Previous Entry Share Next Entry
О стимпанковой вещице
Breviarissimus
breviarissimus

Спасибо тов.s1rus. Случайно наткнулся в его журнале на фотографии интерьера дома известного нижегороцкого пароходчика А.А.Зевеке (1822-1887), сохранившегося доныне, пусть и в изрядно перестроенном виде - ул.Провиантская, д.4Б.

Поясню,  что сын Альфонса Александровича, серьёзно увлекавшийся искусством фотографирования - Василий Зевеке - навсегда остался в местном краеведении как автор огромной, более 1000 негативов, коллекции снимков Нижнего Новгорода и его персоналий рубежа XIX-ХХ веков.  Если точнее - они охватывают промежуток с 1892 по 1935 ггг.  Буквально недавно, в 2007-2008 гг., этот интереснейший массив фотодокументов был передан в Нижегородский госархив доктором биол. наук А.В.Зевеке (1923-2013) - внуком основателя династии, много лет проработавшим в Горьковском мединституте и ННГУ им.Лобачевского. Сейчас почти все фото из собрания Зевеке введены в научный оборот - хотя на сайте Нижегородского архива, признаться, те из них что опубликованы для широкого обозрения, выложены в совершенно крохоборском разрешении. Пожадничали архивисты, денег чай хотят ... да и БГ с ними.

Возвращаясь к заинтересовавшей меня фотографии комнаты в особняке семейства Зевеке. Казалось бы обычная для того времени обстановка городского дома, хозяева коего имеют достаток выше среднего. Паркет наборный, стулья венские, картины в тяжёлых рамах, двустворчатые двери ... а это что такое, слева, на бюро?





Увеличим участок снимка.



Великолепный агрегат, чистый незамутнённый стимпанк по виду.

Разумеется, ничего загадочного по ближайшему рассмотрению в сём аппарате нет. Это всего лишь "laterna magica", то бишь "волшебная лампа", предок современного диапроектора. Поскольку Василий Зевеке профессионально фотографировал, то наличие проекционного устройства в его доме вполне объяснимо. Обращает, однако, на себя внимание тщательность исполнения проектора, его изящество. Так, должно  быть, мог выглядеть "гиперболоид инженера Гарина". Хорошо видны корректировочные винты с фронтальной части, под объективом - очевидно фокусировка.

Единственно, вызывает вопрос природа используемого в "гиперболоиде" источника света. По идее, там могла стоять как керосиновая лампа (уже с калильной сеткой, учитывая время фотосъёмки), либо электролампа, причём есть сведения что в "волшебных фонарях" использовались даже экзотические дуговые.

В любом случае - эстетично сработанная вещь из прошлого. Глаз радует. Так и просится иллюстрацией на страницы романов, скажем, о викторианской Англии.


?

Log in

No account? Create an account