Previous Entry Share Next Entry
О пиеске Демьяна Бедного
Breviarissimus
breviarissimus

В 1932 г. тов. Придворов (Бедный) круто пересолил с антирелигиозной пропагандой, выпустив из-под пера редкостной мерзости пасквиль "Как 14-ая дивизия в рай шла". Для желающих с оригиналом этого, кхм, "произведения" можно ознакомиться здесь, но меня заинтересовал следующий момент. Поначалу, встретив в среде московских театралов и литераторов явное сопротивление своей агитке (феерической пошлятиной от текста разит с первых же строк), шустрый пролетарий Демьян взялся апеллировать к верховному судие. 16 апреля 1932 г. он пишет Сталину:


Глубокоув[ажаемый] Иос[иф] Виссарионович.

При создавшихся - совершенно катастрофических для меня - обстоятельствах мне не остается другого выхода, как обращения к Вам. Прошу я немногого: организации в Мюзик-Холле ЗАКРЫТОГО показа моей "Дивизии", на котором могли бы присутствовать и Вы. Дело идет вовсе не о пустяке. Гениальный анекдот давно влек меня к себе и послужил темой для брошюры. Теперь он мною инсценирован. ... Народное зрелище есть народное зрелище. Ему присуща некоторая грубоватость - чисто внешняя, ядреность, сочность. На сцене не припудренные развратные маркизы, а здоровые деревенские девки. Нет зализанной пошлости, есть здоровая откровенность живой непосредственности. Зритель первых рядов, который брезгливо подожмет губы, должен проверить себя: не говорит ли в нем остаток наследственного или нажитого БАРСТВА, сомнительного эстетства и трусости. Спектакль должен быть проверен прежде всего на рабочем зрителе. Но до этого зрителя пьеса дойдет уже будучи обкорнанной, зализанной, изуродованной. Мною и Кавериным принимаются во внимание многие дельные указания, но не все. Есть сцены (напр., полицейского архангела с девушкой), удаление которых для нас непереносимо. Мы просим строгого и окончательного просмотра пьесы, которая - на что у нас имеются данные - будет иметь успех именно у того нерафинированного зрителя, для которого мы создавали и оформляли пьесу, и будет первым шагом к созданию театра народных зрелищ, театра феерии, мелодрам, патетических представлений, балаганных площадок, словом, всех тех форм, которые наиболее доходчивы к массовому зрителю. Как агитатор, я видел перед собою новое широкое поле, новые способы воздействия зрительно-агитационного. Новизна и смелость моего первого "художественного балагана", вызвав восторги одних, приводит в раздражение других. Орудуют активно - последние. Вокруг пьесы образуется нездоровая атмосфера. Я уже видел 180-градусные повороты в оценке: "великолепно, но, знаете..." И - оглядка. Не будет ли какой установки. Пока явная установка - на свистопляску. По инерции. Я, еле державшийся от работы и треволнения на ногах, вчера свалился. Ушел из театра, махнув рукой на все. Спектакль отложен снова на несколько дней. По городу ползут слухи. Убийство пьесы - в связи с рядом других тяжелых обстоятельств - приобретает для меня значение полнейшей творческой катастрофы в момент, когда я весь ушел в работу по созданию оперы к 15-летию окт[ября], и пантомимы об электрофикации Волги. Масса планов. И все это рушится.
Вы видите, что мне ничего не оставалось, как писать это письмо. Придите, посмотрите и судите.

Д. Бедный (источник)


