Previous Entry Share Next Entry
О В.Н.Ильине
Breviarissimus
breviarissimus

Ещё один философ русской белой эмиграции, ныне совершенно забытый. О Владимире Николаевиче Ильине помнят, полагаю, лишь узкие специалисты по истории отечественной богословской мысли.

Итак, Ильин В.Н. - русский философ, литературный и музыкальный критик, композитор. Родился в с. Владовка Киевской губернии в 1891 г. Окончил историко-филологический и философский факультеты Киевского университета, Киевскую консерваторию. Преподавал в университете. С 1919 г. - в эмиграции, сначала в Константинополе, с 1923 г. обретался в Берлине, а с 1925 г. - в Париже, где стал профессором русского Богословского института. Сотрудничал с журналом "Путь" Н.А.Бердяева. Напечатал ряд статей в газете "Возрождение" под псевднимом "П.Сазанович". Участвовал в евразийском движении, публиковался в евразийских изданиях (газеты "Евразия", "Евразийская хроника"). В европейской философской традиции Ильин в наибольшей степени воспринял платонизм и лейбницианство. Серьезное влияние на богословские идеи Ильина оказала софиология С.Н.Булгакова.

В творческом наследии Ильина существенное место занимают апологетические работы, содержащие критику разнообразных антихристианских тенденций современной цивилизации и теологическую интерпретацию научных открытий и теорий ("Материализм и материя", 1928; "Загадка жизни и происхождение живых существ", 1929; "Шесть дней творения", 1930). Ряд трудов Ильина посвящен судьбам культуры в истории и в современном мире, обоснованию абсолютного значения художественного, философского и религиозного творчества.

В конце 30-х гг. симпатизировал нацизму, в годы II Мировой войны жил в Германии (имея жену - еврейку!, загадочная русская душа ... судя по всему его коллаборционизм был вынужденный - мать жены также проживала с ними в рейхе). Обращал внимание "на внутреннее сродство капитализма и коммунизма“, утверждая, что "это единый фронт... безбожия и омасоненных ханжей - против подлинной веры, против Сил Небесных, против самого Богочеловека и Его Соборной и Апостольской Церкви“.

Будучи композитором по одному из образований, оставил несколько симфоний и двух опер. Умер В.Н.Ильин в Париже 23 октября 1974.

Для лучшего понимания направленности размышлений, предлагаю к ознакомлению избранные места из работы Ильина "Коммунизм и безбожие" (цитируется по газете "Возрождение", № 4063 от 30 января 1937 г.).


"Любопытна судьба тех социалистических течений, которые имели "филантропический" характер и расцвели на французской почве, и частью связаны с социалистическими течениями в католичестве, напр., сен-симонизм. Маркс их глубоко презирал и ненавидел. С Прудоном он вступил в грубую и неприличную полемику и стремился его литературно убить за невозможностью фактического убийства. Там, где утверждается марксистский коммунизм, там всем прочим видам социализма, особенно так наз. христианского филантропического социализма, уготована участь всех немарксистских течений: они подвергаются истреблению. В марксистском коммунизме безбожье теснейшим образом связано с бесчеловечьем и христианскому социализму марксисты во всяком случае предпочитают самые тяжёлые и эксплуататорские формы капитализма: их с марксизмом связывает безбожье и бесчеловечие. Маркс вообще ненавидел человека и в этой ненависти, пожалуй, было что-то, если угодно, "мистическое" - в человеческом лике он ненавидел Богочеловека. Впрочем, эту мистику переживаем мы, наблюдатели этой ненависти со стороны. Прозаический и плоский Маркс просто ненавидел и жаждал пролития крови, совершенно так же, как этого может жаждать самый маленький и плохой человечек с ограниченным кругозором. Кругозор Маркса был чрезвычайно ограничен, он был обратно пропорционален его претензиям. Маркс был натурой нетворческой, ибо по природе своей был человеконенавистником и злыднем, но злыднем не корыстным, что пожалуй ещё хуже, а бескорыстным. Он хотел не единоличного а массового террора - в этом он составляет продолжение Робеспьера и ему подобных палачей так наз. великой французской революции, на которых он тоже походил своей сухой, педантической узостью."


Характерный для времени межвоенья персонаж. После 12 лет правления оголтелого расистского режима в Дойчланде, инициировавшего под проповеди о "сверхбогочеловеках" самую страшную войну в истории человечества, философы как-то попритихли на эту тему ... но с водой, разумеется, и ребёночка на помойку снесли.


  • 1
>>> ныне совершенно забытый

ну нет, шалишь, брат - Ильиным нас уже все уши прожужжали, ибо его сам Темнейший цитировал и своим учителем называл

А вот и хрен-ссс. Автократор цитирует Ивана Ильина, а про Владимира, по моему, даже специалисты не помнят совершенно.

аааа, я с именами-с путаю-с, даже не знал, что их двое было

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

"Философ" Иван был круче. Он прямо говорил - идите, белокурые бестии, в Совдепию и убивайте там всех направо и налево. А этот тихий, кто его теперь вспомнит?

Edited at 2017-12-26 02:52 pm (UTC)

Божий человече.

Меня больше интересует то, как эти вторичные теоретики, порой не имевшие штанов для похода в булочную, вознеслись столь высоко в своей популярности. Я сейчас про Маркса, конечно. Герой вашего сегодняшнего поста, наверное, просто интересен как представитель мейнстрима тех времен. Жуткая же атмосфера.
Самое странное, что по-другому и не представить уже развития истории. Где он, золотой век?

В конце 30-х гг. симпатизировал нацизму, в годы II Мировой войны жил в Германии (имея жену - еврейку!, загадочная русская душа .
-----------------------------------

Что ж тут загадочного?
Вы вы видели Настю Фридман, бывшего пресс-секретаря питерского Водоканала?..
Ее плоть тревожит меня и поныне.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account