Previous Entry Share Next Entry
О сходстве сословном и национальном
Breviarissimus
breviarissimus

Заметки на полях политических дискуссий. Для памяти, дабы на досуге обдумать.

Тт. holera_ham и известный в ЖЖ апологет СССР, as it was, ihistorian, вступили в банную ожесточённую полемику по поводу морально-этической оценки Белого дела в истории Гражданской войны. Оставляя за скобками лексикон, поминаемые исторические реалии и ораторские приёмы тяжущихся сторон, выделил для себя следующий пассаж:
"У вас ведь есть квартира, так? И вот вы, весь из себя такой сочувствующий большевикам, считающий, ЧТО Белые сражались из-за своих имений (три ха-ха-ха сатанинским голосом),уютно сидите в интернете... вдруг звонок в дверь. Открываете- перед вами куча вонючего тряпья, в которой вы с трудом опознаете выгнанного со стройки за тупость, воровство и лень Джамшуда Равшанова. Он вовсе не один: с ним его Гюльчатай и восемь грязных равшанчиков. Он вам и говорит:
- Эй насяльника! На улиса мороз! Карла-Марла так мал-мало говорит, все общее! Все надо поделить! Мы тут теперь у тебя жить будем! Убирайся, иксплуататор, рюсски шовинист!
И что, вы соберете узелок и пойдете в грязный подвал, на место Джамшуда?Или возмете его за шиворот и пинком вышибите из подъезда, чтобы не вонял?".

По прочтении этих строк, немедленно всплыли в памяти заметки Георгия Федотова, философа не то чтобы совсем забытого ("Философский пароход", "русский ренессанс богословия нач. ХХ века" и пр.), но намного менее "раскрученного" нежели, скажем И.Ильин - последнего сам богоравный В.В.Путин пиарил одно время неустанно ...
 У Федотова много что написано о сословных ямах предреволюционной России (по всему двухтомнику "Судьба и грехи России" накидано немало), но печатного текста под рукой нет. Посему то, что нарыл в сети, дабы ссылаться на конкретную публикацию:  Две разные культуры сожительствовали в России XVIII века. Одна представляла варваризированный пережиток Византии, другая — ученическое усвоение европеизма. Выше классовой розни между дворянством и крестьянством была стена непонимания между интеллигенцией и народом, не срытая до самого конца. ... Читая Блока, мы чувствуем, что России грозит не революция просто, а революция черносотенная. Здесь, на пороге катастрофы, стоит вглядеться в эту последнюю, антилиберальную реакцию Москвы, которая сама себя назвала по-московски Черной Сотней. В свое время недооценили это политическое образование из-за варварства и дикости ее идеологии и политических средств. В нем собрано было самое дикое и некультурное в старой России... Ненависть к западному просвещению сливалась с классовой ненавистью к барину, дворянину, капиталисту, к чиновнику — ко всему средостению между царем и народом.  Революция как бунт Московии, которую не успели закопать и пригладить прогрессом  против петербургских европеистов.

В связи с этим возникает вопрос об уместности приема аналогии между джамшутами-гастарбайтерами нынешних времён и  пролетариями (равно городскими и сельскими) времён трех русских революций? Пропасть между скребущим заснеженный тротуар безымянным таджиком и нами, знающими интернет, табльдот и сопромат диамат, безусловно велика. "Два мира - два Шапиро"(С). Но оправданно ли проводить аналогии между национально-культурной пропастью, разделяющей европеизированных по самое "некуда" россиянов и впавших в new-варварство пришельцев с быв. окраин Империи, и той враждой сословного толка, толкавших русских крестьян и мастеровых срать в барские рояли, вырезать звезды на плечах колчаковских офицеров и совершать прочие зверства в эпоху Гражд. войны? Наша неприязнь к равшану и шерхану, возможно, имеет скорее этическую и национальную подоплёку, а классовый антагонизм мы, по всей видимости, сами надумываем, - по крайней мере те, кто находится по сю пору в  рамках чистого вульгарного "марксизма" (наблюдал таковых в среде младо-КПРФовцев). Точно так же кошмар русской братоубийственной резни невозможно свести к классовым причинам - слишком много было в той моровой чуме от Уота Тайлера.