На просмотр вождь народов и лучший друг драматургов так и не пошёл, видимо преисполнившись подозрений на предмет "ядрёности" и "сочности" шедевра. Вместо себя Сталин посылает от Политбюро в Мюзик-холл представительную комиссию в лице в составе тт. Ворошилова, Шмидта, Бубнова и Смирнова. 19 апреля 1932 г.(т.е. через 3 дня после написания Демьяном своей мольбы), госкомиссия просматривает спектакль и резюмирует: "По поручению ЦК мы просмотрели сегодня в театре "Мюзик-Холл" пьесу Демьяна Бедного "Как 14-я дивизия в рай шла". Пьеса наполнена острым антирелигиозным содержанием, смотрится легко и с большим интересом, вызывает массу здорового смеха. Ничего предосудительного пьеса не содержит." (источник). Примечательно, что основным лоббистом "14-ой дивизии" выступил К.Ворошилов, один из близких друзей Д.Бедного, а вот ценитель классического театра А.Енукидзе был шокирован фарсом, о чём даже оставил в протоколе заседания комиссии особое мнение - но подчинился мнению большинства товарищей. Как бы то ни было, пьеса успешно вышла к зрителю и тут же, по горячим следам была напечатана в "Новом мире", благодаря чему получила широкую скандальную известность.

Проживающие на заокраинном западе русские эмигранты, следившие за новинками советской литературы также обратили внимание на уникальный опус тов.Придворова. В частности, разгромную рецензию в парижском Возрождении" (№ 2557 от 02 июня 1932 г.) опубликовал "Гулливер" - выступавшие с обзорными статьями (под коллективным псевдонимом) Нина Берберова и Владислав Ходасевич.


"Народное зрелище" Демьяна Бедного

Демьян Бедный, на закате своей славы, о котором сейчас столько пишут в сов. прессе, и в котором, как говорят, повинен М.Горький, напечатал в "Новом Мире" пьесу "Как четырнадцатая дивизия в рай шла". Впервые Бедный появился в толстом журнале. Быть может, это будет и его последним появлением. Очень возможно, что золотые дни сов. поэта минули безвозвратно. Что же представляет собой его пьеса, единственное большое его произведение, помещенное в "Новом Мире" на месте?

Сам Демьян называет его "Занимательное, дива и любопытства достойное, силою благочестия и убеждения исполненное и красноречием дышащее народное зрелище в трёх священнодействиях с музыкой, пением и танцами". А под текстом, в примечании, читаем нижеследующее:
"Пьеса является попыткой дать комсомольский народно-художественный балаган, лубок. Соответственно с такой установкой допустимо при применение максимального шаржа. Шарж, однако, не должен переходить в безудержное шутовство, которым бы смазывались драматические моменты".

Начинается этот "лубок" с того, что некий "поп" объявляет некую умершую безродную старуху святой. Он молится:
Отче наш иже еси на небесах,
Что есть слаще попадьи во телесах?

Выражается этот поп на смеси церковно-славянского и блатного языка и сцены, в которых он участвует вместе с попадьей, полны такой "клубнички", что противно их читать. Большую грубость, плоскость, мерзость трудно себе представить. Поп пляшет, чешет себя крестом под мышкой, выкрадывает какие-то деньги. Словом, нет предела авторской фантазии, когда дело касается времяпрепровождения этого попа.

"Вольность" сцен в пьесе вообще довольно редкая для советского театра. Дело происходит во время войны, деревенских молодцов угнали на войну и деревенские девушки сходят с ума от тоски по парням. "Интермедия" состоит в том, что девушки пляшут друг с другом, "сближаются, пытаются друг друга страстно прижать и изобразить иллюзию натурального томления". При этом они поют:
Ах зачем мне энти груди?
Ах зачем мне энта стать?

Действие весьма скоро переносится в иной мир. У врат рая стоят два архангела; они одеты в "смесь формы архангельской и полицейской". Рай изображён в виде рынка, где райские кулаки чувствуют себя вполне хорошо. Святые торгуют овощами и галантерейным товаром. Тут же пребывают "присяжный поверенный Иван Златоуст, нотариус Фома Неверный, акушерка Анна Зачатница и электромонтёр Илья Пророк". Все это пересыпано мерзейшими куплетами, танцами монахов и монахинь, которые подготовляют весь райский рынок к посещению его Богом и Христом. Не будем излагать всей отвратительной картины, скажем только, что Христос выведен Демьяном как "подрумяненный молодой человек с усиками вверх, в цилиндре и фраке. Он картавит".

