Previous Entry Share Next Entry
О приметах грядущей олимпиады и белых джентльменах в Папуасии
Breviarissimus
breviarissimus

Как ведомо каждому человеку, интересующемуся историей Отечества, одним из самых эпических провалов Н.С.Хрущева на ниве идеологии, было включение в программу КПСС постулата о построении коммунистического общества к 1980 году. Несмотря на яростное сопротивление всех вменяемых консультантов ЦК, инициатива "кукурузника" был продавлена самыми что ни на есть административными методами, и уже брежневское руководство в 1970-ых гг. оказалось поставлено в весьма неудобную позу: развитой социализм вроде бы есть, но до коммунизма ещё как до Китая раком, и достижение его вообще под большим вопросом. Поэтому выторгованное СССР (при содействии большого друга нашей страны барона Э. фон Фальц-Фейна) проведение летней Олимпиады-80 в Москве, оказалось для товарищей из Политбюро манной небесной и спасательным кругом.

Фактически, руководители СССР поставили себе целью наглядно продемонстрировать миру, что хрен с ним, с коммунизмом страна Советов сильна экономически и готова к образцовому проведению Олимпиады. И действительно, Олимпийские игры-80 были во многом уникальны, проведены с безграничным размахом, продемонстрировали всему миру наше гостеприимство (это в условиях бойкота со стороны США и их коллег по НАТО) и считаются эталонными по обеспечению безопасности участников. Непосредственно же для советских людей Олимпиада стала не столько спортивным праздником, "... сколько моделью особого идеального мира, созданного в отдельно взятом городе на очень непродолжительное время. Этот мир складывался из чистых улиц, приветливых прохожих, изобилия на прилавках и всех тех рожденных трудом дизайнеров мелочей, что наполняют будни значительностью и торжественностью". Имеется в виду, что плакаты и прочая наглядная агитация, марки, значки, эмблемы, талисманы, сувениры и подобные "мелочи" сначала служат созданию неповторимого облика Игр, а потом остаются на скрижалях Клио как вещественная память для следующих поколений.

Зимняя Олимпиада-2014 в г.Сочи тоже рассматривается нынешним руководством РФ как объект высочайшей важности. К ней приковано постоянное внимание первых лиц, финансирование идёт бесперебойно, медиа не перестают бравурно голосить о "судьбоносности" грядущего события, но особого энтузиазма ширнармасс как не было, так и нет. Что-то мешает нам поверить в эту латынь(С). С трудом оторвавшись от изучения очередного банковского листка о погашении кредитной задолженности, обыватель мельком видит в телевизоре президента, с любопытством внимающего своим вороватым боярам: "Из 1 млрд 200 тыс. стало 8 миллиардов? Молодцы, хорошо работаете ...". С помпой возводимые спортивные новостройки, грозящие обойтись налогоплательщикам в астрономическую сумму (1,526 триллиона рублей), должны, по идее, вселять гордость в сердца каждого верного сына России, но такие мелочи изрядно поганят общую картинку и способны более вогнать в уныние, нежели ободрить: "Чтоб я жил с таких откатов!".

Однако же, правительствующая кремлядь, смахнув божью росу с честных очей, продолжает кампанию по надуванию значимости Олимпиады, ширше и глубже, абы до каждого допёрло. Имея в загашниках богатый опыт пропагандистского аппарата СССР, пиарщики решили озаботиться монументальной "просочинской" агитацией на улицах российских городов. В рамках вновьизмысленного рекламного хода, " ... 7 февраля 2013 года Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске и Хабаровске торжественно были открыты часы обратного отсчёта до Олимпийских игр 2014 года в Сочи". Судя по всему, лица, ответственные за формирование положительного имиджа Олимиады-2014, по простоте своей решили, что лучший аргумент в борьбе за сердца населения - это методическое втирание волос в голову мозолить глаза с как можно большею частотою. Но поскольку плотники были как обычно нетрезвые заветы В.Черномырдина никто ещё не отменял, получилось как всегда: и смешно, и грустно.

Спонсором установки чудесных часов в вышеуказанных городах стала швейцарская фирма "Омега", по праву гордящаяся своим званием "официального хронометриста олимпиад", аж с 1932-го забытого года. С одной стороны, молодцы, гг.часовщики: и участвуют в спортивной пропаганде, и себя любимых, опять же, в рекламных целях не забывают. По крайне мере, логотип "Омеги" на сём сооружении читается более чем наглядно. С другой стороны, вступивши на зыбкую почву загадочной, смутной России, подданные альпийской конфедерации втюхались по самые уши в нашу беспросветную действительность и совершили ряд ляпов, объяснить которые логически совершенно невозможно, если только не предполагать изначальную злонамеренность.

