Previous Entry Share Next Entry
О мятеже и несдержанности
Breviarissimus
breviarissimus

В начале 1928 года европейские СМИ шумно обсуждали происшествие, которое вошло в историю Royal NAVY как "the "Royal Oak Mutiny" (мятеж на "Ройял Оук"). Суть инцидента, изрядно будировавшего общественное мнение, особенно в самой Великобритании, состояла в том, что капитан линкора Дево (Dewar - в транскрипции тогдашней русскоязычной прессы - Дюар) и его старший офицер Даниель отказались выходить в море под командованием адмирала Бернарда Колларда, сначала долго "прикапывавшемся" к офицерскому составу линкора, а потом и вовсе совершившем нечто неслыханное с точки зрения офицерской чести. В результате Первая эскадра Средиземноморского флота GB опоздала с выходом с о.Мальта на 2 дня. ЧП всегосударственного масштаба, скандал в благородном семействе "владычицы морей". Итак, вот что писало об этом парижское "Возрождение", № 1019 от 17 марта 1928 г.


Скандал в английском флоте
НА ДРЕДНОУТЕ "РOЯЛЬ ОАК"

В четверговом заседании английской палаты общин депутат консерваторов, командор Биллерс обратился к представителю адмиралтейства с вопросом о том, что происходит на дредноуте "Рояль Оак" (1)?
- Завтра, т.е. в пятницу, утром, в газетах появится телеграмма, сказал Биллерс, уведомляющая, что командный состав "Рояль Оак" отказался служить под командой адмирала Колларда, что несколько офицеров за это судили, списали с корабля и отправили в Гибралтар простыми пассажирами. Было бы очень прискорбно, прибавил Биллерс, если бы в телеграмме были опубликованы неверные сведения, так как она несомненно вызовет большую сенсацию".

Парламентский представитель адмиралтейства, полк. Хитлам кратко ответил, что он ещё не получил точных сведений о происходившем на борту "Рояль Оак".

Поздней ночью на пятницу одно телеграфное агентство разослало по редакциям газет сообщение своего корреспондента из Мальты, гласившее, что много толков было вызвано двухдневным опозданием выхода в море первой эскадры Средиземноморского флота. Эскадра снялась с якоря в понедельник утром, тогда как её отход был официально назначен на субботу. В час отхода все обратили внимание, что на "Рояль Оак" был опущен адмиральский вымпел, что, по морским правилам, означало отсутствие командира корабля.

Телеграмма глухо сообщила, также, что якобы несколько офицеров "Рояль Оак" на самом деле отправились в Гибралтар для дальнейшего следования оттуда в Англию. В командование дредноутом временно вступил командир канонерки "Эгмонд", капитан 1 ранга Осборн. "Эгмонд" - корабль, к которому приписаны все морские офицеры, находящиеся на острове Мальте. Командир "Рояль Оак", адмирал Коллард, произведённый в этот чин в июле 1926 г., в своё время отличился в галлиполийской операции. "Рояль Оак" - корабль водоизмещением в 25 750 тонн.

***

Лондон, 16 марта.

Адмиралтейство опубликовало официальное сообщение о происшествии на борту дредноута "Рояль Оак". В сообщении говорится: "По распоряжению главнокомандующего флотом Средиземного моря, следственная комиссия рассматривала некоторые нарушения дисциплины, допущенные адмиралом Коллардом, капитаном Дюар и командором Даниэль. В результате расследования три вышепоименованных офицера были отстранены главнокомандующим от службы. Его рапорт адмиралтейством ещё не получен".

По неофициальным сведениям, "беспорядки" на борту дредноута, стоявшего в Мальтийских водах, носили чисто "домашний характер". Недоразумение возникло в присутствии представителя высшего мальтийского общества, во время бала на корабле. По видимому, произошла какая-то ссора, после которой капитан Дюар и командор Даниэль отказались идти в море под командованием адмирала Колларда.

Первый лорд адмиралтейства посетил Болдвина (2), придающего инциденту серьезное значение. О происшедшем первый лорд также поставил в известность короля.

По сведениям корреспондента "Парис-Таймс", ссора на балу была не случайной, так как натянутые отношения между командиром дредноута и его офицерами существовали давно.

***

Мальта, 16 марта.

Из официального источника сообщают: дело началось с правильно формулированной жалобы, вызванной личными разногласиям между тремя офицерами. Командующий флотом, адмирал Роджер Кейс, пытался примирить враждовавших, но затем не нашёл иного выхода, как приказать контр-адмиралу Колларду перенести свой флаг на другое судно. Это не понравилось контр-адмиралу Колларду и командующий флотом разрешил ему остаться на прежнем корабле, в то время, как капитану Дюару и командору Даниэлю было разрешено уехать в Англию.


В дальнейшем события разворачивались не столь благодушно. На рейде базы в Гибралтаре на авианосце "Орёл" был срочно созван Военный трибунал, рассматривавший обстоятельства сего, крайне неоднозначного происшествия, с точки зрения нанесения ущерба боеспособности королевского флота путём подрыва дисциплины. При этом англичане всячески старались скрыть сущность вопроса, вызвавшего фактически бунт двух высших офицеров корабля против непосредственного начальника. Пресса изнемогала от любопытства, но подробностей из зала суда практически не поступало. Читаем далее, "Возрождение", № 1035 от 02 апреля 1928 г.:


Суд над офицерами "Рояль Оак"

Гибралтар, 1 апреля.

В субботу началось слушанием дело об инциденте на "Рояль Оак". Об обвинениях предъявленных капитанам Дюар и Даниэль, по ходатайству которых был назначен суд, уже сообщалось. Суд происходить в самой торжественной обстановке. Судьи - восемь высших офицеров, были в полной парадной форме, так же, как и обвиняемые и свидетель, адмирал Коллард.

