Previous Entry Share Next Entry
О русских на заводах "Рено"
Breviarissimus
breviarissimus

Изучение огромного архива эмигрантской газеты "Возрождение", выходившей в Париже с 1925 года, заставило меня задуматься - а с какого, собственно, момента "белые" поняли (или начали осознавать в более-менее массовом порядке), что изгнание - это навсегда? И прихожу к выводу, что как раз в середине 20-ых гг. В аккурат к первому году издания "Возрождения". Великая депрессия 1929 года, возможно, даже "облегчила" моральные терзания беженцев на предмет бездомности и отверженности, поскольку заниматься самокопанием стало вовсе некогда - безработица и промышленный спад сделали затруднительной всякого рода рефлексию.

Признание СССР Францией в 1924 году начало потихоньку менять сочувственное отношение к эмигрантам на нейтральное, а поскольку левые традиции в этой стране традиционно были сильны, русские начали острее ощущать необходимость в быстрейшей социальной адаптации. Именно с 1925-26 гг. начинаются массовые "призывы" в шофёры такси, устройство быв. подданых Р.И. в рабочие на промышленных производствах и т.п. И если в таксисты, скажем, можно было податься лишь имея уже 5-летний стаж проживания во Франции, то на заводах порядки были либеральнее. Мне уже неоднократно доводилось писать о жизни русских рабочих "Ситроена", металлургических предприятиях Крезо. Ниже предлагается вашему вниманию публикация в "Возрождении" № 66 от 7 августа 1925 г., направленная на ознакомление желающих с процессом трудоустройства на автозавод "Рено" (в лучшие годы здесь работало до 2800 чел. апатридов из России).


РАБОЧАЯ ЖИЗНЬ
ПАРИЖ

1. ЗАВОД РЕНО

Автомобильный завод Рено находится в предместье Бианкур (1), к западу от Парижа. Метро - Порт де С.-Клу (2). От метро 15 минут ходьбы. Можно ехать и трамваем ном.1. В последнее время завод усилил выработку аэропланных частей, поступают заказы.

Приём на завод ежедневно, от 7 до 10 часов утра и от 2 до 5 часов вечера. Перед 1 августа приём был значительный. После 1 августа автор этих строк, запасшись надлежащим рекомендательным письмом, отправился наниматься. Было около 2 часов дня. От метро С.-Клу я направился трамваем ном. 1, до первого моста. Не переходя мост, повернул влево по набережной и скоро оказался в толпе рабочих перед входом в бюро найма. Просто "манёвров" (3) сторож не пропускал. Письмо сразу открыло дорогу внутрь. Там шла быстрая сортировка рабочих: беглый просмотр документов - и одних вправо (отказ), других влево. Опять письмо сыграло роль: автор был направлен влево даже без просмотра документов. Здесь - новая толпа. Четыре дамы принимали документы, делали краткие записи, прилагали к ним рекомендательные письма. Документы возвращались. Отсюда вызывали рабочих, выкликая имена, в соседнее бюро - окончательная инстанция. Автору этих строк и почти всем последующим рабочим было отказано: на этот день комплект уже был набран.

Рабочий день - официально - 8 часов. Когда имеется много заказов, можно, по желанию, работать 10, 11 и даже 12 часов. Начало работ в 7 и 7 с пол. час. На обед полуторачасовой перерыв (с 12 до 1 ч. 30 м.).

Плата. Манёвр получает в среднем 2 фр. 85 с. в час. Редко - ниже: в некоторых ателье -3 франка. Специалист ("манёвр-спесиализе"(4)) зарабатывает от 3 фр. 30 с. до 4 фр. в час. Рассчёт производится за две недели. Можно получать авансы (два раза в неделю).

Отношение администрации к русским хорошее, так как русские зарекомендовали себя, как отличные рабочие. В последнее время бывают иногда жалобы со стороны отдельных рабочих на саботаж некоторых французов-коммунистов, по отношению к ним. Но это - одиночные случаи.

Квартиру можно найти, но не особенно легко вблизи завода. Цены - почти те же, что и в городе. В районе Бианкура есть несколько русских столовых. По рекомендации знакомых клиентов, столовые открывают кредит вновь прибывшим. Русские предпочитают Рено другим заводам, потому, что у Рено крайне редко бывают массовые рассчёты и заработная плата выше.

2. ПО ГОРОДУ

Иностранцу довольно трудно устроиться в городе на службу в магазин или в дом. Необходимые условия для этого - знание французского языка и "сильные" рекомендации. Из русских организаций об устройстве на места в городе хлопочет за русских сестричество (5) (при русской церкви). Приём в сестричестве - по средам. Но громадное большинство лиц, бегающих по адресам сестричества, получает в ответ: "уже наняли". Газетные публикации, витрины контор о найме и множество билетиков с предложением работы заполнены требованием на женский труд, главным образом, - прислуг за всё, и швей. Обычная плата прислуге - 150-200 франков, редко 250 фр. в месяц на всём готовом.

Русско-французское общество помощи беженцам, также устраивавшее на места, закрыто по 2 октября (33, рю де Сэвр). Бюро Князя Юсупова (6) (17, рю Шатобриан, метро: Жорж V) закрыто с 1 августа по 1 сентября, как гласит о том объявление.


Примечания breviarissimus:

1) Завод компании "Братья Рено" (Renault Freres) был основан в западном пригороде Парижа Булонь-Бийанкур (Boulogne-Billancourt) в 1899 г., где и сейчас находится штаб-квартира корпорации.
2) Метро Порт де Сен-Клу (Porte de Saint-Cloud) - открытая в 1923 г. крайняя на юго-западном направлении станция 9-ой линии Парижского метрополитена. Названа в честь королевского дворца, разрушенного в 1870 г. в ходе Франко-Прусской войны.
3) От manoeuvre (фр.) - в данном случае "разнорабочий", "без квалификации".
4) От manoeuvre spécialisé (фр.) - рабочий имеющий квалификацию, однако употреблялось также в значении "низковалифицированный".
5) Имеется в виду сестричество при Александро-Невской церкви в Париже. Старшей сестрой и учредительницей его была быв.фрейлина двора, сотрудница Стокгольмского Красного Креста в I Мировую войну В.В.Неклюдова (1862-1935). См. подробности в воспоминаниях митрополита Евлогия.
6) Бюро по приисканию работы для русских эмигрантов было организовано кн.Феликсом и Ириной Юсуповыми с помощью В.К.Вандербильт, пожертвовавшей на эти цели три комнаты своего парижского особняка на ул.Леру (первоначально бюро располагалось именно там).


  • 1
Гайто Газданов "Ночные дороги". Прекрасная книга, написанная русским эмигрантом, таксующим в Париже в 20-х годах. Много потрясающих историй, отличный язык.

Да, Газданов - это классика, забытая на Родине

  • 1
?

Log in