного наследия, культурной деятельности туризма Италии был принят важнейший законодательный акт, получивший название "Art Bonus" (логотип программы см. на рисунке слева). Это система вычетов для физлиц и комм.предприятий, имеющая целью поощрение пожертвований в вышеуказанных целях. В целом она выглядит так: в 2014 и 2015 отчётных годах физические лица получили право на налоговый вычет в размере 65% (с 2016 г. - 50%) за пожертвования в размере 15% от их налогооблагаемого дохода. Те же самые процентные ставки вычетов относится и к предприятиям, жертвующим на эти цели сумму до 0,5% от своего годового оборота. Более того, на сайте системы "Art Bonus" каждый желающий может лично выбрать объект для инвестиций (на который будут расходоваться его вложения), а также внести свои предложения по дополнениям списка ОКН, которые после опроса, обследования консультация и открытого голосования (sic!) могут стать официальными. Помимо того, с 2006 г. каждый итальянец имеет право, обеспечиваемое т.н законом о "Сinque per mille" ("5 промилле"), адресно посылать 0,5% своего НДФЛ (указывая это в налоговой декларации) на социально значимые цели - в числе которых с 2012 года значится и "финансирование деятельности по защите, поддержке и развития культуры и искусства".

Во Франции, где современный "Code du patrimoine" ("Кодекс наследия", законодательство об охране памятников) действует с изменениями и дополнениями с 1913 г., также стараются облегчить жизнь гражданам и организациям, вкладывающимся в надлежащее содержание и популяризацию ОКН. Так в августе 2003 г. был дополнительно принят "Закон о меценатстве, ассоциациях и частных фондах культурного назначения", который ввел исключительные налоговые льготы для предприятий, участвующих в сохранении наследия, отнесённого к разряду национального достояния. Бизнес и культура во Франции - это отличительная черта местного законодательства - взаимодействуют через корпоративные фонды, основываемые компаниями для этих целей (на изображении справа - эмблема подобного фонда из Анжу, департамент Изер, регион Рона-Альпы). Закон 2003 года создал выгодные налоговые условия для такой "корпоративной филантропии". Организациям позволено вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы непосредственно из суммы налога (а не из налогооблагаемой базы) - в сумме до 5% от годового оборота компании. Размер взноса превышающий указанную сумму может быть вычтен из налогов в течение 5 последующих лет. В результате число предприятий, занимающихся благотворительностью во Франции, возросло с менее 2000, занимавшихся этим до 2003 г, до более чем 12000 - к 2008 г. Далее, во Франции активно практикуется приватизация ОКН (в общей сложности в частной собственности их более 50% от общего числа), накладывающая на владельца серьёзные обременения, но и дающая право на льготу по налогу на недвижимость. Капремонт проведённый владельцем в историческом здании позволяет собственнику уменьшить выплату от вышеупомянутого "Taxe foncière" в размере 35% от суммы налога. Дарение и завещание ОКН во Франции, кстати сказать, освобождены от налогообложения. Кроме того, практикуется система региональных и муниципальных грантов, поощряющая собственника памятника к его реставрации, причём в зависимости от того - насколько проект реставрации преследует цели коммерциализации ОКН в дальнейшем, - субсидии могут составлять от 35% до 50% от стоимости работ. Основным условием для получения льгот является открытие публичного доступа к объекту: 50 дней в году, из которых 25 обязательно - выходные и праздничные дни с апреля по сентябрь включительно, либо 40 дней с июля по сентябрь включительно.

