Previous Entry Share Next Entry
О сравнении оплаты труда на заводах Рено и Ситроен
Breviarissimus
breviarissimus

Пару месяцев назад мною уже выкладывалась публикация об особенностях трудоустройства русских эмигрантов на автозавод "Рено" в 1925 г. В том числе там были приведены и расценки для неквалифицированной и более-менее образованной рабочей силы, которые практиковались у проклятого буржуина-автомагната. Напомню цифры: "Рабочий день - официально - 8 часов. Когда имеется много заказов, можно, по желанию, работать 10, 11 и даже 12 часов. Начало работ в 7 и 7 с пол. час. На обед полуторачасовой перерыв (с 12 до 1 ч. 30 м.) ... Манёвр получает в среднем 2 фр. 85 с. в час. Редко - ниже: в некоторых ателье - 3 франка. Специалист ("манёвр-спесиализе") зарабатывает от 3 фр. 30 с. до 4 фр. в час."

Теперь сравним стоимость рабочего часа Рено с его извечным конкурентом - автозаводами А.Ситроена, тогда же активно расширявшим производство в Париже. Цит. по: газета "Возрождение", № 462 от 07 сентября 1926 г.


Рабочая жизнь

ЗАВОД СИТРОЕН производит наём рабочих для завода Ситроен в Клиши (1) - Société Générale d'Enterprises (2). Завод частью работает, частью ещё только строится и делает установку машин.

Указанная антреприза нанимает манёвров главным образом, для работ по постройкам, в меньшем количестве маневров (3), манёвров-специализэ (4) и специалистов для самого завода.

Наём производится на ул. Лянди, 122. Ехать: мэтро: Порт Клиши. Оттуда: Б.Насиональ, вправо - Б.Виктор Гюго, влево - ул.Вассу до ул.Лянди. В правом углу этих последних двух улиц - завод. Видны огромные вновь возводимые постройки.

Приём начинается в 8 час. утра. 5-го сентября я присутствовал на приёме. Было около 50-60 человек, большинство арабы, затем галицийцы. Наняли 35-40 человек из числа, занявших ранее места у дверей и допущенных в бюро, вследствие этого, прежде других.

Плата: манёвр в среднем: 3 фр. 75 сант. в час (наименьшая 3 фр. 50 с., некоторые же получают на постройках до 4 фр. 80 с. в час). Манёвр-специализэ до 5 фр., специалисты 5 фр. 50 с.-6 фр. в час.

Рабочий день для манёвра: 9-10 и более часов, манёвр-специализэ - 8 час., но нередко 9-10 и более.

Завод этот, как я уже заметил, строится и надо ожидать, что приёмы здесь будут всё увеличиваться, в особенности, манёвров-специализэ и специалистов (по мере установки машин). Нанимающийся должен иметь с собою рабочий костюм, ибо тотчас же отправляют на работу. Надо стараться придти пораньше и занять место поближе ко входу в бюро по найму.

М.


Прим. breviarissimus:

1) Собственно в Клиши (предместье Парижа) Ситроен начал строить в 1925 г. кузнечные цеха, для закупленного им высокотехнологичного оборудования: 50 новейших металлообрабатывающих станков. Сейчас, как уже доводилось ранее упоминать, после проведённой рекультивации на этой территории находится "Parc André Citroën" (с 1992 г.), одно из излюбленных мест отдыха парижан.
2) Очень известная во Франции фирма, крупный строительный подрядчик. Основана в 1899 г., ныне существует как концерн "VINCI". Осуществляет ряд проектов в РФ.
3) От manoeuvre (фр.) - в данном случае "разнорабочий", "без квалификации".
4) От manoeuvre spécialisé (фр.) - рабочий имеющий квалификацию, однако употреблялось также в значении "низковалифицированный".


Итак. Часовая оплата чернорабочего на з-дах Ситроена была явно выше - средневзвешенные 3,75 фр/час против 2,85 у Рено. Тоже самое касается и оплаты квалифицированного рабочего труда: максимально у Рено получается 4 фр/час, у Ситроена - 5. Зарплата специалистов (т.е. высококвалифицированные) у Ситроена достигала 6 фр/час, а у спецов вкалывавших на Рено оставалась на уровне "манёвр-специализэ" - 4 франка. Переработка от официального рабочего времени практиковалась на обоих предприятиях.


?

Log in