Previous Entry Share Next Entry
О Савелии Сорине
Breviarissimus
breviarissimus

По наводке nngan попался на глаза богато иллюстрированный пост от юзера tanjand, посвящённый творчеству русского художника, портретиста Савелия Сорина. Настоятельно рекомендую к ознакомлению, поскольку указанный живописец основательно подзабыт на Родине - за исключением, быть может хрестоматийного портрета Анны Ахматовой, кочующего из книги в книгу. Шилов с Глазуновым, парадные советские портретисты, рядом не стояли - всё-таки русская классическая школа с её мягким психологизмом сильно сказывается на способности передавать на холсте "внутреннее содержание" объекта.

Дабы добавить пару штрихов к личности С.Сорина, выкладываю интервью с художником, взятое Л.Любимовым в мае 1930 года. Оригинал напечатан в газете "Возрождение", Париж, № 1804 от 11 мая 1930 г. Кстати сказать, обратите внимание на рассуждения Савелия Абрамовича об отношении Америки к высокой культуре и глубоком изучении европейского искусства. Учитывая, что скреподуховности представителям белой эмиграции было не занимать, мысли чрезвычайно неожиданные.


Беседа с С.А.Сориным


На днях вернулся в Париж С.А.Сорин (1). Как всякий год, художник пробыл четыре месяца в Америке.

Беседуем в его мастерской.
- Что я буду делать в ближайшее время? - говорит Сорин. - Работать ... учиться. В Париже останусь месяцев восемь - девять. Выставка в Америке? Я выставляю раз в пять лет. А последняя моя выставка была в 1928 году. В Париже буду выставлять, но не раньше года.

Сорин показывает альбом, только что выпущенный в Берлине в 300 экземплярах. Великолепное издание: по новому способу исполненные фототипии в красках (быть может лучшее, что было сделано в этой области) - соринские портреты за девять лет. Есть и исполненные совсем недавно.

Сорин не последовал примеру большинства русских художников, оказавшихся во Франции, в его последних работах много нового и в композиции и в колорите, но манера его радикально не изменилась.

Мы говорим о вопросах, столько раз уже поднимавшихся в русской парижской художественной среде; есть ли русская школа живописи? - не единственная ли сейчас школа - французская?

Сорин говорит:
- Русская живопись не занимает в мире того же положения, как русская литература или музыка. Нет русского художника, по значительности или влиянию равного Толстому или Мусоргскому. И все же русская живопись несомненно своеобразна. На вопрос - есть ли русская школа? - я бы ответил: и да, и нет. У нас есть своя художественная традиция. В прошлом мы достигли вряд ли кем превзойдённых высот. В настоящем, русские первые декораторы в мире, а ведь русское декоративное искусство, в сущности своей, восходит ... к иконописи. Не хочу говорить о портрете, потому что сам портретист. Но ведь в русской портретной живописи психологический момент несравненно значительнее, чем в западной. Значит, у нас есть на что опереться. Нам не достаёт, быть может, того, что принято называть подлинной "живописностью". Мы, конечно, должны учиться, но учиться, не значить менять лицо.

Русская современная живопись не проявилась ещё полностью, не дала всего, что могла. Война застала её в период её наибольшей напряженности. Мы великолепно разбирались в западных течениях, но несмотря на всё наше преклонение перед Западом, умели сохранить чисто русскую художественную мысль. И вот, я с сожалением наблюдаю, как теперь столькие русские художники переняли чисто внешнюю сторону французской живописи. Не сделавшись настоящими французами, перестали быть настоящими русскими: это следствие своего рода провинциализма. Приехали в Париж, увидали, как замечательно пишут французы - кто же с этим спорит! - и давай им слепо подражать. Трудно, конечно, русскому художнику развиваться не на родной почве. Но тех, кто зовёт русское искусство к подражанию французскому, кто учит русских художников писать на французский лад, я не могу иначе назвать, как сознательными гимназистами.

Я не проповедую, конечно, какой-то квасной патриотизм, я говорю о подлинном русском европеизме, который всегда брал лучшее в Европе, сохраняя неизменно русскую сущность.

Вот в Америке работает Судейкин (2). Изумительны его достижения, хотя бы в декорациях к "Садко". Но он остался русским! Судейкин прогрессирует, учится, не меняя лица.

Сорин рассказывает про работы Судейкина в Америке. Никто там не может с ним сравниться, говорит он, и слава его в Америке огромна. Пишет он для десятка театров.

Я спрашиваю о художественной жизни Америки. Американцы чрезвычайно серьезно относятся к искусству. Они часто больше знают о европейской литературе, музыке и живописи, нежели сами европейцы. В этом они напоминают нас, русских. Здешние суждения об американцах столь же основательны, как, например, суждения о Франции по парижским бульварам.

- Но почему же американцы не создали ничего значительного в искусстве?
- Во первых, у них уже есть превосходные художники. А во вторых, не забывайте - Америка молодая страна. Там делают много ошибок, начинают часто с конца. Хотя бы влияние Пикассо на американских художников. Внутреннего содержания Пикассо они не осилили, переняли же чисто внешнюю сторону. Но театральное искусство Америки уже сейчас достигло очень многого: актеры у них прямо изумительные.

Америка огромная страна: разобрать что в ней базар, а что настоящее, с первого взгляда трудно. А вот поживёшь в Америке и понемногу начнёшь её понимать.

Сколько художников горько поплатились за мысль, что Америке можно преподнести всё, что угодно!

Л.Любимов


Примечанияbreviarissimus:

1) Сорин Савелий Абрамович (1878-1953), наст. Савий Завель Израилевич. Родился в семье еврейского портного, мать - из молокан. Получил в 1900-1910-гг. репутацию талантливого портретиста, автор известных портретов А.Ахматовой, Ф.И.Шаляпина, кн.С.Волконского и пр. Участвовал в выставках "Мира искусства". С 1920 г. - в эмиграции, жил во Франции и США, отдавая предпочтение последним. В изгнании продолжал занимать искусством, приобрёл немалую известность, выставлялся в Париже. Лондоне, Филадельфии.

2) Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946), живописец, график, всемирно известен как художник театра. Один из сооснователей символистского художественного объединения "Голубая роза". Оформлял спектакли театра Комиссаржевской, Малого драматического, Русского драматического театров. В эмиграции с 1920 г., жил во Франции и США. Сценограф кабаре Никиты Балиева "Летучая мышь". Знаменит своими декорациями для нью-йоркского "Метрополитен Опера", работал с Фокиным и Джорджем Баланчиным.


  • 1
Спасибо, дам ссылку на Ваш пост, в развитие темы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account