В-первых, к самим часам возникает масса вопросов по дизайну. Автора, господа, срочно автора! Размещенный на официальном сайте "Омеги" вычурный пресс-релиз гласит буквально следующее: "The clock’s design is intended to capture and reflect the spirit of a dynamic and diverse region which is defined as much by its history and tradition as by its contemporary outlook...". В каком месте нагромождение пластикатовых призм отражает наши традиции и историю? А вот намек на Россию как "лоскутное одеяло" не только отчётливо читается, но и прямо артикулируется создателями сего "шедевра" - как особый олимпийский стиль, специально разработанный для этой Олимпиады. Ладно бы наши безграмотные дизигнеры ваяли указанное убожество в одиночестве - историю им преподавали давно и скверно, но вот швейцарскими товарищами я восхищаюсь. Экая тонкая издёвка над дремучими аборигенами рашки-федерашки: кому как не гражданам Швейцарской Конфедерации знать, КАКАЯ страна называлась еще в начале ХХ века лоскутной империей и КАК она закончила свой жизненный путь? Белые господа иронически усмехаются и продолжают помогать радостно вопящим туземцам воздвигать тотемный знак с надписью на латинице "Близок час падения Лумумбии".

Во-вторых, процесс водружения монструозных электронных ходиков на площадях туземных весей сопровождался массовыми эксцессами, ввиду того, что местные чиновники отводили площадки под данные "временные сооружения"(С) по принципу "куда душа укажет". То есть, можно только догадываться, какие именно указания на сей счёт были получены градоначальниками из Москвы (скорее всего, что-то типа "ставьте в центре"), но, в конечном итоге, последнее слово оставалось за мэриями на местах. А поскольку с художественным вкусом у наших руководящих товарищей и так не густо, то омеговские "пирамидки" воткнули в образцово-показательно неподходящих точках городов. К примеру, показательна реакция жителей Санкт-Петербурга. По словам тов.rromanov, "Теперь, если вы смотрите на Малую Конюшеную улицу со стороны Невского, то видите не памятник Гоголю на фоне застройки XIX века. Вы видите такие вот покращення в цыганском стиле, призванные показать, насколько органично pr-мероприятия "путин-стайл" смотрятся в историческом контексте. Примерно так же органично, как седло на корове." Огорчённые таким архитектурным нововведением, питерцы порешили уже добиваться "переноса сочинского уродища" куда-нибудь из исторического центра СПБ.

Ещё более дурнопахнущий казус случился с рекламной продукцией фирмы "Омега" в Екатеринбурге. Мэрия сего уральского града решила совместить два идеологически безупречных шага в одном: плюнуть в проклятое советское наследие и разместить приснопамятные часы в историческом центре. Для установки аляповатого таймера была выбрана площадка на Плотинке, где ранее высилась хорошо известная жителям "краснознаменная группа" с орденом Ленина. Дисгармонирующий с духом капитализма монумент пришлось сносить глубокой ночью, аки тати, под покровом тьмы, но это не спасло мэрию от яростных протестов местного обкома КПРФ и простых мещан. Парадоксальным образом, областные власти и лично губернатор Свердловской области "осудили действия городской администрации, а 6 февраля МУГИ Свердловской области оштрафовало мэрию на 20 тыс. рублей", ну а сама процедура открытия олимпийских часов выглядела сюрреалистично из-за огромного количества оперативников в штатском. Показательна реплика вице-мэра Екатеринбурга, г-на А.Высокинского, который в ответ на прозвучавшую от журналистов критику дизайна часов, вдарил правдой-маткой: «Дизайн - не для того, чтобы кому-то нравиться или не нравиться, он такой, какой есть, и он утвержден».

