Previous Entry Share Next Entry
О локальной "культурной революции" в Горьком городе
Breviarissimus
breviarissimus

Время от времени, губернское нижегородское начальство, от вышних сил в Нижний поставленное, вспоминает о туризме как о способе наполнения доходной части бюджета. На головной странице тематического сайта, радушно улыбающийся с фотографии глава региона зазывает посетить наш край, попутно расставляя приоритеты в данной отрасли. Реперные точки тутошней туриндустрии известны ab ovo и навязли уже в зубах, до ломоты и оскомины. Ложка хохломская, наше всё пушкинское местоимение в Б.Болдино, вкруг Светлояра трижды на коленках проползти, а потом - айда все купаться в Горьковском море, и обязательно лещей копчёных селитёрных на дорожку! Селяне с фольклорными рушниками и моление на пресловутой дивеевской "канавке" органично дополняют обычный со времён "Интуриста" набор достопримечательностей a la Russe. В самом Нижнем Новгороде гостям города предлагается опять-таки обыденная провинциальная солянка из церквей, Ярмарки и Щелковского хутора, слегка приперченная ведомственными музеями, вроде экспозиций авиазавода, Кр.Сормово и ГАЗа. Пони бегает по кругу.

Между тем, Нижний Новгород имеет возможность предоставить на обозрение архитектурные объекты действительно уникальные, подобных в мире осталось - по пальцам одной руки пересчитать. В частности, речь идёт о таком специфическом явлении в истории градостроительства, как дома-коммуны конца 20-ых - начала 30-ых гг. ХХ века. Учинив революцию, большевики решили ускоренными темпами вводить население России в лоно социалистических отношений, в том числе ускоренной переделке планировалось подвергнуть быт городского пролетариата. Для сего был задуман новый, невиданный ранее тип коллективистского жилища. Во многом, такой подход имел свои резоны, о чем откровенно писали: мол, «приходится строить новый быт в старых жилищах. Полученный в наследство от старого строя жилищный фонд насквозь пропитан замшелой стариной переживших свою экономическую эпоху форм быта - каждый дом строился с таким расчетом, чтобы всякая семья имела возможность вести совершенно изолированное домашнее хозяйство». Во-вторых, в ВСНХ посчитали, что коллективные жилища обойдутся дешевле в содержании. В 1927 году вышло постановление, в коем полагалось "обратить внимание ведомств РСФСР..., осуществляющих рабочее жилищное строительство, на целесообразность проведения в жизнь строительства типов домов с коллективным использованием вспомогательной площади (как-то: кухни, столовой, ванных, прачечных и пр.)". Отличительными признаками домов-коммун провозгласили "выделение из квартиры функций питания, воспитания детей и стирки" и требование строжайшей регламентации "бытовухи", которую планировалось жёстко подчинить "правилам внутреннего распорядка". Коммунистическая мораль первых лет Советской власти не позволяла вести двойную жизнь и активно порицала тех граждан, что имеют "одно лицо на заводе, в учреждении с коммунистическими фразами на языке, другое лицо, лицо пошлой обывательщины – дома, в семье, в быту".

К тому времени, как в г.Горький было организовано рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество под названием "Культурная революция" (а это случилось в 1929 году), идея дома-коммуны начала претерпевать любопытные трансформации. Наиболее увлекающиеся конструктивисты из "Объединения современных архитекторов (ОСА)", вроде тов.Н.С.Кузьмина, дошли в своём желании переустройства обители пролетария до такой степени, что аннулировали интимность семейной и половой жизни. Американский историк Ричард Стайтс так комментировал проект Кузьмина в 1989 г.: "Для поддержания необходимого ритма жизни коммунаров используется радио. Но их половая жизнь и отдых остаются нераскрытыми. Кузьмин считал, что холостые будут спать раздельно по половому признаку в комнатах по шесть человек (без описания их половой жизни). А "семейные пары" в смежных комнатах. Дверь, соединяющая комнаты супругов, может быть заперта в случае развода". Только лишь один-единственный раз в чертежах Кузьмина появляется двуспальная кровать, которая клеймилась красными апологетами как проявление мещанства и сексуальной эксплуатации женщины. Этот рудимент проклятого прошлого архитектор разместил в одной из восьми комнат, соединенных стеклянной галереей, расположенной между библиотекой и корпусом общественных спален коммуны. Галерея сообщалась только с корпусом спален. Поверх этих восьми комнат Кузьмин подписал: "двуспальные кабины", но злонамеренные критики более метко обозвали их "кабинами для размножения".