Первым слушалось дело капитана Даниэля - его защитник, Кимболл, ставил адмиралу вопросы, которые, очевидно, были последнему не по вкусу и вызывали резкие ответы. Капитан Даниэль отрицал свою вину, заявляя, что он действовал исключительно в интересах дисциплины и считал бы себя трусом, если бы поступил иначе.

До сих пор ничего не сообщалось о сущности самого инцидента, который первоначально был изображён в виде происшедшего на корабле мятежа. Оказывается, что самый инцидент очень незначителен - адмирал Коллард несколько невоздержанный человек, резкий и вспыльчивый, был вообще недоволен порядками на "Рояль Оак" и выражал своё недовольство не стесняясь словами и присутствием подчинённых.

Первоначальный инцидент произошёл на балу. Адмиралу и, как он утверждал, некоторым гостям, не понравился судовой оркестр, под музыку которого будто бы нельзя было танцевать. Кроме того, у адмирала обедали в этот вечер его личные гости, среди которых было немало дам. Коллард утверждает, что на этих дам не было обращено должного внимания, что офицеры корабля не знакомились с ними, так что дамы принуждены были оставаться зрительницами танцев, вместо того, чтобы самим танцевать.

Выражая по этим поводам недовольство Даниэлю и Дюару, Коллард, по видимому, был излишне резок, и в частности выругал дирижера таким образом, что на суде его слова не были процитированы. Впрочем, адмирал Коллард как будто отрицает инкриминируемое ему выражение.

Вопрос сводится к тому, имел ли капитан Даниэль право письменно жаловаться на Колларда начальнику эскадры и критиковать первого, и кроме того, насколько является нарушением дисциплины публичное, перед офицерами "Роял Оак", прочтение Даниэлем своего письма, содержавшего жалобу и критику.


Надо сказать, что карьеру Генри Мартину Даниэлю судьи основательно подпортили, а блестящий офицер Кеннет Жильбер Бэлмэйн Дюар/Дево (1879-1964) и вовсе принуждён был в 1929 г. оставить службу на флоте. Пилюлю, правда, подсластили присвоением звания контр-адмирала, но пенсион в адмиралтействе назначили издевательский - 150£ в год. В качестве ответного шага Кеннет Дюар/Дево в начале 1939 г издал мемуары под многозначительным названием "Флот изнутри", в котором подверг уничтожающей критике методы воспитания и обучения флотских офицеров, вызвав новый приступ гнева у подчинённых 1-го Лорда.

Теперь пару строк о том - что же на самом деле сказал офицерам резкий как вода в унитазе адмирал Б.Коллард в тот роковой день 12 января 1928 года? А произошло следующее. Ко времени начала торжественного приема на корабле, на котором присутствовали первые лица администрации Мальты в обществе блестящих дам, адмирал был уже "накручен". Как командир флагманского корабля эскадры К.Дюар был вынужден каждый день общаться по делам службы с Коллардом, но их отношения были далеки от человеческих. Взрывной темперамент Колларда, не стеснявшегося постоянно использовать бранные слова в адрес офицеров "Ройял Оук" претил Дюару. Адмирал публично заявлял, в частности, что "сыт по горлом этим кораблём", а подчинённых Дюара - в большинстве боевых офицеров прошедших Первую мировую войну, - характеризовал как "хуже гардемаринов".

Самый ад начался после окончания официальной части мероприятия. Подвыпивший, по всей видимости, Коллард возжелал потанцевать в женском обществе, но мелодии, наигрываемые потихоньку развлекавшим гостей оркестром морской пехоты, его не устроили. Поворотившись к капельмейстеру Перси Барнейклу и указывая на него, погононосный хам рявкнул что-то вроде: "Такого пидараса, как этот, на моём корабле не будет!" После такого демарша вечер был скомкан, гости удалились, а командование линкора заявило адмиралу своё возмущение. После чего и было Дюаром и Даниэлем написано злосчастное, как бы сейчас сказали, "открытое" (для всего офицерского коллектива) письмо о разногласиях с Коллардом, делающим невозможным совместную службу.

Вот так. Воспитание-ссс. Высокопоставленное хамло укоротили, пусть и с ущербом для здоровья биографии. И кастовость помехой не стала.

P.S. По бытующей в аглицком флоте байке, когда на суде Колларда спросили, точно ли он обозвал дирижёра пидаром, сей джентльмен выкрутился следующим образом: "Возможно. Но кто назвал пидара дирижёром?!"


Прим.breviarissimus:

1) HMS "Royal Oak" - британский линкор типа «Ривендж». Построен в 1914 г. Более всего известен в истории своей гибелью - потоплен 14.10.1939 г. в базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах проникшей туда немецкой подводной лодкой U-47 под командованием Г.Прина.
2) Стэнли Болдуин (1867-1947) - премьер-министр Великобритании в 1923-24, 1924-1929 и 1935-37 гг.


  • 1
Гранд-квартира Роял Нэви, стоянка Скапа Флоу. На рейд заруливает эскадренный миноносец, прорывает боновое заграждение, чуть не топит буксир, шлифует бортом лидера эсминцев и наконец причаливает у пирса линейных кораблей. Вся стоянка в изумлении поворачивает головы в сторону мачт флагмана. Через некоторое время по стеньговому фалу флагмана начинают ползти вверх флажки. Все читают: М И Л О
Флажки останавливаются. Моряки качают головами, пожимают плечами и собираются расходиться.
Вдруг флажки на фале опять начинают движение:
С Е Р Д Н Ы Й Б О Ж Е

Чего только не бывает на флотской службе :-)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account