Previous Entry Share Next Entry
Об истории малого бизнеса по-киевски
Breviarissimus
breviarissimus

Читаю безыскусное описание древностей кыянских принадлежащее перу Феодосия Васьковского, игумена монастыря Преображенского межигорского (с 20 апр. 1669 г. по 1703 г.). Причина, по которой столь уважаемый человек внезапно взялся за мемуар была следующая. Письмо написано 10.12.1699 г., по поводу жалованной грамоты Петра I киевскому войту Я.Д.Быковскому и мещанам, данной 10 апреля 1699 г., по просьбе киевского войта и мещан, на некоторые недвижимые имения и доходные статьи, принадлежавшие до сих пор киевским монастырям. Желая показать несправедливость просьбы хитрожопых хохлов киевского войта и мещан и отстоять неприкосновенность монастырских имуществ, межигорский игумен Васьковский пишет с той целью, чтобы доказать, что киевские мещане до событий 1654 г., не имели никакого права владеть теми имуществами, на которые теперь претендуют и клянчат жалованные грамоты. Красноречивейшее описание истинных выгодоприобретателей страны 404 спокон веку.


"На той час все ремесники всякого ремесла киевские належали не до ратуша, але до замку киевского. Наместник воеводский замку киевского и судил ремесников всяких киевских, и владел онимы, як подданнимы пана своего; всяким ремесником киевским не веленно было у шинках ратушних киевских, а не квартирки горелки, а не пива купити и выпити под виною великою, бо арендар жид Лейзор, которий мешкал ведле Церкви Светого Николи доброго в Киеве платил за шинкы воеводские замковие осмнадцять тысячей до року, а мещане, которие в ратушу пред майстратом и судилися и целе до ратуша належали, платили, з ратуша киевского воевод киевскому за всякие шинкы ратушние меские и за перевуз на Днепре киевский двадцать тисячеи и чтири тисяча; а коли-колвек воевода киевский приихал в Киев, а въезжал завше многолюдно, то мещане киевские повинны были три дни его стравоваты зо всем его поиздом. И тое добре знаю, що померное, которое брано от всякои пашне и муки, ишло на кляштор доминиканский, и комора тая, в которой чверти помернии ховано (бо в той час не дойницями, але чвертями мерано пашою и муку) недалеко костела, а ведля тоеи комори склеп был Доминеканский, в котором завше мед Доминеканскии шинковано гарнец по десять осмаков. А десятину рибную з рибного торгу бырали ксендзы Барнадини. И тое добре знаю, ще до слободы Преварки, жадного дела а не мещане киевские, а не хто инший не мили, тилко сами ксендзи доминекане, бо они самы тую слободу на грунте своем осадили. И тое знаю, що до хутора Осетщина названого не хто инший дела не имел, тилко сам староста местечка в Киеве быскупского назвиском Осецкий, которий Осецкий в том местечку и мешкал. И тое знаю, що до местечка быскупского киевского жадной владзи а не мещане Kиевcкиe, а не хто инший не имел, тылко сам ксендз быскуп киевский, и там держал старосту своего вышменованного Осецкого. В том бескупском местечку и свои торгы и коморы торговии были, и аренда быскупля там была, арендатор был жид Сахно. "


Доменеканы, ксендзы и жыды - вот вам весь малый и средний бизнес Киева. За прошедшие почти 4 столетия ничего не изменилось. "И повторится всё как встарь"(С). Вальцманы, униаты, да прочая иноземщина правит в укростане бал. Страна в традиционно страдательном залоге.


?

Log in

No account? Create an account