Previous Entry Share Next Entry
О новациях в жизни преподавательской
Breviarissimus
breviarissimus

Наблюдения за вузовскими делами изнутри. Доктор химических наук, преподаватель Воронежского аграрного университета А.В.Шапошник повествует о буднях российского высшего образования. Московские чиновники Минобраза работают в поте лиц своих, генерируя бумагопоток дебитом с Амазонку. На местах кряхтят, вяло тянут руку под несуществующий у интеллигенции козырёк и вздыхая идут отвечать новым вызовам сверху. Почти по Шпенглеру - бюрократический вызов как стимул эволюции.


"Раньше на нашей кафедре работали 11 преподавателей, теперь осталось 6, хотя студентов меньше не стало. Реальное преподавание сократилось почти в два раза. Это не говоря о том, что теперь студенты приходят из школы с нулевыми знаниями, и их приходится учить не по вузовской программе, а по школьной. Наша задача - вытянуть студентов на школьную "тройку".

О бумагах. Рабочая программа по предмету является главной частью УМК (учебно-методического комплекса). Каждый УМК - это приличная папка с бумагами, в которых вписаны номера протоколов, согласования, подписи и печати. На нашей кафедре - сорок шесть УМК, и мы их постоянно переписываем.

Зачем мы их переписываем? Потому что из министерства поступают все новые указания. Например, пришло письмо, в которых студентов запрещается называть студентами, только "учащимися". Соответственно, все в авральном режиме переписывается.

Или приходит указание внедрять интерактивное обучение, "мозговой штурм". Это означает, что студенты должны какое-то время учиться сами, без преподавателей штурмовать вершины науки, в институтской аудитории. А преподаватель должен просто сидеть и молчать. Разумеется, я продолжаю преподавать как положено, не халтурю, но в бумаги мы обязаны внести соответствующие изменения, все их переписать, перепротоколировать, переподписать, пересканировать, заново выставить на сайт.

Потом пришло указание обеспечить возможность обучения студентов незрячих и увечных. Разумеется, у нас нет возможности преподавать незрячим и увечным студентам, но приказ есть приказ - по всему институту вывесили таблички для слепых, мы переписали заново сорок шесть УМК, в которых поклялись, что у нас есть учебная литература со шрифтами Брайля (которой, конечно же, нет), и что мы непременно научим незрячих студентов (технологов, агрономов, ветеринаров) работать с кислотами, щелочами и прочими опасными реактивами. Как вам нравится слепой технолог, который будет подсыпать в муку порошки из банки, которая стоит на полке или подливать что-нибудь ему невидимое в пиво? Или слепой агроном, или слепой ветеринар? Но все изменения мы внесли - переписали сорок шесть УМК, перепротоколировали, переподписали, пересканировали, заново выставили на сайт. Теперь ждем комиссию министерства, она приезжает каждый год. Будет работать в институте весь август.

Хорошо еще, что я не на кафедре физкультуры работаю. Вот кому особенно повезло с незрячими и увечными студентами. Они теперь пишут разные УМК для разных групп увечных. Которых, вообще-то, нет, и не ожидается. Но бумаги комиссия будет проверять тщательно."


Мозговой штурм слабовидящих глухих нестудентов с ограниченными способностями, проводящийся ими на семинаре, скажем, по органической химии - и сопряженный с проведением лабораторных опытов -  аз грешный предпочёл бы наблюдать с безопасного расстояния, а лучше в телетрансляции. В сельском хозяйстве, конечно, встречаются специалисты и руководители самых оригинальных воззрений и характеров, но инвалидам по зрению там делать нечего. Специфика работы, знаете ли.

В свою очередь, полагаю, что в какой-нибудь "Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ" (в Нижнем имеется филиал подобной шарашки) физически девиантным лицам учиться в самый раз. Чай, на специальности "муниципальное управление" одним из главных профессионально обусловленных требований является отнюдь не острое зрение или слух, а наличие чуткого спинного мозга. С прямой спиною в кабинетах власти не засидишься.


?

Log in

No account? Create an account