Previous Entry Share Next Entry
О новых инициативах скрепоносцев
Breviarissimus
breviarissimus

Давеча 26 января, в рамках V Рождественских парламентских встреч Комитет ГД по образованию и науке провел круглый стол "Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы". Главной из перспектив, которые светят россиянам как маяк в нощи, можно назвать существенное расширение школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)". Причем есть вероятность, что собственно "этику" из курса изымут яко небывшую, оставив там только религиозные модули.


"... директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков заявил, что "надо освободить место и приложить больше усилий, чтобы в нашей школе изучали основы православной культуры. Для этого можно расстаться с модулем ОРКСЭ. Светская этика - она не такая уж полноценная и вполне может изучаться в курсах истории, обществознания или внеклассно".


На общем фоне воодушевления выступавших на форуме, заявление г-на Тишкова выглядит вообщем-то безобидно: градус восторга от возращения в школу по сути "закона Божия" в его почти дореволюционном, гимназическом варианте, у участников порою зашкаливал. Так школьный педагог, преподаватель упомянутой ОРКСЭ, заявил ничтоже сумняшеся, что "Пора переходить к преподаванию православной культуры и других традиционных религиозных культур на всех ступенях школы и в течение 3–4 ближайших лет ввести его повсеместно со 2-го по 10-й классы". При этом расширить объем изучаемого нужно, по мнению оратора, за счет нынешнего светского курса основ духовно-нравственной истории и культуры народов России. То есть приобщать к устоям надобно по 10 класс включительно.

Вынужден признать, что если руководителя ИЭА РАН Тишкова, отрицающего пользу от светской этики, одномоментно сместить с поста довольно-таки просто, то где найти десятки тысяч вменяемых учителей для "православия-лайт" в школах? Ежели отдать это дело на откуп батюшкам - начнутся проблемы. Конституцию придется менять, иначе коллизия получается изрядная. Церковь отделена от государства и образования, пока что.

P.S. Придет, придет ли времечко, // Приди, приди желанное...(С)

Не удержался. Воспоминания о прошлом будущем.

Позаимствовано из мемуаров М.П.Межецкого о Нижнем Новгороде эпохи Николая I.


" ... Вдруг ... дверь распахнулась и в класс влетел инспектор, стремительно направился к одному из не заметивших его скакунов по партам и, поймав его двумя пальцами за волосы в самом чувствительном месте, а именно внизу на затылке, где по мнению сведущих людей растёт "крикун-волос", со словами: "Ах ты, шельма!" торжественно повёл к одному из углов класса. В классе моментально воцарилась мёртвая тишина, а пойманная шельма вероятно чувствовала себя весьма неловко, потому что болезненно скручивала на сторону голову и не переставая вопила во всё время шествия: "Простите, Егор Тимофеич!" Подведя казнимого к углу, Егор Тимофеич - имя инспектора - как бы вонзил его носом в угол, приговаривая: "Стой здесь, шельма!"

... По субботам пред окончанием занятий инспектор Егор Тимофеевич являлся со списком в первый, второй и третий классы и называл по фамилиям тех учеников, которые должны остаться после классов; это были те, за которыми в течение недели накопились значительные погрешности по поведению и успехам в науках; их ожидала субботняя расправа; должно быть в тех видах, чтобы расправа эта могла совершаться более на досуге, по субботам было только два урока; вероятно и для виновных наказание до некоторой степени смягчалось перспективой этой льготы; в этот для многих памятный день субботний швейцарская, где висело верхнее платье учеников и где происходила экзекуция, наполнялась плачем, скорбными обращениями о помиловании, вообще представляла собой наглядное изображение юдоли плача, в которой среди всех этих ламентаций слышался мирный голос Егора Тимофеича, произносившего приличные случаю поучения.

Розги полагались до четвёртого класса, с переходом в который ученик приобретал право на освобождение его от этого наказания. При Егоре Тимофеиче, по натуре человек очень добром, эти экзекуции никогда не отличались жестокостью, а производились скорее в виде острастки, в сущности совершенно бесполезной, так как мера эта касалась почти исключительно отпетых, беспардонных шалунов и лентяев, вопли которых "Простите! Не буду!" были не более как необходимые при экзекуции, освящённые традициями заявления пациентов.

... Законоучителем был протоиерей Благовещенской церкви Лебедев; в первом классе проходили Ветхий Завет по священной истории, составленной Анной Зонтаг, и законоучитель требовал ответов слово в слово, а иначе ставил дурной балл. ... День учащихся распределялся таким образом: вставали зимой и летом в половине шестого, умывались, отправлялись в актовый зал на молитву, которую читал один из воспитанников, исправлявших в нашей церкви обязанности псаломщика, затем в шесть шли в занимательную, где приготовляли уроки

... Вскоре после поступления меня зачислили в певчие на альтовые партии. Наша институтская церковь считалась тогда самой аристократической и усердно посещалась представительницами тогдашнего нижегородского beau-mond'a; привлекали сама церковь, очень изящная и представлявшая как домовая, многие удобства для посетителей, благоговейное служение нашего законоучителя, магистра богословия Константина Ивановича Миловидова и хор институтских певчих. Тогда был только архиерейский хор, в приходских церквах певчих не было, а наш, хотя и небольшой хор заслужил и голосами и исполнением общие похвалы."


Лепота! - щурится благостно ревнитель благородной старины, рассыпая горох в углу класса.

P.S.S. Тов.Ярослав Гашек подтверждает типичность картинки: "Короуповские ребята знали из закона божьего только то, что господь бог в неизреченной благости своей создал камыш. Вслед за тем он создал законоучителя Горачека. Оба эти предмета взаимно друг друга дополняли. Потом он научил людей делать из камыша трости, а законоучителя Горачека – с необычайной ловкостью пользоваться этими тростями."



  • 1
Куда-то пропали названия всех постов, и блоге и в ленте. У вас тоже так?

Тоже самое. В офигении слегка.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account