Previous Entry Share Next Entry
О Максе Гартмане и Марине Светловой
Breviarissimus
breviarissimus

Изучение русских белоэмигрантских газет сродни складыванию мозаики. Здесь кусочек истории откроется, там осколок неизвестной информации сверкнёт. Мало-помалу выстраивается картина. Как правило, безо всякого хруста французской булки, скорее - на колких сухариках, объедках французского багета, подобранного в мусорном ведре, что стоит при дверях ресторана, где-нибудь на б-ре Осман. Изредка, впрочем, беженцы устраивались с некоторым комфортом. Как раз о таком случае - см. ниже.

Очередная просьба о разыскании родственников во Франции (газ."Возрождение", Париж, № 992 от 19 февраля 1928 г.).

Чуть покопаемся в литературе - и читаем биографию разыскиваемого (частично детали взяты ещё и отсюда). Оказывается лётчик, из числа зачинателей авиадела в России.


Гартман Максимилиан (Макс) Евгеньевич, фон (10.12.1890, Виленская губ. - 14.12.1960, Нью-Йорк, похоронен на кладбище Ново-Дивеево). Инженер, полковник инженерных войск. Муж Т.А.Гартман, отец И.М.Гартман (Марины Светловой). Окончил 2-ой кадетский корпус в С.-Петербурге, Николаевское инженерное училище, Гатчинскую авиационную школу в 1913 г. (в чине капитана). Участник мировой войны, был военным летчиком. Георгиевский кавалер. В Гражданскую войну командовал 3-им авиационным дивизионом ВСЮР, затем командир авиационной группы в Джанкое. С марта 1919 г - полковник. В 1920 г. эвакуировался на транспорте "Ялта". В эмиграции жил во Франции. Работал автомехаником. Позже владел автомобильной и авиационной школами. Был инструктором Спортивно-авиационного кружка (аэроклуба). Член Союза русских летчиков во Франции. С 1930 г. участвовал в организации авиационных праздников, выступал на собраниях Союза с докладами. После Второй мировой войны переехал в Нью-Йорк. Был директором школы автомобильной езды. Действительный член Общества русских инженеров в США. Член Союза русских летчиков в Америке. Автор книги "Как управлять автомобилем".


В числе заслуг М.Гартмана перед российской авиацией значится участие (зимой 1914-15 гг.) в испытательных полётах весьма оригинальных и почти забытых ныне самолётов "Терещенко №5" и "№5бис" - вариаций разведывательного моноплана, построенного киевским предпринимателем Ф.Ф.Терещенко на собственном авиазаводе в имении Червоное (подробнее об аэропланах Терещенко можно прочитать здесь).


На фото - М.Е.Гартман на испытаниях "Терещенко №5бис".

В списке Союза русских лётчиков во Франции, М.Гартман (или правильнее уже тогда - Maximilian von Hartmann) значится под номером 11. Сохранилось любопытное донесение, "Информация лондонской резидентуры Иностранного отдела ОГПУ, полученная от случайного источника, о составе Союза русских летчиков во Франции", в которой Гартману уделено пару строк: "Гартман Макс[имилиан] Евгеньевич – полковник, военный летчик. Отличный боевой летчик и организатор. Честолюбивый карьерист и интриган, в деле любит "свергать" вышестоящих по должности начальников. Идеология антисоветская. Имеет собственный автотакси." Буржуй, однозначно! "Собственный автотакси", не бедствует явно, да ещё и враждебен СССР. Использовать в своих интересах его не удалось бы ни в каком случае и ГПУ от Макса отстало. Про автошколу в собственности источник советской агентуры, по всей видимости, был не в курсе.

Единственный вопрос остаётся для меня невыясненным относительно вышеуказанного объявления в "Возрождении" - кто именно разыскивал Макса "фон Хартманна"? Контактным лицом указана некая Sira Gartman из Фриско. Редкое имя или опечатка? Старомодный дом 3810 по ул. Sacramento Street, на пересечении её с Мэйпл-стрит, жив по сю пору, но сведений о проживавших или квартировавших там Хартманнах/Гартманах покуда обнаружить не удалось.


Нынешний вид дома, откуда было послано в парижскую газету письмо с объявлением о розыске полк.Гартмана (использованы панорамы "Гугла").