Такого рода экзотические новации с трудом пробивали себе дорогу в среде даже старых большевиков: на страну неумолимо накатывалась заря сталинского ампира. Перегибы, как водится, были осуждены сверху: 16 мая 1930 года ЦК ВКП(б) принял постановление "О работе по перестройке быта". В нем категорично осуждалось увлечение идеями ускоренного преобразования бытовой жизни трудящихся СССР (а Кузьмин и его поклонники позднее получат персональную анафему). Посему, с середины 1930 года начался новый, гораздо более реалистичный этап в проектировании домов-коммун. В обиход вошел термин "жилища переходного типа", введенный председателем секции соцрасселения и жилбытстроительства Института экономики Комакадемии Н.А.Милютиным, который формулировал задачи архитекторов жилфонда следующим образом: "Жилье должно быть жильем переходного типа, в котором была бы возможность жить семьей и пользоваться при желании формами обобществленного бытового обслуживания. Наряду с этим должна быть предоставлена возможность при желании самим готовить пищу, воспитывать своих детей и стирать белье". Именно такой тип домов, без экстремизма, и был взят за основу вышеупомянутой коммуны на Лыковой Дамбе в г. Горьком.

Построен дом был в 1932-1935 годах, автором проекта стал архитектор-художник Владимир Медведев, а возводил корпуса жилищно-строительный кооператив товарищества. По воспоминаниям Б.А.Гаранина (источник - здесь), начальником стройки был инженер Н.И.Ратовский, председателем ЖСК – Г.М.Лунин. После окончания строительства управляющим домами был назначен М.Н.Зобиков. Корпусов в Доме Коммуны было 5: четыре жилых и пятый детский. Все они соединялись тёплыми переходами на уровне 2-го и 5-го этажей. Соответственно, по переходам можно было отовсюду пройти в столовую, магазин, душевые комнаты, библиотеку, прачечную. Наличие лифта делало эти дома чрезвычайно престижными. Ордера на квартиры выдавались из расчета 3-х комнатная квартира на 6 жильцов. Кухонь в проекте не предполагалось, но имелся вытяжной шкаф для керосинки или примуса, а рядом с ним - небольшой посудный шкаф. Умывальник с холодной водой и туалеты для однокомнатных квартир не предусматривались: для их жильцов "общие" удобства были размещены в отдельных помещениях на 2-х и 5-х этажах. Ко времени сдачи в эксплуатацию в 1933 г. все обещанные бытовые блага работали: детсад, ясли, столовая, магазин, душевые и ванные комнаты, титаны с горячей водой. 

