Previous Entry Share Next Entry
О Гальперине и его "Сарре"
Breviarissimus
breviarissimus

Малоизвестная информация по истории становления флота иудеев в XX веке. Найдена в газете "Возрождение", Париж, № 3734 от 24 августа 1935 года.


Первый корабль сионистов

В итальянском порту Чевитта Векиа состоялся религиозный обряд благословения четырехмачтовой парусной шхуны "Сарра", водоизмещением в 800 тонн. На борту шхуны, при совершении обряда, находилось тридцать молодых сионистов, окончивших школу торгового мореплавания за счёт итальянского правительства. На будущей неделе "Сарра" выйдет в учебное плавание с сионистами-моряками. Это первый корабль из числа тех, которые итальянские власти намерены построить для еврейского торгового флота.


Подробности по истории данного корабля и его капитана удалось почерпнуть у израильского блоггера vnu4ka (см. здесь).


"Капитан Ирмеяу Гальперин родился в Смоленске в 1901 г., в 1913 г. приехал в Палестину. Выпускник тель-авивской гимназии "Герцлия". В 1934 году организовал в Италии, в Чивитавеккье, школу юнг, для которой и приобрел парусник "Сара А." (имя кораблю дали в честь жены спонсора школы, Сары Киршнер. Почему "А"? Супруга спонсора пожелала увековечить в имени парусника память Сары Ааронсон, героини еврейского подполья в Палестине). В ходе обучения кадеты получили сертификаты для переезда в Палестину, и в 1936 году "Сара А." с кадетами на борту торжественно прибыла в Израиль. Корабль курсировал между Палестиной и Италией. В 1937 году "Сара А." попала в сильный шторм рядом с островом Корсика, и корабль наткнулся на риф. Всех людей с корабля успели снять с тонущего судна. Капитан Гальперин покинул судно последним, когда понял, что корабль спасти не удастся."


В дополнение по личности И.Гальперина (1901-1962), можно присовокупить, что он был одним из руководителей молодежной сионистской организации "Бейтар", где занимался "организацией в Европе курсов самообороны, на которых обучались тысячи членов движения." После образования Израиля основал морской музей в Эйлате. Заслуженный человек, с биографией.


Правда, возникают маленькие вопросы по расхождению в показаниях. В заметке опубликованной в Париже чётко и недвусмысленно указано, что учились товарищи юные сионисты "за счёт итальянского правительства", а таковым на тот момент являлось правительство Муссолини, т.е. фашистский режим. Ergo, то ли указанный во втором материале в качестве "спонсора" супруг Сары Киршнер действовал очень инкогнито, то ли это была завуалированная форма передачи денсредств от дуче сионистскому движению. Более того, французский печатный орган упоминает, что "Сарра" должна была стать первым кораблём в серии, предназначенной для "еврейского торгового флота".

P.S. Ещё детали любопытные.  Глава "Сионизм в Италии и Бейтарская верфь" из книги "Русско-еврейская диаспора: Очерки истории", автор-составитель и гл. ред. Михаил Пархомовский. Иерусалим, 2012."


"В первое время после прихода к власти Б. Муссолини (1922) положение евреев в Италии и их организаций не менялось. В 1933-34 гг. Хаим Вейцман и Нахум Гольдман встречались с Муссолини. А в 1934 г. последний разрешил Жаботинскому открыть в старинном порту Чивитавеккья (под Римом) морскую школу для возрождении флота будущего еврейского государства. Спонсировал школу русский еврей Генри (Эфраим) Киршнер. Было приобретено учебное судно, названное "Сара Алеф" - в честь жены Киршнера Сары. Руководили школой бейтаровец Владимир (Зеэв) Малинов, энергичный моряк Ирмиягу Гальперн, ставший капитаном, и Адья (Адольф) Гуревич (Хорон), написавший пособие для учащихся школы. Последний родился в Киеве, гимназию окончил в Турине, стал лингвистом, востоковедом и семитологом. Трижды школа выпускала учащихся, всего их было 172. В 1937-40 гг. они участвовали в нелегальной репатриации евреев Европы в Палестину, - в Палестине причалило 13 судов с беженцами."