  • 1

Ну ладно, я понимаю крестьян, которые ...

... в барские рояли срали! "Потому что в этой усадьбе сначала триста лет насиловали крепостных девок и пороли мужиков на конюшне!"(с) А. Блок.
А как понять Анненкова? Который сотворил непостижимые зверства против своих же русских людей?
см. мою Ленинградскую сагу
http://samlib.ru/b/belousow_w_i/zim-war.shtml
Приведу отрывочек:
(самоцытато)
Вершинин еще немного помолчал, пожевал сухими губами, потом спросил, чуть понизив сострадательно голос (видно было по всему, что он уже ко мне был душевно расположен):
- Вы ведь, штабс-капитан, верно, были насильно мобилизованы? М-нэ-э... Полагаю, у Вас комиссары семью в заложники взяли?
- Никак нет. Перешел к красным добровольно.
Вершинин выпрямился на стуле, сухо сказал, без всяких эмоций:
- Извольте объясниться.
- Господин...
- Подполковник.
- Слушаюсь. Господин подполковник, известен ли Вам чисто технический термин: 'смазать рельсы'?
- Это что-то...железнодорожное?
- Так точно-с. Это берутся пленные красноармейцы, человек двести-триста, и приколачиваются к шпалам...
- Как это - приколачиваются?- не понял меня Вершинин.
- Гвоздями-с. Пробитыми сквозь руки и ноги. Так, чтобы тело лежало на рельсах. Лицом вверх. Потом в рубку паровоза поднимаются господа офицеры и пускают машину. Медленно так, медленно... Чтобы люди все видели, слушали ХРУСТ и крики, осознали, что с ними делают... Кто из красноармейцев сумеет с мясом и обрывками костей вырвать конечности и выскочить из-под колес, тех потом не убивают. Смеются- мол, это их Господь спас...(Грязная коммунистическая пропаганда. Прим. Редактора)
- Вы что же, ЭТО сами видели?- брезгливо спросил меня подполковник.
- Никак нет! Я хоронил ТО, ЧТО осталось...на протяжении трехсот метров.
-Ну-ну... красные ведь тоже не отличались евангельской кротостью. В 'капусту' нас рубапи...(По словам нашего военного консультанта, кап. жандармерии Х. Ирмолайнена, 'рубить в капусту' - это присущий только диким 'rusci' зверский способ расправы. Означает он следующее. Казнимого привязывают под мышки и невысоко подвешивают над землей, так, что можно легко крутануть жертву. Русский 'kazak' берет шашку и наносит жертве легкими секущими ударами сверху вниз по бокам, спине, животу увечья, так, что пласты мяса и кожи повисают, как капустные листья. Обрубаются нос и уши, пальцы рук и ног, из надрубленного живота медленно выползают кишки...Прим. Редактора12)
- Добровольцы знали, на что шли, господин подполковник. А вот как расправлялись колчаковцы с русскими мужиками? С калеками Империалистической, стариками, детьми? Людям загоняли оглобли в задний проход, четвертовали, кастрировали, сдирали кожу...войдешь в село, а там ...Вырванные глаза, обрезанные уши, обгорелые ноги, прибитые к бревну над костром (Грязная коммунистическая пропаганда. Прим. Редактора). Как казнили женщин, я уже умолчу...
- От чего же?- ледяным голосом спросил меня Лацис. - Расскажите. Господину подполковнику будет полезно послушать...
- Извольте. Просто изнасиловать, потом отрезать груди и гениталии- это было милой шалостью! Колчаковцы любили, пригвоздив мать к стене дома, у неё, еще живой, на коленях заживо распилить её детей...Еще любили, изнасиловав девушку, вырвать ей глаза, отрубить пальцы и запихнуть всё это в глотку её жениху...А особенно любили делать это с семейной парой! При этом самый цимес, если жена беременная. Тогда можно было, аккуратно вырезав плод, скормить его на глазах мужа собакам, а то, поджарив, запихать в рот отцу, клещами разомкнув ему зубы13...(Грязная коммунистическая пропаганда. Прим. Переводчика и Редактора)
- Извините.
Побледневший Вершинин стремительно поднялся и вышел из-за стола.
Чё-то и мне котлет кушать расхотелось...- с сожалением произнес Лацис.- Но мотивы Вашего вступления в РККА мне теперь стали гораздо, гораздо понятнее!"
И ладно бы, он так красных пластал. Так ведь и семьи БЕЛЫХ офицеров анненковцами убивались, насиловались, истреблялись... вот ЧТО здесь такое?
Поэтому вновь и вновь возвращаюсь к мотивам гражданской войны.


