Previous Entry Share Next Entry
О ретроградном наноавиастроении
Breviarissimus
breviarissimus

Озаботившись состоянием отечественной авиации, Правительство РФ приняло программу развития авиационной промышленности до 2025 г. На совещании, состоявшемся 23 ноября 2012 года, премьер Д.А.Медведев отметил, что "На мировом авиарынке у России в целом неплохие позиции, в том числе потому, что мы делали в последние годы". Однако, поскольку средний возраст магистральных самолетов, по его словам, составляет 17 лет, то потребность отечественных  авиакомпаний оценивается в 1300 самолетов. Делать их, по большей части некому и негде: авиапром развален, судьба многострадального Ту-334 по сию пору сомнительна, хваленый "Суперджет SSJ-100" вызывает справедливые нарекания эксплуатирующих его компаний, да и назвать его российским язык не поворачивается. Около 67 % разрабатываемого на мощностях фирмы "Гражданские самолёты Сухого" (ГСС) авиалайнера Sukhoi Superjet 100 составляют импортные детали, а российские комплектующие – это оставшиеся 33% и используются они, по большей части, при сборке кабины экипажа, а также концентраторов данных для систем авионики. Лишь в случае дальнейшего массового производства, доля импорта в составе деталей "Суперджета" планируется к уменьшению до 56%.

Видимо исходя из посылки, что выполнить выше обозначенную программу полностью и в срок исходя только из имеющихся сейчас авиастроительных мощностей нереально, министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) решило не мудрствовать лукаво и обратилось к заделу, оставленному нам в наследство от СССР. Уже сформирован заказ на глубокую реконструкцию 260 самолетов Ан-2, сообщил журналистам заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. Ежели кто забыл, то "аннушка" - это одномоторный биплан с крылом расчалочной схемы, который выпускался начиная с 1948 г. в СССР и ряде стран мира, а китайские братья производят его по сю пору. Фантастически надежный и неприхотливый, "кукурузник" работы О.К.Антонова занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет. Как и следовало ожидать, "инновационности" авиа-реформаторов хватает лишь на повторение задов советского опыта, а то и просто латания дыр в летучих девайсах, выпущенных 20 и более лет тому назад. Другое дело, что коммерческую нишу, в которой эксплуатировался Ан-2, а именно – ближнемагистральные самолеты грунтовых аэродромов, гидросамолеты типа "сажусь в болото, лавируя между комаров" и машина для химобработок посевов, - занять фактически некому. Поэтому с заслуженных бипланов нынче решено отряхнуть пыль, сменить обшивку, поставить новый двигатель и дать 10 лет гарантии.

Напомним, что ранее С.К.Шойгу, в бытность еще губернатором Подмосковья, заявлял уже о необходимости возобновления производства обновленных самолетов Ан-2. По его словам, необходимо произвести около 100 таких самолетов. Шойгу поручил организовать их выпуск на авиационно-ремонтном заводе в Балашихе. По всей видимости, инициатива Сергея Кужугетовича нашла отклик в правительстве и пришлась как нельзя кстати: на крайнем Севере  летать геологам и нефтяникам скоро будет уже не на чем. Со своей же стороны, автор данной заметки хотел бы предложить гг. управленцам не останавливаться на достигнутом рубеже инноваторских стремлений, и углубиться еще дальше в прошлое авиации. Гораздо более технологичным для выпуска в сегодняшних условиях деиндустриализации России был бы менее известный аэроплан, культовый в советской глубинке 30-50-ых гг. ХХ века. Это "шаврушка" или Ш-2 конструкции В.Б.Шаврова, рабочая лошадка гражданской авиации тех лет. Среди прочего, этот амфибийный самолет уникален тем, что является единственной в истории авиастроения крупносерийной машиной, опытный образец которой был собран в буквальном смысле слова "на коленке" в условиях коммунальной двухкомнатной квартиры (здесь читатель может ознакомиться с удивительными подробностями создания Ш-2). Уверен, что простимулированное свыше, любительское производство простейших в выпуске амфибий Шаврова, которое может быть начато на базе любого мебельного цеха под водительством наставника из авиамодельного кружка, позволит насытить рынок авиаперевозок РФ неприхотливыми самолетиками копеечной стоимости. Китайцы в период "большого скачка" 50-ых гг., помнится, задались целью поставить доменную мини-печь в каждом сельском дворе, дабы задавить весь мир произведённым чугуном, а мы хуже что ли? Ужо полетим!

P.S. Данный текст был написан в рамках сотрудничества с сетевым проектом "Книгазета".


?

Log in

No account? Create an account