Previous Entry Share Next Entry
О футуризме и Маяковском
Breviarissimus
breviarissimus

Достойное внимания наблюдение о русском варианте футуризма и роли этого течения искусства в жизни Маяковского. Автор укрылся за псевдонимом "П.Р.", опубликовано в газете "Возрождение", Париж, № 1781 от 18 апреля 1930 г. Эмигрантские круги активно обсуждали самоубийство случившееся 14-го числа в маленькой комнате на Лубянке. Зарубежная Россия отдавала должное таланту покойного, но оценивала фигуру поэта, разумеется, под совершенно иными углами зрения, нежели в СССР.


"... Думая о смерти Маяковского, невольно возвращаешься мыслью к тому времени, когда у нас в России искусственно расцветал футуризм. Слишком часто мы слепо следовали моде, - так было во всех почти областях жизни. Футуризм появился в Италии и там он был естственен. Величие прошлого давило современников. Живопись, скульптура и - всего больше - архитектура порабощали своим величием и совершенством красоты. Страна - музей лишала молодежь творчества, ибо она чувствовала и понимала, что даже приблизительно не достигнет того совершенства, что со всех сторон её окружало. Когда Маринетти кричал, надо сжечь дворцы и музеи, - в крике было подлинное отчаяние: молодёжь искала выхода своим талантам, погибавшим от лицезрения памятников великого искусства античного мира, Средневековья и Возрождения. То было желание бороться против грандиозности и вековой несокрушимости статики.

В России всё ещё было в динамике: государственные формы, литература, искусство. Жизнь только нарождалась, не было ещё окаменевших вековых традиций, не было бесконечного числа великих памятников старины. Но мода увлекла молодёжь. Русский футуризм был искусственным цветком, пересаженным на наш чернозём из великолепных парников итальянского искусства. Поэтому-то в русском футуризме было нечто вандальское, примитивно-грубое и, конечно, нелепое. Маяковский, как подлинный варвар, был восприимчив и груб. Его талант был в оправе скифской дикости.

И когда началось в России настоящее уничтожение музеев и дворцов, когда ростки культуры стали с корнем вырываться, - Маяковский нашёл, наконец, применение для вандальского своего футуризма."


Оригинальная версия, остроумно. Футуризм мутировал на северных почвах России-матушки, как борщевик Сосновского. Потерял созидательный, освободительный заряд и спалил Маяковского (читается между строк) изнутри. Есть над чем поразмышлять.


  • 1

Да, любопытное мнение... А борщевик правда мутировал? Я читала, что Хрущеву подсунули не тот сорт.


На Кавказе борщевик Сосновского вёл себя вполне прилично. А в средней полосе и в Прибалтике резко одичал :-)))

Ну, насколько я помню, Маяковскому не везло на женщин, последняя ушла по причине бытовой неустроенности, на которую он просто не обращал внимание. Оплакивала его только самая первая из.
Плюс его осмеяли накануне, самоубийство было импульсивным поступком. Ничего его не "спалило", творчество к сему акту никаким боком.

Хм, проблемы в личных отношениях - в случае Маяковского - видимо были, всё-таки, вторичны. Но - это сугубо личная точка зрения.

Когда интересовался этим вопросом, у меня тоже сложилось ощущение, что решение было не совсем импульсивным и не связанным так уж сильно с личной жизнью.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account