Re: Ну ладно, я понимаю крестьян, которые ...

А дворник хам, хам...(с)
Спорить он не умеет, а вот по глупости да по малолетству своему совать грязные пальцы в кровоточащие раны Гражданской... и воспевать дружно ебаную всей 25-той дивизией проблядь, стреляющую в лучших русских людей...Низабудимнипрастим(с)

А понять до конца уже нельзя. Нам. Дети иной эпохи.

Поэтому вновь и вновь возвращаюсь к мотивам гражданской войны ...

Страшный период в истории страны. Именно что инфернальный, многие вещи логически необъяснимы. Когда в нач. 80-ых мать взяла тему для кандидатской "Архив русской революции" как источник по истории гражданской войны в СССР", их с отцом на погода пустили в Москву, в ЦГАОР, работать с "пражским архивом"... Мягко говоря, ощущения у родителей были не радужные: догадывались (всё-таки проф. историки), но что бы до такой степени - не ожидали. Озверение и хаос, Минц со товарищи ещё и благостную картинку, получается малевали. Параллельно в тех же фондах сидел Г.З.Иоффе, писавший "Колчаковскую авантюру и её крах", и с ним беседы имели по сему поводу. Круговерть лютая, на 5 лет, и аукалась вплоть до 60-ых. В принципе, приведённый вами отрывок ("штришок к портрэту") лишь подтверждает: ни классовые, ни сословные, ни внешние конспирологические причины - каждая в отдельности - не могут полностью, исчерпывающе объяснить феномен "гражданская война в России 1918-22 гг."
Размышления на эту кровящую тему давно уж мучали, но особенно заскребло, как чёрт сподобил (в 2008 г.) копнуть несколько глубже личность Степана Саенко:
О персонально значимом людоеде (часть1)
О персонально значимом людоеде (часть2)
О персонально значимом людоеде (часть3)
(В комментариях там адЪ и израиль, поскольку полностью в Лайвджорнал я перенес дневник с осени 2009 года, и первоначально лишь дублировал здесь записи с основной, чисто нижегороцкой блоговой площадки. Сохранить полностью форматирование не удалось, а в комментах было много интересной информации и примечаний. Посему прошу извинить за неудобочитаемость).
Маньяк и изувер Саенко - ни красный, ни белый, зелёный. Поскольку он вообще не человек, в принципе. Перестал быть таковым в силу перехода в иное качество. Ликантроп, оборотень, гуль ... кто угодно, но не Homo Sapiens. Историческая эпоха, в которой подобные нелюди становятся важными, а порой и незаменимыми элементами государственной машины (в рассматриваемом случае как у красных, так и у беленьких такого зверинца было довольно), не может быть признаваема мною как имеющая положительную оценку (в плане "прогресс-регресс"). Есть еще циклические интерпретации всякого рода Тойнби-Данилевских, но не будем усложнять дискурс. Так вот, понимая как историк, что приход большевиков в 1917-ом был детерминирован кучей обстоятельств, которые копились не с Николаши, и даже не с Петра Великого, а чуть не от Калиты, я, тем не менее, никогда не приму пафоса (перешедшего к совр. апологетам Ленина-Сталина по наследству от не самых лучших версий учебников по истпарту) обеления гражданской войны. Не в том смысле, что гр.война была неизбежна - миновать сопротивления свергнутой элиты было нереально - но в методах и последствиях. Очень, очень многие беды СССР вели свой отсчет с крови Гражданской. Де-факто, она закончилась лишь с массовым уходом из жизни участвовавших в ней поколений. И по сю пору, думаю и Вы не отрицаете, попытки равновесно взглянуть на проблемы Гражданской войны, вызывают лютое вызверение тяжущихся, если кто в теме, а, значит, встал на ту или иную шахматную клетку, белую или красную. Одним историкам там нечего делать: потребна помощь психиатров и инженеров человеческих душ.
P.S. Посему, кстати, и не считаю возможным участвовать в диспутах по упомянутому периоду на страницах ВВВ.


