Previous Entry Share Next Entry
О Челпановой-Парэн
Breviarissimus
breviarissimus

Маленькое объявление в парижском "Возрождении", № 1073 от 10 мая 1928 г., раздел о розыскании людей.


Кто такая г-жа Полуцкая мы, конечно же, вряд ли когда-нибудь узнаем. Но вот имя Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936) - философа и психолога, профессора Киевского и Московского университетов - неотделимо от строительства университетского образования и становления преподавания философии и психологии в России начала XX века.

Подробнее о личности Г.И.Челпанова можно прочитать в публикации А.Н.Ждан "Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов"//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №3 - с. 4-17." (сетевая версия доступна здесь). Мы же ограничимся упоминанием о том, что гимназический учебник Челпанова по логике, будучи вытащен из небытия (отношения Г.И. с Соввластью окончательно испортились к началу 30-ых гг. и его имя было прочно забыто), в 1994 г. был вновь рекомендован в РФ как пособие для ... студентов вузов. Без комментариев.



Теперь возвращаемся к разыскиваемой в Париже 1928 года дочери Г.И.Челпанова, Наталье.

Коротенько по истории семьи учёного: Челпанов женился в 1889 г. в Мариуполе на Ольге Епифановне Иващенко. В 1895 г. в Киеве у них родился сын Александр, в 1897 г. – дочь Наталья, в 1898 г. – дочь Татьяна. В 1906 году жена скончалась в Киеве в возрасте 43 лет. В 1915 г. у Челпанова в Петрограде родилась дочь Елена от второй жены - Нины Леонидовны Занаревской, двоюродной сестры покойной жены. Далее - типическая история из судеб членов семьи "бывшего": сын Александр расстрелян в 1935 г. по сфабрикованному делу о немецко-русском словаре (в этом же году умерла внучка Марина, дочь сына Александра), а Татьяна умерла ещё в 1933 г. при неудачных родах.

Вторая жена, Нина Леонидовна Занаревская, будучи выпускницей Женского медицинского института, работала врачом в Петрограде (Ленинграде), Мариуполе и Ейске. Умерла в 1940 г. в Ленинграде. Ее дочь, Елена Георгиевна Челпанова, окончив в 1948 г. Ленинградскую Академию художеств, стала скульптором. Жила и работала в Ленинграде, умерла в 2003 году. По этой линии у Георгия Ивановича Челпанова продолжает генеалогическое древо Нина Борисовна Челпанова (р. в 1948 г.), по профессии тоже скульптор. В настоящее время проживает и трудится в Санкт-Петербурге. В Москве работает ее дочь – правнучка Челпанова – Елена Борисовна Бочарова (р.  1976 г.), окончившая в Петербурге РГПУ им. А.И.Герцена. Подвизается в качестве социального психолога, бизнес-тренер.

Успешнее всего сложилась судьба у Натальи Георгиевны ...



Наталья в 1926 году вышла замуж за французского подданного Бриса Парэна и уехала во Францию. Там она стала известным иллюстратором детских книг. У супругов Парэнов родилась в 1928 году дочь Татьяна. По информации по крайней мере 10-летней давности, она проживала в Париже, и носила двойную фамилию "Майяр-Парэн".

После смерти матери семья переехала в Москву, ввиду того Челпанов принял предложение занять кафедру в Московском университете. По окончании гимназию, поступила в Строгановское училище, (позднее, соответственно - ВХУТЕМАС). Училась у П.П.Кончаловского, Д.П.Штеренберга и В.А.Фаворовского. Жила частными уроками, преподавала рисование в школе.

В 1925 году художница познакомилась с французским философом Брисом Парэном, который в это время оказался в Москве (в 1925-1926 гг.) как руководитель Культурной миссии посольства Франции (атташе по культуре), человеком довольно-таки левых воззрений, одно время активно печатавшемся в "Юманите" - позднее это обстоятельство в немалой степени отравит отношения Натали Челпановой-Парэн с русскими белоэмигрантами. Они поженились, и после окончания дипмиссии Парэна уехали во Францию. Брис начал работать в издательстве "Галлимар", занимаясь русской и немецкой литературой. Натали старалась, насколько это было возможно, сохранить связи с родиной. Она делала это с помощью книг, которые ей привозили друзья и муж, который в том числе привозил и детские книжки. Эти книги вдохновили ее начать заниматься иллюстрацией.

В 1930 году в издательстве "Галлимар" вышла первая книга с иллюстрациями Натали Парэн - "Моя кошка" Андре Бекле. С этой книги началось сотрудничество художницы с французскими издательствами. Брис Парэн познакомил Натали с издателем Полем Фоше, который интересовался проблемами детской педагогики и детской литературой. По просьбе Поля Фоше Натали Парэн с 1931 года стала работать над серией детских книг "Альбомы папаши Бобра" ("Les albums du Pere Castor") в издательстве "Фламмарион".



Эта серия опиралась на педагогическую систему Франтишка Бакуле, чешского педагога-новатора. Он разрабатывал образовательную систему для детей инвалидов и открыл школу, где в основном обучались беспризорники и инвалиды. В 1925-1927 годах Бакуле принял участие в международном конгрессе, посвященном образованию, где познакомился с Полем Фоше. Они оба считали, что ребенок должен принимать непосредственное участие в своем образовании, ему должно быть интересно. Кроме того, они полагали, что для ребенка одинаково важно развивать не только умственные способности, но и художественные, а также социальные навыки. Фоше полагал, что книга должна развивать в ребенке интерес, воображение. Так родилась идея "Альбомов папаши Бобра", которые объединяли просвещение и игру.

