Previous Entry Share Next Entry
О "Цирке"
Breviarissimus
breviarissimus

Одна из последних публикаций часто мною цитировавшегося, в т.ч. и по "украинскому вопросу", Н.Чебышева в белоэмигрантской печати. Рецензия на фильм Г.Александрова "Цирк", выпущенный Госкино к концу 1936 г. в зарубежный прокат. Жанр рецензии не столь характерен для этого автора, но выбирать не приходилось - подёнщина за пару франков, ввиду постоянной беженской нужды, стимулировала и самых видных русских в изгнании браться за любую работу, что в полной мере касается и литературы/публицистики. Опубликовано в газете "Возрождение", Париж, № 4059 от 01 января 1937 г. Менее чем через два месяца, 24 февраля 1937 г. Николай Николаевич Чебышев скончался.

Быв.советскому человеку читать нижеизложенное будет ... кхм, странновато. Потому что мы (имею в виду - люди родом из СССР) привыкли воспринимать "Цирк" как комедию, к которой априорно не стоит подходить с серьёзной меркой. Да, пафосная, с плакатно-пропагандистскими мотивами, но добрая, без надрыва. И уж тем паче дико выглядят претензии к И.Дунаевскому. Обозвать "Широка страна моя родная" "мертвеющей" музыкальной частью - это сильно. Хотя, современные нам, расссеянам XXI в., чучхейские гимны Сев.Кореи, в свою очередь, режут слух не менее сильно. Восприятие субъективно и зависит от обстановочки с бэкграундом. Так что прошу насладиться: кинокартина "Цирк", вид сильно сбоку.


Н.Чебышев.

СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ В КИНО "ЭРМИТАЖ"

Фильм производства 1936 года, стало быть новинка. Нельзя сказать, чтобы техника и замысел шагнули в области советского кинематографа вперёд. Можно было думать, что теперь дадут что нибудь более общечеловеческое, а показали наивный пропагандный фильм, стремящийся внушить, насколько выше американских расистов московские пролетарии, не ведающие различия между белыми и неграми.

Для иллюстрации этого положения нагромождена гора плёнки с московским государственным цирком в центре, где находит приют, бежавшая из С.Штатов, Марион Диксон (Л.П.Орлова), имевшая несчастье в сожительстве с темнокожим гражданином заатлантической республики, прижить темнокожего ребёнка. В виду того, что Марион сама бела, белее чего нельзя себе представить, то можно было думать, что ребёнок будет полукровкой и окраски смягчённой? Но такой ребёнок для целей Госкино не годился и полукровку сделали чёрным, как воронье крыло словно Марион его не родила, а где-то подобрала у негритянской четы.

Это один из самых глупых советских фильмов, виденных нами! Цирковую ведетту (1) Марион Диксон в американском городе преследует разъярённая толпа, желающая с нею расправиться за то, что она прижила от негра ребёнка, - кстати сказать, расправиться хотят по прошествии некоторого срока, потому что дитя довольно большое.

Толпа - везде толпа, и состоит она повсюду из того же прославляемого и обслуживаемого советчиками пролетариата, ибо вряд ли американские миллиардеры станут гоняться на улице за женщиной с ребёнком на руках, хотя бы темнокожим.

Так вот, спасаясь от американского пролетариата, Марион бежит в Европу и находит приют только в социалистическом отечестве. При посредстве импрессарио Кнейжица, она устраивается в московском государственном цирке.

Кнейжиц, отвергнутый в своих ухаживаниях американкой, из мести объявляет толпе, на представлении в цирке, что у Марион ребёнок, прижитый от негра, в необъяснимом совсем расчёте на враждебную реакцию, одинаковую с реакцией американской толпы, имеющей, как известно, свои собственные достаточные основания защищаться от метизации (2).

Московская толпа в цирке это заявление Кнейжица принимает не только безразлично, но даже вдруг проникается чувствами нежности к негритёнку, оказывая ему всяческую ласку. Негритёнок переходит из рук в руки, от одного племени к другому. Это все племена, наслаждающиеся счастьем бытия под эмблемой серпа и молота: все представители племён на своём языке поют колыбельную негритёнку - украинцы по своему, грузины по своему, евреи на "идиш" и т.д.

Трудно представить себе что-нибудь более фальшивое. Лента эта несомненный скачок вниз советского кинематографа, в отношении замысла.

Актёры недурные. Но и тут приходится сказать, что тип лояльного советского гражданина, стряпающего что-то ревностно для советского строительства, и самому своей стряпне умиляющегося, с залихватскими замашками уездного Кудряша (3), скоро застрянет поперёк горла у самого благожелательного оценщика советской кинематографии.

Русская жизнь, истощённа под гнётом большевиков, всё же осталась многоликой. Большевики не понимают, что для их пропагандных целей наиболее полезны картины художественные, с агитационными остриями, укрытыми,а не лезущими из всех щелей картины, делающими московских поставщиков лишь смешными.

Фотографические съёмки хуже прежних.

Музыкальная часть тоже мертвеет - всё преобладают, утратившие убедительность, маршевые боевые мелодии, очевидно, подчеркивающие завоевательные настроения красной Москвы.


Прим. breviarissimus:

1) Ведетта (галлицизм, от франц. "vedette") - звезда экрана или театра/мюзик-холла.
2) Метизация (метисация) - межрасовые браки и контакты с появлением генетически смешанного потомства. В США антиметисационные законы действовали до 1967 г.
3) Кудряш - персонаж пьесы А.Н.Островского "Гроза". Удалой, свободолюбивый любитель девок и прихвастнуть.

?

Log in