Last but not least, в Нижнем Новгороде размещение счётчика каунтдауна было выбрано тоже не без дальнего прицела. Многострадальная площадь Горького и сквер на оной в течении последнего времени служат предметом постоянных коллизий между гражданами, озабоченными сохранением объектов культурного наследия, и городской/областной администрациями. Мне уже доводилось подробно рассказывать о наполеоновских планах по противозаконной ликвидации данного объекта ОКН и обустройстве под памятником пролетарскому писателю подземного торгового центра с блэкджеком и шлюхами подземной автостоянкой, бутиками, обжорками и прочими барахольными заведениями. Встретив резкое сопротивление общественности, чиновники пошли на попятный и проектирование чудовищного ТЦ покуда находится на латентной стадии, но дабы успокоившаяся было опчественность не расслаблялась понапрасну, руководящие товарищи решили наложить икебану с другого бока. Не хотите ТЦ - получите часы! Посему, с 23 января 2013 года в сквере на площади Горького, а конкретно - на его центральной планировочной оси закипела работа. Сообщество "Спасград" и ряд обеспокоенных жителей НН забили тревогу, посылали сигнал СОС представительству фирмы "Омега" в России, писали швейцарскоподданным в их официальные Твиттер и Фейсбук, но безответно. В итоге, призматическое страшилище, с помпой открытое 7 февраля, исказило исторический облик сквера и загородило памятник А.М.Горькому (кстати, ОКН федерального значения), который теперь, с некоторых видовых точек, полностью перекрыт олимпийскими часами.

Бог с ними, с гг.нижегороцкими полумэрами и правительствующим генералом-губернатором ... их отрицательное отношение к охране памятников истории и культуры хорошо известно. А вот швейцарским часовщикам и, особливо, руководству их российского филиала, стоило бы хотя бы поверхностно ознакомиться с площадками, предлагаемыми регионами на местах под размещение своей рекламы. К сведению руководства уже вполне неуважаемой фирмы "Омега": сквер на площади Горького - это объект культурного наследия регионального значения и возведение новых объектов, в том числе временных, а главное - рекламных конструкций, на его центральной планировочной оси запрещено. Читаем законы РФ. В подтверждение вышесказанному, можно упомянуть кокетливую позицию Управления госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области, которое, не найдя в себе силы полномасштабно воспротивиться вандализму в отношении ОКН, тем не менее, "рекомендовало администрации города Нижнего Новгорода сместить сооружение с центральной оси планировочной структуры сквера площади ...", но на их высокое мнение был забит соответствующих размеров болт. Впервой, что ли.

Сложилось устойчивое ощущение того, что заручившись безоговорочной поддержкой Олимпийского комитета России, "омегианцы" заняли высокомерную позицию джентльменов среди папуасов. То есть, заплатив за установку своих безобразных в художественном отношении копеечных штендеров с присобаченными к ним часами обратного отсчёта до конца света Олимпиады-2014, швейцарские белые люди умыли руки и демонстративно расслабились. Пробковые шлемы, благородная трехдневная небритость a'la "Ливингстон в Африке" курят ароматные сигары, расположившись в шезлонгах под опахалами: "Взгляните, герр оберст, как забавно кланяются эти мартышки нашим рекламным плакатам. Майн готт, они тащат их в свои капища, как забавно! Позвольте вашу камеру, Фридрих, сделать пару даггеротипов для Deutsche Gesellcshaft für Völkerkunde ... надеюсь, вы не забыли магний?".

***

"О спорт, ты - мир!" Давно ли барон Пьер де Кубертен вернул европейской цивилизации Олимпийские игры, наивно полагая их средством улучшения общественной нравственности и воспитания благородных чувств. Минуло чуть более 100 лет. Современные нам Олимпиады обратились в коммерческие лавочки с прейскурантом на фармацевтические победы, где рекламисты - это и есть олимпийские боги, сидящие на телевизионном Олимпе, а жалкие спортсмены потеют в фирменных трусах и гоняют мячики строго определённой корпорации. В рамках этой парадигмы, вызывающее поведение руководства фирмы "Омега", не удосужившейся проконтролировать пригодность площадок под их рекламную продукцию и законность установки пресловутых "часов" в тех или иных местах, вполне объяснимо. Мы платим вам, чего же боле, милые готтентоты? 165 лет безупречной репутации "Омеги", хронометрист гарантирует, да.

С другой стороны, почесав в затылке, могу припомнить, что когда совершенно дикие и нечёсаные, вонючие как хлев бенедиктинцев, швейцарские наёмники только спускались с гор за солью, в попытках пристроиться в европейские армии за малый солид, на Руси уже три века стоял храм Покрова-на-Нерли и творил А.Рублёв. Так что вопрос о папуасии, мягко говоря, можно считать закрытым. Тысячелетнюю русскую культуру не под силу перешибить дешёвому пластиковому чайнику, выставленному на городской площади, а вот походя плюнуть в неё - можно, конечно. С известным результатом, см. учебник истории.


  • 1
браво!
благодарю за пост, камрад.

Джентльмены вольготно чувствуют себя на диких берегах Папуа-РФ. Чуток бы укоротить.

Блестяще написано.

Спасибо, Илья. Зашел на Ваш сайт по партизанским отрядам горьковского формирования в годы ВОВ. Очень интересно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account