Previous Entry Share Next Entry
О нижегороцких "австрийцах"
Breviarissimus
breviarissimus

Увлекательное путешествие по волнам досоветской периодики продолжается. "Нижегородские губернские ведомости", №5 от 31 января 1900 года. Снова и снова любуемся маленькими приметами эпохи, забытыми терминами, рассыпавшейся в прах тканью русского прошлого, ставшего нам чужим. Оттиск минувшего на пожелтевшей бумаге. Криминальные новости, биржевая текучка, ... а вот и дела торжественно-матримониальные: из села Безводного Нижегородского уезда (ныне оно числится в составе Кстовского района) пишут о свадьбе "австрийского с православной".

Современный читатель почти наверняка встанет в тупик, пытаясь понять о каких австрийцах идет в тексте речь. Разумеется, выходцы из Австро-Венгерской Империи в России на тот момент случались и даже проживали на её территории, но здесь говорится вовсе не о подданных Габсбургов. "Австрийским толком" в просторечии тех лет именовались приверженцы т.н. Белокриницкого (или Австрийского) согласия, одного из толков беглопоповского направления старообрядчества. Беглопоповцами именовали тех приверженцев раскола, которые в отличие от беспоповцев принимали священников, переходивших от официальной православной Церкви (т.е. "беглых попов"). Жесткая антираскольническая политика Николая I привела к тому, что с середины 30-ых гг. XIX века древлеправославные беглопововцы стали активно искать своего потенциального иерарха за рубежом и, наконец, " ... многолетние поиски архиерея, предпринятые старообрядческими иноками Павлом (Великодворским) и Алимпием (Милорадовым), привели к присоединению к старообрядчеству 28 (или 29) окт. 1846 г. через Миропомазание и отречение от «ересей» находившегося на покое греческого митрополита Амвросия." Духовный центр старообрядцев, признавших священство Амвросия, располагался в селе Белая Криница на Буковине, входившей тогда в состав Австро-Венгрии (ныне находится в Глыбокском районе Черновицкой области Украины), отсюда собирательное прозвище "австрийцы".

В Нижегородской губернии, которая, собственно и является местом появления на свет всех главных действующих лиц церковного раскола XVII века, и была цитаделью старообрядчества, процент "австрийцев" и, шире, беглопоповцев был довольно велик. Более того, первый Всероссийский съезд беглопоповцев проходил именно в Нижнем Новгороде, 15-19 мая 1908 г, при деятельном участии и на личные средства известного промышленника Н.А.Бугрова. Затем, в течении двух лет, в Нижнем, опять-таки под покровительством Бугрова, проходили 2-ой и 3-ий съезды данного направления раскольников, лишь в 1906 году получивших, согласно указу Николая II, возможность хотя бы зарегистрировать свои единоверческие общины. До этого момента юридического статуса старообрядческие поселения, толки и общежительства не имели. И даже церковные браки с членами этих вероучений не считались официально имеющими юридическую силу. (Внимательно читаем заметку в НГВ: " ... последствия этих браков, как юридически незаконных ... ")

P.S. С краткой зарисовкой современного состояния толков, бытующих среди древлеправславных, и их дальнейших перспектив развития, желающие могут ознакомиться здесь.


  • 1
Про австрийцев - крайне интересно, не знал.

А обратил ли ты внимание на употребление термина "командир парохода", применительно к гражданскому судну, да ещё и речному? В послереволюционной лексике оно совсем вышло из употребления.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account