Previous Entry Share Next Entry
О беатификации Ильича апостатами
Breviarissimus
breviarissimus

Правомонархическая часть эмигрантов из России была, пожалуй, наиболее упёртой в смысле антикоммунизма - и лишения, претерпеваемые в повседневной жизни апатридами, лишь укрепляли их в антипатии к большевикам. Перефразируя М.Е.Салтыкова-Щедрина, господа питали сквернословиями свою бодрость. Посему журналисты газеты "Возрождение", небезосновательно слывшей рупором роялистов, постоянно пинали своих коллег, не столь усердствовавших в проявлении отрицательных эмоции к СССР и его правителям. В частности, особо доставалось газете "Последние новости", также выходившей в Париже и главным редактором которой с 1921 по 1940 гг. являлся П.Н.Милюков - фигура глубко противная для любого русского монархиста. В "Последних новостях" печатались писатели и публицисты более "левого спектра" - эсдеки, октябристы, кадеты, т.е. представители социал-демократии и та часть "правых", что признавала за Сов.Россией право на существование как следствие выигранной Гражданской войны.

 Пример "пинка" конкурирующему СМИ, исполненный всяческого ехидства и политического подекста - ниже. Почерпнуто в "Возрождении", Париж, № 1862 от 08 июля 1930 г.


Г-н Обсервер из "Посл. Новост." всё старается убедить читателей-эмигрантов, что не так страшен Ленин, как его малюют.

***
"Одиозная некогда фигура Ленина мало по малу приобретает мягкость очертаний и симпатичность черт. На демонстрациях в Одессе, работницы пишут на плакатах: "У нас нет хлеба. Верните нам Ленина". Тут есть, конечно, немножко от хитрости, но чувствуется и искреннее признание того, что "хрен редьки не слаще", а совсем наоборот. Но и у нас здесь чувствуется тот же поворот в оценке исторического облика "редьки": из всех подвигов покойного советского дуче, чаще всего вспоминается изобретённый им "нэп" и вспоминается не без некоторого любования мудростью и сравнительной "мягкостью" первого диктатора. Если Сталина, зверя в квадрате сменит какой-нибудь зверь в кубе, кто знает, не причислит ли "область истории" к лику святых бывшего антихриста, лысого человека, с бородкой клинушком."

***

Одесситы - народ хитрый. Устраивая свой коленопреклонённый бунт они нарочно спрятались за спину Ленина. Но кажется, г. Обсервер ещё хитрее: он прячется за спину одессита, чтобы протолкнуть Ленина в святые. Зачем эта канонизация ему понадобилась - сказать трудно, но это уже та услужливость, о которой писал когда-то Шевченко:

Ходит Мошка ходором
Перед паном Хвёдором,
И задком, и передком,
Перед паном Хведорком.

Во всяком случае, "оттенок благородства" в этой канонизации соблюдён не был.


Ради такого случая - посильнее укусить отступников от святого дела борьбы с эсесесерием - автор редакционного обзора прессы "Возрождения" даже обращается к виршам Т.Шевченки. Между тем, украинские самостийники, водившиеся в некотором количестве и в изгнании, представляли из себя предмет столь же явной ненависти со стороны монархически настроенных "белых", что и советские вожди. Поэтому упоминание "кобзаря" на страницах данной газеты без ругательных эпитетов - большая редкость.

В целом, приведённый пример есть качественная иллюстрация к словам известного историка русской эмиграции во Франции, фотографа  А. Корлякова: "... все жили разрозненно, переругались и по политическим, и по социальным, и по экономическим вопросам. Рассорились и братья, и сестры. Держали друг на друга обиду до самой смерти. Объединяли всех только церковь и кладбище." Неудивительно, что агентура ГПУ чувствовала себя в этой клоаке вполне уверенно - "эти никогда не договорятся".


  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account