Одни ремарки автора могли бы уже составить целую страницу кощунств, не говоря уже о самом тексте пьесы. "Святители растаскивают отроков", "Давид пляшет трепака с Марией Магдалиной" и пр. Что до текста, то к середине пьесы в нём начинает звучать кроме кощунственного ещё и политический мотив. Четырнадцатая дивизия, перебитая на войне, идёт целиком в рай, но солдаты взбунтовались и желают выгнать вон из рая и генералов, и самого Бога. Тут же на заднем плане появляется панорама Москвы старой, превращаемая в панораму Москвы социалистической. Солдаты одерживают победу и наводят в раю свои порядки, но для того, чтобы разъяснить публике, что в сущности никакого рая нет и Бога не существует, все актёры под конец пьесы на сцене разгримировываются и объясняют, друг другу, что устроили весь спектакль только для того, чтобы позабавиться. Все они оказываются Маньками и Петьками, которые тут же, взявшись за руки, поют хором:
Везде, где осязательно
Вредит нам их дурман,
Играйте обязательно
Безбожный балаган.

Ничего подобного по бездарности, глупости и мерзости нам еще читать не приходилось. Любопытно, поставят ли где нибудь эту "пьесу" и будет ли она делать сборы? Несмотря на авторское предупреждение о том, что это "зрелище весёлое", нам оно показалось невероятно скучно. "Драматических моментов" мы в нём не усмотрели.

Гулливер


Продолжение истории последовало в самом скором времени. У Сталина наконец дошли руки до пьесы тов.Д.Бедного, но результат вышел не в пользу пиита. Сложно сказать, ознакомился ли лучший библиотекарь и педагог с отповедью Гулливера (хотя известно, что "Возрождение" в Кремле читали регулярно, газета входила в информ-подписку для Политбюро), но ход мыслей и даже терминология, характеризующая "14-ую дивизию" у красного императора была использована схожая с белыми эмигрантами.

7 июня 1932 г. Сталин пишет Кагановичу: "Удалось, наконец, прочесть пьесу Демьяна Бедного “Как 14 дивизия в рай шла” (см. “Новый мир”). По-моему, пьеса вышла неважная, посредственная, грубоватая, отдаёт кабацким духом, изобилует трактирными остротами. Если она и имеет воспитательное значение, то скорее всего отрицательное. Мы ошиблись, приложив к этой плоской и нехудожественной штуке печать ПБ. Это нам урок. Впредь будем осторожны, в особенности - в отношении произведений Демьяна Бедного" [23, с. 149].

Каганович 12 июня 1932 г. отвечает Сталину: "... я с Вами целиком согласен. Я прочитал и старую, и новую вещь, новую он сделал ещё более грубо и халтурно. Для того, чтобы быть народным, пролетарским писателем, вовсе не требуется приспособленичества к отрицательным сторонам наших масс, как это сделал Демьян Бедный. Я удивляюсь прямо, как Ворошилов мог быть в восторге от этой вещи, тем более что у Демьяна в пьесе много двусмысленностей" [23, с. 164]. (цит. по: Суровцева Е.В. Демьян Бедный и Сталин. По материалам переписки [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.))

Карьера приспособленца Е.Придворова (Бедного), как известно, пошла с начала 30-ых гг. под откос. Не сумевший перестроиться от грубой патетики Гражданской войны и революсьонного русофобства, дословно понимаемых как стремление нагадить на прошлое страны, Демьянка вошёл в клинч с новыми веяниями. Кругом уже вовсю шло строительство сталинского ампира, предполагающего "славное прошлое России" как фундамента достижений соввласти, а дурачок продолжал в прежнем духе: "Мне нужно было обосрать старую Россию, и я это обсирание сделал. Надо было сказать старой России не просто: ты блядь, но надо было, чтобы она поверила в то, что она блядь" (источник). Акына-долбодятла оставили в живых, но выперли из партии в 1938 г., что в сочетании с запретом на печатание произведений, означало его символическую общественную смерть. Педрилло, балаганный шут ленинского ЦК и пульчинелло окон РОСТА, оказался забыт и предан частичной анафеме. Мавр сделал дело - мавра сложили в ящик.


?

Log in