Полю Фоше очень нравились работы советских художников, поэтому все его первые иллюстраторы были русскими эмигрантами, которые учились в России у знаменитых художников авангарда. Натали Парэн первая начала сотрудничать с Полем Фоше, в 1932 она пригласила Елену Гертик и Александру Экстер, в 1933 году к ним присоединились Федор Рожанковский, Александр Шеметов, Иван Билибин, в 1934 пришел Юрий Черкасов и в 1935 году Натан Альтман.

Книжки "Папаши Бобра" можно назвать книжками-игрушками, каждую хотелось долго разглядывать, из нее можно было что-то вырезать, срисовать, склеить, книжка могла неожиданно превратиться в настольную игру. Эта серия пользовалось огромным успехом не только во Франции, но и по всему миру.



Всего Натали Парэн проиллюстрировала 25 книжек-альбомов, над многими из них она работала вместе с Еленой Гертик. Вместе они придумывали, как увлечь и заинтересовать ребенка. Старались делать яркие обложки и рисунки, увидев которые, ребенок тоже захотел бы рисовать. В альбоме "Я делаю маски" дети могли сами вырезать и склеивать нарисованные маски. В альбоме "Я вырезаю" иллюстрации были выполнены из разноцветных геометрических фигур, которые дети опять же могли вырезать и сделать из них коллажи. А к книге "Волшебный альбом" прилагались специальные трехмерные очки.

В 1932 г. в русском парижском издательстве "YMCA-Press" вышла в литературной обработке Тэффи сказка "Баба-Яга" с иллюстрациями Парэн. Через год "Баба-Яга" появилась во французском переводе в этой же серии, "Альбомы папаши Бобра" (большой формат). Иллюстрации выполнены в технике цветной литографии. Их отличают кажущаяся простота, лаконичность цветовой гаммы, важную роль выполняет белый фон. Рисунки передают атмосферу праздника и сказочности. Персонажи очень выразительны и динамичны.



"Рисунки Натали Парэн к "Каштанке" стали своего рода сентиментальным гимном цирку, людям, животным, наконец, предметам с которыми связывается труд – от барабана до обруча, через который прыгают зверюшки, от колокольчика и пистолета на раме, в которые положено звонить и стрелять, до – рубанка, пилы, молотка, стамески, без которых также невозможно представить себе хозяйство." Книга вышла в 1934 г, чеховский текст перевёл на французский сам Брис Парэн.



В 1937 году художница взялась за "Les Contes du Сhat perché" Марселя Эме – в русском варианте - "Сказки кота мурлыки". Начата работа была Натаном Альманом, который в 1935 г., вернулся в СССР, чтобы до конца жизни рисовать почтовые марки и прочую монументальщину. То есть, "Галлимар" предложил продолжить проект Натали Парэн.

На этот раз рисунки выполнены акварелью, в них больше мелких подробностей. Натали использует яркие цвета и четкие линии контура. В первое время основным оставался белый фон, но в последних книгах она стала использовать и цветной фон. В 1941 году Натали получила за эту книгу премию Французской академии изящных искусств.

Большую часть времени Натали работала в загородном доме. Чтобы лучше передать характер и повадки животных, она, гуляя, часами наблюдая за их поведением. Когда ей надо было нарисовать диких зверей, художница ходила в ботанический сад, в котором в то время были не только растения, но и животные в клетках. Потом она возвращалась домой и садилась за работу. На столе была установлена чуть наклоненная доска, Парэн рисовала каждого персонажа отдельно, вырезала, а потом располагала все детали на доске и долго передвигала, пока не находила им идеального места. Затем с помощью кальки переносила выверенные фрагменты на лист бумаги, обрисовывая серым карандашом, после чего гуашью наносила последние штрихи, которые акцентировала детали.



В справочном издании "Художники русского Зарубежья"» (Спб, 1999 г.) есть информация о Премии Французской Академии художеств вручённой Н.Парэн в 1944-м году. Из изданий для детей французских классиков среди любителей книги на Западе известен её, ныне также раритетный, 1946-го года, двухтомник "Басен" Лафонтена (La Fontaine, "Fables").

Parain (née Tchelpanoff) Nathalie умерла в 1958 году в местечке Со под Парижем и похоронена в Вердело, в семейном склепе Парэнов.

В цикле телевизионных неигровых фильмов, объединённых названием "Русские в мировой культуре", в 2013 г. вышел фильм о Наталье Парэн. К сожалению, в сети он отсутствует в полном варианте, есть только его рекламный кусочек, три минуты.




"Мемориальные выставки Челпановой-Парэн прошли в Праздничном зале Вердело (1991), в Российской государственной библиотеке в Москве (1993), в Центре культуры в Орли (1998). В 2009 работы художницы были показаны в Москве на выставке "Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века" (книги из собрания М. В. Сеславинского). В 2011 г. Дом Русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве провел выставку книжных работ художницы в рамках международного проекта "Пространство и время в судьбе семьи Челпановых". (источник).

?

Log in

No account? Create an account