Из воспоминаний (источник - здесь) пользователя NN.RU под ником Эстетка: "Был лифт, мне кажется не на каждый этаж, могу ошибаться, но чтобы подняться на четвертый, надо было доехать до пятого, перейти по длинному коридору и спуститься на четвертый по лестнице. В лифте на стуле сидела тётенька-лифтерша, она поворачивала рычаг на нужную цифру и нажимала кнопку. При выходе из лифта ей надо было обязательно сказать "спасибо", а я не хотела... В подвале одного из корпусов, опять-таки до войны, располагался магазинчик со всей необходимой бакалеей, чтобы далеко за ней не бегать. Около лифта в 3 корпусе сидел сапожник. В каждом корпусе было помещение, где постоянно грелся титан с водой, растапливался он дровами и газетами, никакого электричества. Горячую воду мог взять каждый, когда было нужно. А чтобы помыться под душем или в единственной ванной, надо было записываться заранее, один раз в неделю. Помывочная располагалась на 5 этаже". Корпуса имели плоскую крышу с доступом на неё из каждого подъезда. По ним можно было прогуливаться (из воспоминаний вышеупомянутого Б.А.Гаранина): " ... дети в теплое время года с ранней весны играли там, загорали и даже катались на велосипедах, у кого они были. Весной, когда в квартирах начиналась уборка к 1 Мая (по старой традиции убирались к Пасхе, но об этом никто не говорил, само слово "Пасха" редко произносилось, хотя в квартирах продолжали отмечать этот великий христианский праздник), мы помогали своим матерям, бабушкам, сестрам вытаскивать на крышу теплые вещи, постельные принадлежности и выбивали их от пыли, сушили на ярком весеннем солнце. А развешивали на веревках, которые натягивали от тамбура к тамбуру. Поскольку ходьба и прогулки по плоской загудроненной крыше нарушали герметичность покрытия, то жители верхних этажей часто жаловались на протечки потолков и гоняли нас с крыш. Конечно, если мы вели себя тихо и мирно, то жильцы этих "заоблачных" квартир могли нас и не заметить. Потом они стали запирать на замки двери выходных тамбуров."

Но коммунальная идиллия кончилась с началом Великой Отечественной войны. Во время войны в городе появились беженцы, их расселяли куда только было можно, и помещения помывочных превратили в жильё. Все стали ходить в баню на Черный пруд." ... После войны дом-коммуна был передан на баланс райисполкома. Все перечисленные коммунальные службы были ликвидированы. В дома началось вселение всевозможных контор и организаций. Жильцы остались без кухонь, столовой, магазина и душевых комнат. На общественных туалетных комнатах повесили огромные амбарные замки, а в ходе капремонта 1950 (по другим источникам - 1955) года корпуса лишились плоских крыш-соляриев, замененных на более водоустойчивые двускатные. Потихоньку здания ветшали, ожесточение сантехников и электриков, вынужденных разбираться с чудесами самопальных коммуникаций, росло - а удивительные межкорпусные переходы стали просто опасными для проходящих жильцов. Последняя по времени попытка косметического ремонта (судя по словам сегодняшних насельников дома) относится к эпохе полпредства С.В.Кириенко, когда один из корпусов (ул.Пискунова, д.3/1) был покрашен в первозданно серый насыщенный цвет и построена детская площадка во дворе (на месте быв. площадки для митингов и собраний с трибуной и скамейками).

На сегодняшний момент дом-коммуна "Культурная революция" является, в соответствии с решением Облсовета № 288-м от 31.08.1993 г., объектом культурного наследия местного значения (см. запись в реестре за № 5201286000), но никакого ухода и контроля за памятником истории не осуществляется. Забытый и позаброшенный, сиротливо спрятался он в глубине дворов Б.Покровской, а нынешнее поколение и знать не знает о существовании такой достопримечательности. 