Re: А понять до конца уже нельзя. Нам. Дети иной эпохи.

Огромное спасибо. Тут я опять видел сон (помните, как у Булгакова: "И снег на офицерском погоне...") я хоть увы и не Мастер, но тоже, писать люблю. И черт меня дернул задумать опять- про Гражданскую,продолжающуюся и поныне...
Вот, что и требовалось доказать. Для ЛЮБОГО нормального человека, Гражданская война это чудовищная безумная трагедия. Да что там, убить человека, это... убить и самого себя, вот ТАК я это чувствую. И все те, ОЧЕНЬ плохие люди, которые нашли свой вполне заслуженный финиш от моей руки, до сих пор мне приходят во сне и наяву...
А стрелять в своих соотечественников?!! Немыслимо. И вот, ИДИОТИКИ сидят, и пишут в интернетах: как здорово стрелять по белым. Блядь!Возьми сначала и кошку утопи. А потом мы с тобой и поговорим, КАКОВО это было.
Про рассказанного вами людоеда обязательно напишу.

"Не делайте из гражданской войны культа"

Для ЛЮБОГО нормального человека, Гражданская война это чудовищная безумная трагедия.
Да, сейчас, сквозь призму опыта и поднявшись над шахматной доской, все менее понятны становятся мотивы "красных дьяволят", "сорок первого", бабелевских и булгаковских персонажей, равно как и патетика какого-нибудь Марка Алданова: они приобретают этнографичность. Уходят из идеологии в страноведение. Как записки Миклухо-Маклая с Пржевальским читаешь, а Д.Дж.Фрейзера не видать пока - чтобы разобрал по полочкам, систематизировал по-линнеевски, раз и навсегда. Правда, чем дальше в лес подробности, тем больше начинаешь подумывать о бесах и желательности придания в помощь этнографам экзорцистов - в пару к Фрейзеру добавить Шпренгера. Или Инсисториса, не суть важно. Энциклопедия, настоящая, true энциклопедия Гражданской войны в СССР 1918-22 гг. представляла бы собой, по моему скромному разумению, смутный коктейль "Золотой ветви", "Молота ведьм" и собственно исторической канвы, положенной на эмоциональную составляющую лавкрафтовского толка. Перефразируя один из рассказов К.Дойля о бейкер-стритском сыскаре: "Не может же выливаться совсем впустую такое количество крови?". Кстати, Амброз Бирс, столь любимый Вашим покорным слугой, сумел найти приблизительно такой стиль для рассказов об их Гражданской. Впрочем, современники не поняли, мягко говоря, и калифорнийский журналист всю жизнь мыкался от невысказанной боли, сгорал, пережигая пар давно ушедших паровозов civil war, предпочтя безвестную смерть в рядах повстанцев Э.Сапаты, невниманию и стене отчуждения от коллег-литераторов, а паче всего читательскому забвению.

