Previous Entry Share Next Entry
О фотографиях "лягушки" Алексеева
Breviarissimus
breviarissimus

От музея речного флота в Нижнем Новгороде, событие приятное.
Татьяна Ростиславовна Алексеева передала в дар музею часть редких фотографий из архивов отца - создателя судов на подводных крыльях и экранопланов (про суда на воздушной каверне просто мало кто знает, да, посему про III часть "триады" обычно забывают) Ростислава "Доктора" Алексеева. В декабре 2016 г. в Нижнем и в России отмечалось 100 лет со дня его рождения.


Музей речного флота владеет эксклюзивными фото 1949 года, на которых запечатлен экспериментальный катер А-8. Именно на этом катере конструктор экранопланов Ростислав Алексеев прокатил гостей завода "Красное Сормово" по случаю 100-летия завода.


Дочь конструктора Татьяна Алексеева. Фото: ​Музей речного флота​.

Ранее, в ходе испытаний катера А-8 подтвердились результаты модельных испытаний в бассейне. Особенно влияние образующейся под днищем катера "воздушной подушки" как положительное, так и отрицательное на ходовые качества катера А-8.Катер прозвали "лягушкой" - за непонятное поведение на различных скоростях движения, т.к. он начинал периодически прыгать. Именно это явление заставило Ростислава Алексеева обратиться к изучению вопросов, связанных с поведением крыла вблизи любой поверхности. 1947 год, тогда у него и появились первые идеи будущих экранопланов.


Экспериментальный катер А-8. Фото: ​Музей речного флота.

С этого момента Ростислав Евгеньевич думал и работал параллельно, создавая для судов на подводных крыльях одни компоновочные схемы и другие, для будущих экранопланов. "Катер А-8 стал переломным моментом в развитии идеи экранопланов", - вспоминает дочь конструктора Татьяна Алексеева. Увлечение отца всё новыми техническими решениями вызывало у одних раздражение, другие были склонны видеть в этом проявление неорганизованности, неумение правильно построить работу, а были и просто нежелающие замечать всё новое.


Эскиз Р.Е. Алексеева катера А-8. Фото: ​Музей речного флота


Интересно, конечно, было бы знать - кого именно из высоких гостей завода Р.Алексеев прокатил на удивительном неказистом "лягушонке", давшем начало нового класса то ли судов, то ли самолётов.

Постановлением Совмина СССР от 14 апреля 1949 г. № 1498-538с "О проведении празднования 100-летия завода "Красное Сормово" торжеству этому были приданы поистине всесоюзные масштабы: на юбилей прибыли делегации крупнейших предприятий Советского Союза (в т.ч. с Коломенского и Луганского паровозостроительных заводов, Ленинградского имени С.М.Кирова, Московского автозавода, Киевского завода "Ленинская кузница" и др.), партийных и хозяйственных органов, были командированы члены Союза писателей и Союза художников СССР для "запечатления" триумфа завода, по все стране выпускалась продукция с тематическим оформлением в честь Кр.Сормова.

"Теплое отеческое приветствие великого вождя партии и народа товарища Сталина сормовичам показывает неразрывную связь между революционными традициями русского рабочего класса и его нынешними славными делами на великом поприще строительства коммунизма.
„Следуя своим революционным традициям, - говорит тов. Сталин в своем приветствии, - коллектив сормовичей самоотверженным трудом добился серьезных успехов в выполнении послевоенной пятилетки".
За заслуги перед Родиной и советским народом, завод, в связи с 100-летним юбилеем, награжден Президиумом Верховного Совета СССР четвертым орденом - орденом Ленина (орден Ленина завод получает второй раз).
Вместе с тем, орденами и медалями Советского Союза награждена большая группа (1592 чел.) лучших производственников и старейших работников этого славного завода страны.
Полный чувства благодарности партии, правительству, многотысячный коллектив сормовичей в своем письме тов. Сталину дал обещание добиться еще больших успехов в деле строительства коммунистического общества."

(цит. по: А.И.Парусов, П.И.Шульпин. "Красное Сормово" в годы послевоенной Сталинской пятилетки. - Горьковское областное государственное издательство, 1949 г.)

То есть уровень празднования - высочайший. Соответственно и военно-морские чины, приехавшие поздравить тружеников Горького, должны были носить изрядные погоны ... на фото, кстати, это видно. Большезвездный флотоводец с перекошенным лицом отдает "Доктору" указания, помавая перстом в направлении берега. Укачало, не иначе.

Тем не менее, зелёный свет работам "Доктора" правительство тогда дало. Поверили в "лягушонка".


?

Log in

No account? Create an account