Поэтому общественное движение "Спасград" организовало 3 февраля 2013 года экскурсию - "Дом-коммуна" "Культурная революция" для всех желающих познакомиться с данным объектом. В целом, мероприятие можно признать удавшимся: присутствовало более 30 человек, с большим интересом прослушавших объяснения художницы Анны Бочковой, чья семья уже не первое поколение живет в этих исторических стенах. Впечатлений много даже для меня, человека более-менее представляющего эпоху первых пятилеток с их духом ярого коллективизма. Оживший призрак пламенных тридцатых, полуосвещённые коридоры запутанной системы, заставляющие вспомнить булгаковское "пятое измерение" и решётки - приметы новейшего времени - бесконечные наваренные плетни на проходах, подъемах на крышу, выгородки и нависающие над головами трубопроводы. Странные ощущения возникают, когда заходишь в один подъезд, а выходишь в совершенно другом доме, проколов пространство, да и время, свёрнутое на мгновения уэллсовской машиной. Дворы нечищены от снега в лучших традициях 90-ых: видно, что ЖКХ тщательно прикрыло глаза пятерней и зажмурилось, дабы не видеть этого ожившего кошмара градостроения, требующего тщательного ухода. Какой уж там ремонт - снег бы покидали с дворовой территории, но вакансия дворника, судя по всему, последний раз была здесь занята в 198-мохнатом году. Оттепель предательски растопила наледь на крышах и экскурсанты с опаской передвигались вдоль стен, поминутно поглядывая наверх, откуда на головы то и дело срывались рыхлые белёсые комья. Реликт, перестарок, заблудившийся, пошарпанный годами и непогодой мамонт, переживший собственное идеологическое наполнение, безмолвный свидетель послереволюционной пассионарности, этот комплекс домов всё ещё может стать значимым экскурсионным объектом, - таких уже не делают.

Современное нам чиновничество, как можно догадываться, ни сном ни духом не догадывается о туристическом потенциале "Культурной революции". В тоже время, на его знаменитый московский аналог, "Дом Наркомфина" работы М.Гинзбурга, едут посмотреть путешественники со всего мира - для того, чтоб прикоснуться к первоисточнику конструктивистской архитектуры. Реставрация таких объектов чрезвычайно дорогостояща, пусть себе ветшает ... А когда на прохожих начнут сыпаться кирпичи из рассыпавшихся стен, то можно будет с полным на то основанием снести гнилушки(С) и получить кусочек лакомой земли воистину астрономической стоимости, на котором тут же  заложат 15-этажный элитный хаус-отель-бутик, с собачьими парикмахерскими, ночными блядюшниками увеселениями и прочими, востребованными инвесторами, шмоточными потрохами. Крайне не хотелось бы такого развития событий.


  • 1

Это еще не полный п...

Полный П, это Дом специалистов Наркомфина в Москве. Вот уж где машина для жилья-то...

Re: Это еще не полный п...

По ссылке в последнем абзаце я как раз о нём вспоминаю. Тут важен тот факт, что туробъектом не обязательно должен быть храм или монумент: на Дом Наркомфина специально едут посмотреть интуристы. Но местные чиновники зациклены на стереотипах и по-прежнему выставляют в качестве "изюминок" Нижегородчины старые проверенные Строгановскую церковь, Кремль и и прочие седые древности. Анекдот ещё и в том, что комплекс коммуны находится в двух шагах от администрации Нижегородского района. Под носом не видят.

P.S. После "Витязей" Ваша последняя вещь покуда тяжеловато читается. Возможно просто пока не "вошёл в контекст".


Спасибо -очень интересно! Я бы тоже с большим удовольствием сходила на такую экскурсию. Еще не планируют они проводить?

Да, разумеется. Уже была экскурсия по конструктивизму Автозавода. Сообщу, если что :-)))

в Музей деревянного зодчества уже и своих водить жалко, т.к. неремонтируемые избы уже настолько изветшали, что дальше уже и входить в них аварийно.

Этот музей областные власти собрались переносить куда-то на Бор, с тем чтобы там он окончательно загнулся. Посему денег на поддержание памятников в должном состоянии выделять никто не собирается. Какой такой культур-мультур?


А известно, какому ведомству принадлежал дом? И кого туда вселяли?
То, что это не рабочее жилье - очевидно.

Формально, дом строился по иницативе "рабочих, строителей, печатников и швейников", организовавших своё ЖСК-товарищество. Но исполком местного Совета быстро прибрал к рукам распределение площадей, к тому же срочно требовалось жильё для специалистов высокой квалификации (инженеров), прибывавших на строительство Горьковского автозавода. Таким образом, дом получился довольно "элитарным": здесь жили преподаватели, технические специалисты и работники сферы культуры - в частности, из коллектива театра драмы, расположенного в 100 метрах от здания. Хотя, были здесь прописаны и рабочие, к примеру из типографии на ул.Варварской.То есть однородного наполнения номенклатурой в Культурной революции" всё-таки не случилось, в отличие от автозаводских строек Соцгорода (см. т.н. "Радиусный дом".)