Про рассказанного вами людоеда обязательно напишу.
Не смею и надеяться. Степану Афанасьевичу покамест изрядно не везло в плане художественного воплощения: всё больше в документалистике проявлялся. Оно и понятно: дочитали до описания "подвигов бранных", проблевались (кто понежнее нервами), отдышались и ну её, такую писанину, в дальний угол, кошкам в туалет. "Дураков нет - листы допросные ложками хлебать-с, и тем паче беллетристически перелагать-с". Так и лежит "Стёпочка" в Харькове героем революции.


что-то полемики я не наблюдаю... рядовая истерика

Друг мой, честно говоря, в подобных фонтанах желчи "истеричная мужеподобная блядь стреляет из пулемета по идущим в атаку каппелевцам" даже как то брезгливо искать повода к беседе на столь больную тему. Поменять знак изложения - не значит понять суть катастрофы. Ну и, традиционно на сегодняшний день, "пианино приносят последним" - "четыре года красные ничего не могли поделать с ГОРСТКОЙ лучших сынов России" - браво, автор.

Edited at 2012-02-21 02:46 pm (UTC)

Re: что-то полемики я не наблюдаю... рядовая истерика

Во-первых, чрезвычайно рад, друг мой, что ты проявился после двухмесячного молчания. Надеюсь, в твоей жизни всё в порядке и ничего экстраординарного не стряслось?
Относительно же самого предмета обсуждения: дискуссии по теме Гражданской войны стали, как я погляжу, для тебя уже привычны и обыденны :-) Пустое, г-на С.Смирнова не переделать: "Нижегородская правда" в общефедеральном тренде шпарит, не то что бы в фарватере, но где-то рядом "волны рассекает". Клинику оставим специалистам, безблагодатные не внимут никаким доводам. Но, я уверен, что ни ты, ни я, ни Валерий Иванович Белоусов (aka holera_ham) не сомневаются в единственном: мы все родом из октября 1917 года. Более того, осознание сего факта, ни на минуту не покидающее нас, и заставляет нас, собственно, сопереживать раз за разом тем кровавым и судьбоносным событиям, у каждого - в своей версии переживаемого, ... пропуская через себя войны столетия.
P.S. Прочти, не пожалеешь, друг.

Re: что-то полемики я не наблюдаю... рядовая истерика

Спасибо, друг мой, я тоже рад встрече.
В моей жизни сейчас всё приходит в порядок. Что произошло в открытом источнике пока выкладывать не готов. Позже в личку отпишусь на нн.ру.
Смирнова и Ко перевоспитывать нет ни малейшего желания. Честно говоря, это был единственный ресурс, на котором я, скорее, огрызался, нежели разговаривал последние три месяца. Правда, лексика городского форума там, увы, не востребована - даже за обращение - "неуважаемый" - администратор сайта начал удалять мои сообщения. Приходилось переписывать, благо мне была дана такая возможность.
Семнадцатый год и Гражданская война для меня очень больная тема. Я полностью согласен с твоим определением нашего происхождения. Мне становится не по себе, когда я сталкиваюсь с пренебрежительными оценками этих страшных событий. И я не готов разделить свой народ на "истеричных мужеподобных блядей" и "лучших сынов России". Я не вижу разницы в ощущениях гимназиста, сбежавшего к Алексееву на Дон в Добровольческую армию, воевать с большевиками "за Россию - единую и неделимую", что после боёв с красными за провиант и боеприпасы видит сытые кабаки Ростова и пьяных офицеров в окружении уличных девок, и Ольги Зотовой, единственным доводом коей остался выстрел в соперницу, потому что те, кого она победила вчера - сегодня оказались хозяевами жизни. Мне не понять, как можно оправдывать зверства одних, тут же вменяя их в вину другим?! Я сожалею, что сейчас вместо грамотного всестороннего исследования произошедшего, спросом пользуются дешёвые поделки, в духе любимых обитателями НП Шамбарова и Симбирцева. И самое для меня обидное в происходящем - понимание того, что так мы никогда не вернёмся с гражданской войны.
P.S. Прочёл. Спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account