В треклятой всяким праведным телепатриотом Пиндосии Соединенных Штатах с 1976 г. действует программа "Federal Historic Rehabilitation Tax Credit" (восстановление исторической недвижимости, автор законопроекта - тогдашний сенатор от штата Мэриленд Гленн Билл). Данная программа предоставляет обладателю объектов исторической недвижимости право на налоговые вычеты - по подоходному налогу для физических лиц, и налогу на прибыль - для корпоративных собственников, при обязательном условии использования собственности в коммерческих целях и принесения ею дохода. Федеральным законом предусмотрено два вида льгот - 20% tax credits (вычет) от стоимости ремонтно-восстановительных работ на зданиях, внесённых в Национальный реестр исторических мест ("National Register of Historic Places"), или 10% tax credits - вычет из суммы налога, если здание построено до 1936 г., но не состоит в Реестре. По оценкам федерального агентства National Park Service, администратора программы, в Реестре сейчас более 1,59 млн. зданий и сооружений, из которых лишь около 20% признаны объектами, способными генерировать доход собственнику. За время работы закона таким образом было привлечено 117 миллиардов USD частных инвестиций, при этом вложения государства составили 73 миллиардов USD в форме налоговых вычетов. В среднем в Штатах принято считать, что 1 доллар вычетов привлекает ок. 5 долларов частного капитала, каждый год реставрируется в рамках программы около 1000 ОКН на сумму ок. 4 миллиардов USD. Будучи общефедеральной, программа входит в т.н. "Piggibacke" State Credits" ("Совмещённые налоговые вычеты штатов"), но в каждом штате имеет свои вариации. В Монтане, к примеру, действует дополнительная программа "Historic Property Preservation Credit" для индивидуальных владельцев исторической недвижимости: если реставрируемое здание входит в федеральный Реестр, то собственник имеет право на вычет из подоходного налога штата в размере 25% от суммы вычета по федеральному подоходному налогу, который он уже получил по программе "Federal Historic Rehabilitation Tax Credit". По данным налоговиков Монтаны этим правом за 2012 г. воспользовались 28 налогоплательщиков, получив вычеты, в среднем, по 8300 USD на человека. В Монтане же с 1997 года действует "Montana Tax Credit for Gifts to Endowments", поощряющая меценатство: правительство штата официально закрепило список благотворительных фондов, которым разрешено принимать пожертвования и за взносы в которые налогоплательщику полагается вычет из подоходного налога. Однако, вычет возможен в размере не более 40% от пожертвования, а сам дар должен составлять не более 10 000 USD по индивидуальной декларации (и не более 20 000 USD - если декларация совместная).

На приведённой карте наглядно показана разбивка по штатам: насколько активно внедряется региональными властями США налоговая льгота по "Federal Historic Rehabilitation Tax Credit". Как можно видеть, основные пользователи этой программы сосредоточены в Новой Англии и в центральных и южных штатах. Такая дисперсия вполне объяснима с точки зрения того, что освоение территории Американского континента шло с Восточного побережья в направлении на запад, и наибольший процент ОКН сконцентрирован в тех штатах, которые составляют историческое ядро государства + зона французской колонизации на юге.

Таким образом, даже краткий обзор налоговых льгот, предоставляемых простому валинорцу - владельцу объекта культурного наследия, або юрлицу, желающему вложиться в реставрацию памятника истории и культуры где-нибудь в Палермщине или на брегах Дордони, вызывает ощущение лишенчества у градозащитника из РФ. Складывается впечатление, что нашим законодателям на русский "Heritage" не то чтобы наплевать ... 73-ФЗ "Об охране памятников ..." и его подзаконные акты вполне себе лояльны к наследию и довольно жёстко предписывают и регламентируют их сохранность и охрану. Однако же, финансовая составляющая этой деятельности, оставляемая на добрую волю Минфина страны и регионов, хромает на обе, если не на четыре ноги, поскольку катящийся под горку начиная с 2014 г. бюджет государства лишён возможности её поддерживать. Экономический же блок правительства, состоящий из твердокаменных монетаристов, скорее удавится хором на Спасской башне, нежели увеличит ассигнования на культуру, а нищета регионов усугубляется ежечасно - от муниципий помощи ждать тоже не приходится лишь бы не вредили. Посему, в условиях кризиса было бы полезно подумать об изменении именно налогового законодательства, с целью привлечь инвестиции частного капитала в данную сферу - чтобы коммерсанту было выгодно инвестировать в ОКН и их реставрацию, под обязательным контролем государства, естественно. Здесь опыт США и Евросоюза мог бы изрядно помочь, чтобы не выдумывать сотый раз паровоз Черепановых велосипед. Всё уже придумано до нас.

P.S. Прямая ссылка на полный текст доклада "Актуальные проблемы экономики культурного наследия" (в формате PDF) здесь.


?

Log in

No account? Create an account