Ну,какая уж могла быть "инициатива рабочих" при строительстве такого жилья... А дом, явно изначально предполагалось заселять городской элитой. Там же квартиры, лифт,прочее благоустройство... Рабочих в то время в квартиры не селили, даже коммунальные.

Может это "дом специалистов"? Была такая программа строительства сотни домов по всему Союзу для культурного и городского начальства. Тогда, он скорее всего строился муниципалитетом, а не промышленным ведомством.

Жилищное строительство в 20-ых гг. в исторической часть Н.Новгорода (в границах нынешнего Нижегородского района) практически не велось. А в ходе индустриализационной политики, с конца указанного десятилетия, строительство началось - но, в подавляющем большинстве случаев, в Заречной части города ... при возводимых заводах - ГАЗ, 21-ый авиазавод, артиллерийский завод №92 и т.п. "Элита" местного партпроисхождения :-) вполне довольствовалась особняками купцов, в изобилии присутствовавших "на горе", в старой части Нижнего. Поэтому особой какой-то необходимости возводить супер-модерновое здание именно "под них" не было. А вот с вновь прибывшими техн. интеллигентами, да, были проблемы, так как в заречье не было никаких городских построек, кроме Ярмарочного городка в Кунавино. С другой стороны, когда мне рассказывали потомки жильцов первой волны, что здесь проживали ГАЗовские инженеры, я сразу же представлял возникающие проблемы с транспортом: капитальный мост через Оку тогда существовал в единственном экземпляре, да и то, открыт он был лишь в апреле 1933 года. Если взглянуть на карту Нижнего, то становится ясным, что дорога к автозаводу (даже на автомобиле) занимала у приглашенных спецов 1,5 часа минимум - учитывая качество "магистралей" и возможности легковых Фордов-Т.
P.S. Речи о том, что дом строился "промведомством", я и не вёл. Это была муниципальная инициатива ...
P.P.S. Возможно, тут сыграла роль личность молодого и чрезвычайно амбициозного 1-го секр. Нижгубкома А.А.Жданова. Он, кстати, был весьма уважаем в Нижнем в те года, именно за свои "пробивные способности" и внимание к нуждам населения (как бы странно это сейчас не звучало). Если что - я сам работал в экс-партархиве НН по документам 1926-29 гг. в середине 90-ых, и могу это свидетельствовать. Жданов много сделал для города, но быстро ушел на повышение.



Edited at 2013-06-23 09:18 am (UTC)

Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О постройке домов для специалистов»от 25 марта 1932 г. предписывалось построить (то есть профинансировать государством) по всему СССР 102 дома, в том числе в Н.Новгороде два "дома для специалистов", видимо, по 100 квартир. Селили туда городскую культ. элиту, высших чиновников и высокопоставленных инженеров. Возможно это один из них. Или в Горьком есть еще и другие с таким названием?
Вообще-то, терминология "дом-коммуна" более ранняя, ее перестали использовать в 1930.
С другой стороны и сам проект был сделан скорее всего в 1929-30 гг. В 1932 г. такой явный конструктивизм уже не был бы утвержден.

Edited at 2013-06-23 09:26 am (UTC)

Газета "Нижегородская коммуна" 28 августа 1931 года писала по этому поводу: "Проект был одобрен комиссией Наркомата РКИ СССР и признан образцом всех домов-коммун СССР на сегодняшний день". Обратите внимание на дату - лето 1931 года ... последние всплески одобрения конструктивизма, обусловленные "провинциальностью", удаленностью от центров принятия решений?
В Горьком были еще дома такого (или схожего) типа, в том числе т.н. "Дом чекиста" на М.Покровской, уже более поздний (1933-37) квартал на пр.Кирова-Ильича в Автозаводском р-не (там менее выражен элемент обобществления быта), но имено домами-коммунами их не называли.