Имен причастных истории с "Саррой" прибавилось, ситуация видится так: школа бейтаровцев, возможно, финансировалась муссолиниевским Римом, а корабль строился итальянцами целенаправлено для сионистов, но за их счёт. Причём предполагалась постройка целой серии судов, но в дальнейшем дуче, под влиянием рейха, вынужден был прекратить заигрывания с Жаботинским и замысел не получил полного воплощения. По крайней мере, схема логична.

P.P.S. Было бы любопытно познакомиться на сей предмет с содержанием книги Леоне Карпи "Come e dove rinacque la marina d’Israele (La Scuola Marittima del "Betar" a Civitavecchia). Roma: "Neti", 1967." Судя по всему, переводов её с итальянского на иные языки не существует, да и в оригинале в сети она отсутствует.

P.P.P.S. Yes! Нашлась кратенькая, но ёмкая статейка на итальянском по данной теме, автор - Марио Веронези, "Флот Давида". Натравив на оную гугл-переводчик, удалось выяснить следующее. Идея обучения судовождения представителей еврейского народа была впервые озвучена  в 1930 г., когда группа молодых сионистов-ревизионистов основала в Париже ассоциацию под названием "Rodegal". Её последователи считали, что море есть один из самых важных факторов для экономики будущего еврейского государства, и по этой причине, в были убеждены в необходимости перспективы создания израильского военно-морского флота. Посему было важно успеть подготовить молодых людей для работы в сфере судоходства и рыболовства.

По договорённости Муссолини и Жаботинского для этой цели  еврейским курсантам в декабре 1934 г. были предоставлены бюджетные места в мореходной государственной школе Италии, в г.Чивитавеккья. Выбор пал именно на эту мореходку, поскольку её рекомендовал попечитель бейтаровцев, сын профессора физиологии Римского университета Гвидо Мендеса, Маурицио Мендес. Курс обучения официально начинался 28.11.1934 г. 28 новоявленных курсантов-иудеев приехали со всей Европы: здесь были поляки, чехи, литовцы, латыши, австрийцы и итальянцы. После краткого пребывания в гостинице, молодых сионистов разместили в двух больших залах т.н. "дока Траяна", выделенных для этого мэрией. Руководителем школы в то время был командор Фуско, с которым у сионистов наладилось полное взаимпонимание.

15 июня 1935 г. начинались экзамены, проводившиеся на итальянском языке, которые были блестяще сданы всеми учащимися. Но, чтобы стать хорошими моряками кроме теории крайне необходимо практиковаться в море. Поэтому приобретение судна стало первоочередной задачей. Командор Фуско, убежденый в этом, провёл в Париже встречу с высшим руководством сионистов, на которой представил столпам движения результаты первого курса обучения, и попросил профинансировать покупки шхуны для курсантов. Спонсор обнаружился  в лице Эфраима Киршнера, богатого торговца мехами, бежавшего из Берлина. После долгих поисков, будущий учебный корабль нашли в Марина-ди-Масса, он был куплен и получил имя "Сарра".

Второй набор в школу начался 29 марта 1936 г., в присутствии главного раввина Рима. Число курсантов значительно увеличились, до 52 человек, за счёт вновьприбывших поляков. Учебные плавания ограничивались итальянскими портами, а также заходами в Ниццу и Марсель.

В феврале 1937 г. командор Фуско был приглашен в Лондон, чтобы встретиться с лидерами сионистского движения, в том числе Жаботинским и некоторыми бизнесменами. Обсуждалось создание еврейского морского рыболовства, способного эксплуатировать водные ресурсы у берегов Палестины.

Третий набор - февраль 1937 гг., число курсантов выросло до 70. В учебный план были введены занятия по рыболовецкому промыслу. В целях получения рыбацкой практики на судебном аукционе в Порто Санто-Стефано был куплен сейнер, переименованный в "Neca", а затем ещё один - "Lea".

В 1938 году правительство Муссолини изменило политику по отношнеию к иудаизму. В июле был опубликован "Манифест по защите расы", и одним из его последствий явилось изгнание еврейских студентов из всех государственных школ в Королевстве Италия. "Бейтарская мореходка" прекратила своё существование.


?

Log in

No account? Create an account