Теперь переходим ко вкладу, к-й семейство полковника Гартмана внесло в мировое искусство. Дело в том, что его дочь, Yvette von Hartmann, родившаяся 3 мая 1922 г. в Париже, более известна в истории европейского и американского балета под псевдонимом Марина Светлова.


"Юная Иветта фон Хартманн тоже с раннего возраста стала учиться классическому балету. Среди её первых балетных педагогов были Вера Трефилова и Любовь Егорова. В то время мужем Веры Александровны Трефиловой (1875-1943) был литератор и балетный критик Валериан Светлов, настоящие имя и фамилия которого Валерьян Яковлевич Ивченко (1860-1934). Возможно, что его псевдоним сыграл определенную роль в выборе сценического псевдонима начинающей балерины, но это лишь предположение.

Как бы там ни было, Иветта фон Хартманн стала называться Мариной Светловой. Русские псевдонимы часто использовались в это время балетными артистами - этим словно подчеркивалась их принадлежность к вошедшему в моду русскому балету. Дебют балерины Марины Светловой состоялся в 1931 году, когда ей было всего 9 лет, в Париже, в труппе Иды Рубинштейн. В течение 1939-1941 гг. она работала в труппе Русского балета Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo; чуть позже возникло другое другое название Original Ballet Russe... театра, созданного в 1932 году хореографом и балетным критиком Рене Блюмом ... и Василием Григорьевичем Воскресенским (русским эмигрантом, известным под псевдонимом Полковник Базиль, создателем русской балетной труппы в Париже и работавшим одно время (1929 - 1930) с оперной труппой Алексея Церетели). Выступления проходили с огромным успехом, труппа разрасталась. Джордж Баланчин сам ставил некоторые дивертисменты специально для Марины Светловой (в том числе балет Balustrade). Труппа не имела собственного театрального здания и в основном гастролировала, выступая в разных странах Европы и США. Однако начавшаяся Вторая мировая война вынудила артистов прекратить работу в Европе, зато они провели много времени в Австралии, где ими во время длительных гастролей было дано немало представлений, ими были поставлены новые балеты. Марина Светлова выступала в "Спящей красавице" ...

В сентябре 1940 г. труппа Русского балета Монте-Карло покинула Австралию, направившись на гастроли в США, тур по Европе был отменен в связи со Второй мировой войной. Выступали в Нью-Йорке. Там балерина продолжила профессиональное совершенствование под руководством русского танцовщика-эмигранта Анатолия Вильзака. Оказавшись в США, многие артисты стали покидать труппу, получая ангажемент в американских театрах. В 1943 году Марина Светлова была принята как приглашенный исполнитель в American Ballet Theater, а затем в 1943-1950 являлась солисткой балета Metropolitan Opera. В 1950 году она была приглашена на такое же место балетной примы в New York City Opera, где проработала один год - до 1951 г. Все это время Марина Светлова активно сотрудничала с другими труппами, принимая участие в концертах и иных различных выступлениях. Среди прочих работ она в 1968 году помогала Игорю Стравинскому в его работе над "Историей солдата" (Histoire du Soldat) в Сиэтле, с 1960 по 1980 гг. много работала с несколькими балетными труппами (в том числе с 1965 до 1995 г. Dance Center в Дорсете, штат Вермонт), ассистировала и ставила сама хореографические номера для различных оперных компаний.

Переехав в город Блумингтон, штат Индиана, она в течение 23 лет была профессором Университета Индианы, возглавляя с 1969 по 1992 гг. балетное отделение (Ballet Department at Indiana University). Кроме того, она публиковала статьи на балетные темы в газете "Нью-Йорк Таймс" и в профессиональных балетных журналах. Семья у нее не сложилась, никого из родных не осталось, всё основное время занимала работа. За несколько лет до смерти у нее произошел инсульт. Там же, в Блумингтоне, балерина Марина Светлова скончалась в возрасте 86 лет."


Некролог Анны Киссельгоф на смерть М.Светловой (Гартман) в "The New York Times" от 18.02.2009 г. можно прочитать на сайте газеты.
Архивный фонд Марины Светловой ("Marina Svetlova papers, 1924-1963") хранится сейчас в университете Индианы, где она проработала долгие годы.

P.S. В богомерзком вконтактике в серии "Балерины XX века" обнаружилась подборка фотографий Марины Светловой в количестве 45 шт. Рекомендую.

(кликабельно)


?

Log in

No account? Create an account