Edited at 2013-06-23 09:42 am (UTC)

"...последние всплески одобрения конструктивизма, обусловленные провинциальностью", удаленностью от центров принятия решений?"
----------------------------
Нет, не думаю. Конструктивизм прихлопнули где-то годом позже, весной 1932, после окончания конкурса на Дворец советов.

Вот словосочетание "дом-коммуна" скорее уже рудимент. Вакханалия с проектированием "домов-коммун" прошла в 1929ß30 гг. и была прекращена постановлением ЦК "О работе по перестройке быта" от 16 мая 1930 г. без всяких практических результатов.
А вот дома для среднего начальства без кухонь и ванных были нормой того времени. Скорее всего, в этом комплексе, как и в прочих, вся советская иерархия привелигированного жилья соблюдена, от простых комнатных общежитий до комфортабельных 4-5 комнатных квартир с полным набором удобств. Там ведь лифт вроде бы всего в одном корпусе? Или дже секции?

Вот планы бы посмотреть, все сразу стало бы ясно...
А у вас нет полного текста этой заметки из "Нижегородской коммуны"?

Нет, к сожалению полного текста заметки нет, увы. Цитировал отсюда. В этой же публикации есть краткое описание комплекса. Лифты, сразу скажу, есть во всех корпусах, и именно старой конструкции встраивания, со специфическими лифтовыми шахтами - сами механизмы, естественно, заменены на автоматику.


Понятно. Жаль, что планировок не опубликовано. Это самое интересное в жилье того времени.

Да, потому что современные планировки квартир в комплексе "КР" совершенно не соответствуют тому. что было изначально. Народ умудрялся выкраивать себе ванные, туалеты делались в подсобках (по сю пору там есть квартиры, в которых туалет расположен за 30 метров, в другом конце общего коридора), а уж что там творится с коммуникациями - не поддается описанию. Кошмар сантехника и электрика. По сути дела, своеобразный быт коммуны в этом доме подкосила война и уплотнение, оправдывавшееся чрезвычайным условиями (эвакуированные массово потекли в Горький).

К сожалению, сейчас памятник находится в плачевном положении, и местные власти на него не обращают никакого внимания, просто игнорируют. Меня категорически возмущает подобное положение дел, поскольку дом и в самом деле крайне неординарный, а от хохломской ложки (ТМ) как символа Нижегородчины туристов уже тошнит ... У вас, господа, под носом (он стоит прямо за зданием администрации Нижег. района) раритетнейшее здание, которое может быть одной из экскурсионных изюминок города ... а вы его не замечаете. Слепота поражает.



Edited at 2013-06-23 10:49 am (UTC)

Да, нечто подобное и с домом Наркомфина в Москве творится. А уж он-то - известнее не бывает. Книжки на Западе выходят (но не в России!)
Но реконструкция таких зданий стоит бешеных денег, новое построить гораздо легче. А еще и при полном отсутствии интереса к охране памятников....
А Вы ничего не знаете о сульбе архитектора? Иногда по биографии автора можно многое понять в постройке.


Учитывая, какие "бешеные деньги" тратятся на сооружение невообразимых в своём уродстве торговых центров и прочих обжираловок (коим и так несть числа), то, подозреваю, затраты на приведение указанного памятника культуры и истории в достойный вид были бы не так уж велики.

По В.В.Медведеву информации крохи: есть упоминание, что он работал в нач. 30-ых в Чебоксарах. Звуковой кинотеатр (1933, архитектор. В.В. Медведев, после реконструкции – кинотеатр «Родина», 1953, архитектор Ф.С. Сергеев. В Нижнем, в соавторстве с гораздо более маститым А.А.Яковлевым, построил также т.н. "Дом инженерного работника" на ул.Ильинской,57 (см.здесь).

