Previous Entry Share Next Entry
О Глебе Сергиевском
Breviarissimus
breviarissimus

Снова почерпнутое из объявлений о розыске родственников, пропавших в Гражданскую войну. Опубликовано в газете "Возрождение", Париж, № 670 от 03 апреля 1927 г.



Скорее всего, на тот момент Екатерина Павловна Сергиевская, урождённая Томашевская, воспитанница Смольного института (? - 22.01.1939, Нью-Йорк) ничего о судьбе сына узнать не смогла. Она пробыла во Франции слишком недолго, будучи здесь лишь проездом по пути в САСШ. Там проживал её старший сын, штабс-капитан Борис Сергиевский (1888-1971), русский лётчик-ас, работавший испытателем на заводе Сикорского, в дальнейшем ставший главой зарубежного союза Георгиевских Кавалеров. В начале 1927 г. ему удалось вывезти мать из СССР и оказавшись за рубежом, Екатерина Павловна первым делом принялась разыскивать следы младшего.

Теперь собственно о Г.В.Сергиевском

"Глеб, младший сын Сергиевских, родился 6 июля 1890 года в Одессе. В 1910 году окончил Одесское реальное училище св. Павла и поступил на химическое отделение Киевского политехнического института Императора Александра II. Наиболее многочисленной студенческой организацией института был Воздухоплавательный кружок. Членами кружка были студенты КПИ, известные профессора, инженеры и конструкторы. Среди студентов были Борис Делоне (будущий известный математик и член-корреспондент АН СССР), Игорь Сикорский (будущий знаменитый авиатор и авиаконструктор), Федор Былинкин (будущий авиа- и авто-конструктор), и многие другие студенты, которые тоже стали известными деятелями авиации. Братья Сергиевские принимали активное участие в работе кружка. Кружок вёл как теоретическую, так и практическую работу — его члены готовили рефераты и доклады по авиации, посещали лекции по воздухоплаванию и авиации в КПИ и Киевском Императорском университете св. Владимира, строили модели планеров и самолетов.

После начала Первой Мировой войны кружок закрылся, так как большинство его членов были призваны в авиачасти. 20 мая 1914 года Глеб закончил обучение в КПИ со званием инженера-технолога. С 10.1914 г. по 01.1915 г. работал на Обуховском сталелитейном заводе. 17 января 1915 года подал прошение о зачислении на службу во флот вольноопределяющимся по механической части. Определен на службу гардемарином флота по механической части с зачислением в 1-й Балтийский флотский экипаж с 12 февраля 1915 года. 28 февраля 1915 года откомандирован в Морское инженерное училище Императора Николая I.

Приказ № 416. 10-го сентября 1915 года. "Производятся: в корабельные гардемарины-механики: гардемарины флота по механической части: Дмитрий Назаретский, Николай Вонгродский, Владимир Скржишевский, Борис Тарасов-Родионов, Артур Озол, Иван Заринг, Глеб Сергиевский, Иван Костев, Петр Овчинников, Константин Семашко и Георгий Гельд." Высочайшим Приказом по Морскому ведомству от 15 сентября 1915 г. Глеб Сергиевский по экзамену был произведен в инженер-механики мичманы. 24.09.1915 г. зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж. 03.10.1915 г. зачислен слушателем кратких офицерских курсов подводного плавания с прикомандированием к учебному судну "Петр Великий". Для изучения механизмов подводных лодок направлен на ПЛ "Барс", где находился с 18.10.1915 г. по 04.04.1916 г. После окончания курсов назначен старшим судовым механиком ПЛ "Леопард", на которой плавал с 04.04. по 22.09.1916 г. В плавании инженер-механиком на ПЛ "Львица" (12.06–21.09.1916 г.). С 22.09.1916 г. по 17.10.1917 г. - Судовой механик ПЛ "Рысь".

Вполне возможно, что участие в работе Воздухоплавательного кружка КПИ было причиной рапорта инженер-механика мичмана Сергиевского по команде о переводе в авиацию. Командирован на Теоретические курсы гидроавиации при Петроградском Политехническом институте императора Петра Великого. Убыл в Петроград по назначению и 24.09.1917 года зачислен слушателем Курсов. 17.10.1917 г. исключен из списков Дивизии подводных лодок Балтийского моря. После окончания Курсов направлен в Бакинскую Школу морской авиации для обучения полетам на гидропланах. В конце 1917 - начале 1918 г. закончил курс обучения в БШМА, сдал успешно все экзаменнационные испытания и официально утвержден в звании морского летчика. В марте 1918 года находился в Баку, как пишет Лишин Н.Н. в своих воспоминаниях "На Каспийском море. Год белой борьбы". Вместе с другими офицерами мичман Глеб Сергиевский в начале марта 1918 г. ушел из Баку в Персию, где они заключили контракт с английским командованием о службе на судах британской Каспийской флотилии, создаваемой на базе реквизированных кораблей российского флота. В июне 1918 года с отрядами "Данстерфорса" направились в Энзели, где формировалась британская КФ. В декабре 1918 года Сергиевского перевели на вооруженный пароход "Биби Эйбат", находившийся в Баку. С 10 января 1919 года корабли флотилии базировались в Баку и Порт-Петровске. Служил офицером на судах британской Каспийской флотилии. Участвовал в боевых действиях против кораблей Астрахано-Каспийской военной флотилии РККФ.

К осени 1919 года Королевский морской флот Каспия ушел в Энзели. Какова судьба Глеба Сергиевского?

Лишин Н.Н. пишет, что мичман Глеб Сергиевский погиб.

Serg.jpg

Существуют две версии:
1) Мичман Сергиевский Г.В. был убит в 1919 году (после 2 июня) в Порт-Петровске на Каспии.
2) Служил в ВСЮР. На ноябрь 1919 года состоял в распоряжении начальника воздушного отряда ЧФ. 28.03.1920 г. произведен в инженер-механики лейтенанты. Значит, погиб после марта 1920 года?"

(источник)

P.S. Надо так понимать, что 02.06.1919 г. обозначается как дата, после которой точные сведения о Г.В.Сергиевском теряются. Именно в этот день, 2 июня 1919 г., автор воспоминаний о белом флоте на Каспии Лишин Н.Н. отбыл на комм.корабле из Баку в Гурьев, пробираясь в Омск к Колчаку.


?

Log in

No account? Create an account