А в целом, как бы Вы, признанный специалист по советской архитектуре, оценили дом-коммуну "Культурная революция", в аспекте объекта культурного наследия?



Edited at 2013-06-23 11:34 am (UTC)

Спасибо!
Да очень интересно, конечно. И конечно заслуживает сохранения. Я сейчас занимаюсь как раз жильем 20-30-х годов, пытаюсь систематизировать типологию. Это было очень короткое и интересное время - между 1926 и 1930 г. Ни до, ни после ничего подобного не было в СССР. Сталинские дома стали жирными, но тупыми и резко менее интересными по структуре. Там гнали фактически типовуху.

Спасибо Вам за высокую оценку этого памятника. К прискорбию, нынешнее областное и городское руководство Нижнего с трудом понимает необходимость сохранения ОКН в градостроительной среде на территории старого города. Порою складывается впечатление, что лучшим выходом для чиновников было бы снести все "гнилушки" побыстрее, выстроив на их месте доходные стекло-бетонные кошмарики. Или дождаться, когда объекты охраны рухнут сами собою ... Поэтому для нашего местного градозащитного движения важны любые свидетельства сторонних специалистов - поскольку власти обвиняют нижегородских реставраторов и активистов в предвзятости и манипулятивности.

Возможно, для Вашей работы окажется полезным вот этот материал. Здесь потомки архитектора А.А.Яковлева (упоминавшегося выше) собрали информацию о своём предке: Яковлев был одним из самых видных зодчих межвоенного Нижнего. Кстати, его творчество, насколько я могу судить, служит хорошей иллюстрацией Вашей концепции "насильственного врастания" быв. конструктивистов в классический сталинский ампир.


Спасибо, взял в архив.
Вообще, в Горьком должно быть много памятников архитектуры 20-х годов. Изучать и изучать. Не говоря уже о таинственном строительстве ГАЗа компанией Остин... Не помню, чтобы мне встречалась книги по архитектуре Н.-Новгорода 20-х годов. Вот бы начать послндовательно публиковать.В местных архивах должны быть сокровища....

По строительству автозавода много материала на сайтах "местного значения". Постараюсь сделать Вам подборку, но быстро не обещаю.

В Нижнем выходило одно-единственное издание на тему архитектуры 20-ых гг. Вот оно: Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде / О.В.Орельская. – Н.Новгород: Промграфика,2005.–192 с.:ил.. В электронном виде его в сети не существует, но, возможно, в скором времени у меня появится возможность отсканировать данное исследование, которое уже сейчас стало большой редкостью (тираж всего 1000 экз.). Если получится - постараюсь дать Вам возможность ознакомиться с этой книгой.

P.S. Даю наводку на "доконструктивистские попытки решения жилищного вопроса" на нижегородском материале :-)) Очень любопытная статья В.В.Краснова "Первый опыт массового жилищного строительства в Нижнем Новгороде советской эпохи" - деревянное типовое жильё рабочего поселка начала 20-ых, этакий "функциональный пролетарский модерн".


Спасибо!
А книгу Орельской я обнаружил в каталоге берлинской библиотеки, так что видимо скоро отсканирую сам. Могу и Вам прислать.
По автозаводу меня интересует в первую очередь участие фирмы ОСТИН в проектировании генплана соцгорода, там совсем таинственная история. И еще роль фирмы Альберта Кана. Она проектировала не ГАЗ, как я раньше думал, а только автосборочный завод... Но все это очень плохо известно. Хотя вся деятельность Остин и строительство завода и попутного жилья интересна. Буду благодрен за любые наводки.

Наверное, я смогу Вам немного помочь в поиске информации по истории сотрудничества фирмы "Остин" с сов. правительством в деле стр-ва Горьковского автозавода. На сервере музея Нижегородского университета выложены " ... фрагменты книги Ричарда Картрайта Остина "Строя Утопию", изданной в США в 2004 году. Автор - священник методистской церкви, внук президента компании "Остин", ... Отец Ричарда - Аллан Остин (сын президента компании), тогда молодой инженер, - сам принимал участие в строительстве Соцгорода автозавода, сам был свидетелем создания, как он говорил, "Города-Утопии" ...".

Ссылки на части публикации по номерам журнала: № 7-8, № 9-10, № 11-12, № 13, № 15, № 16, № 17.

К сожалению, в сетевой версии существует пробел: №14 оцифрован не полностью, публикации Р.К.Остина не выложено. Но и остальные части книги дают немало пищи для размышлений.



Edited at 2013-06-23 03:01 pm (UTC)

Спасибо большое!

Вот можно скачать книжку Орельской - http://rusfolder.com/37021992
Спасибо за наводку!

Не за что! Спасибо Вам огромное!
И еще вопрос у меня будет ... не подскажете ли что почитать о сохранении объектов культурного наследия в городах Германии? Желательны русскоязычные ссылки. Нам, нижегородцам, небезразличным делу градозащиты (в условиях повального сноса старых построек в историческом центре НН), хотелось бы иметь представление о том, как решается на государственном и муниципальных уровнях Германии (и шире, Европы) проблема сосуществования современной застройки и ист. наследия. Или, быть может, Вы сочли возможным черкнуть пару слов по данному поводу, коли изыщете время.


Боюсь, что русских ссылок я на эту тему не знаю. Но по личному опыту архитектора знаю, что охрана памятников архитектуры очень жестко соблюдается. Для каждого объекта заранее известно, что с ним можно делать, а что нельзя, какие переделки допустими, какие нет. Практика "восстановления старых фасадов" в виде полных новоделов отсутсвует начисто.

Впрочем, вся система получения разрешений на строительство здесь другая. Градостроительные условия во всех деталях на конкретный участок обычно известны заранее, до начала проектирования. Их выполнение гарантирует получение разрешения на строительство. Согласование "архитектурно-художественного решения" нового здания с гл. архитектором или иным чиновником - вещь немыслимая.

Спасибо, Дмитрий Сергеевич! В принципе, можно и немецкоязычные (или на английском, если найдутся, подошли бы). Уж больно остро стоит сейчас вопрос, актуален донельзя. Интересовало бы типическое для архитектурного сообщества Западной Европы (и Германии в частности) отношение к территориям застроек как к нативной аутентичной среде. Каким образом ее можно интегрировать в современную архитектуру? Я уверен, что в Европе уже отработан механизм привлечения инвестиций для этого - бизнес модели, способы, практики... И еще, субъективный такой вопрос: модно ли вообще проектировать в "атлантическом мире", отталкиваясь от потребностей людей - возможно в заграницах тоже считают обывателей быдлом, выполняя формулу "если публика дура, то это навсегда, нам лучше знать ..." :-))



Edited at 2013-06-27 12:25 pm (UTC)

Вот ссылка на статью "Охрана памятников" в немецкой Википедии - http://de.wikipedia.org/wiki/Denkmalschutz

В тексте есть всякие другие ссылки. Я честно говоря специально охраной памятников не занимался, повода не было в немецкой практике. Но, как мне кажется, охрана памятников финансируется именно государством, бизнес тут не при чем. Я знаю, что владельцам домов 19 века помогают средствами при ремонтах зданий для восстановления исторических фасадов, обычно это для частного лица - дело неподъемное.

Ну а насчет нового проектирования отталкиваясь от потребностей людей, так в Германии вроде другого и нету. Кто же будет покупать идли снимать плохую квартиру в дурном доме если есть выбор. На мой взгляд большая часть того, что в России строится даже под видом "элитного жилья" на западном рынке даже появиться бы не могла. Кстати, стоимость строительства кв. метра в Германии - меньше, чем в России...

Спасибо,будем пытаться разобраться ...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account